Проблемы игр современных детей
статья
В статье показаны проблемы игр в детском саду, какие условия способствуют возвращению игры:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение игры в развитии дошкольника. | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы игр современных детей»
Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"
Но проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
2.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны.
3.Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» с родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.
4. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
5. В детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным в течение многих месяцев.
6.Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. Для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей.
В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается и часто рассматривается как чисто дидактическое. Всё больше игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3–5 лет.
Игра должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников, с характерными для неё компонентами: сюжетом, количеством ролей и играющих, тематикой, правилами, включением игровых ситуаций и проблемой, игровыми действиями, продолжительностью.
Мы наметили ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:
- Прежде всего, для появления детской игровой инициативы, необходимо давать время на самостоятельные игры детей, возможность выбрать занятия и материалы для собственной активности.
В младших и средних группах дети большее время играют в самостоятельные игры, в подготовительной группе из-за учебной деятельности у дошкольников времени на творческие игры остаётся, к сожалению, только во второй половине дня.
- Уровень игры детей зависит от полифункциональности среды и игровых материалов при организации игровой деятельности дошкольников.
Там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей, бросового материала, других подручных материалов, уровень игры существенно выше.
- Для развития игры с учётом возрастных особенностей детей важным условием является создание адекватной предметно-пространственной среды, которая предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных наборов игровой мебели для игр: салон красоты, библиотека, магазин, больница, кафе и др..
В игровых зонах имеются атрибуты в равной степени удовлетворяющие интересы и мальчиков, и девочек (куклы, машинки). Кроме того, игровая среда меняется , «растёт» вместе с детьми: например, пирамидки в младшей группе сменяются деревянными конструкторами из геометрических фигур для старших детей. Однако в условиях ограниченного пространства группы сделать это не так просто, поэтому мы располагаем реквизиты в тематических уголках: спортивном, театральном и собственно игровом.
В младших группах для развития игр свойственна предметная деятельность детей с сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. Для этого создан сенсорный уголок, который способствует развитию тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрёшки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (машинки, куклы с посудкой, мишки, зайки и др.). В этом возрасте в играх отражается привычная им бытовая жизненная последовательность: погуляв с куклой, её кормят, укладывают спать; перед едой кукле нужно помыть руки, завяжут салфетку, покормят ложкой, а пить дадут из чашки и др..Дети с удовольствием играют в мягкий конструктор, крупные кубики, делают башенки, домики, ворота.
В подготовительной группе в сюжетно-ролевых играх дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие значимые жизненные ситуации, например: рождение ребёнка, болезнь, свадьба, играют в полицейских, пожарных и т.д.. Игровое пространство усложняется. Например, если исполняя роль зрителя, он должен купить в кино или театр билет, а артисты показать спектакль. Мальчики охотно играют в военные действия, перевоплощаются в моряков, спасателей, космонавтов и др..Для выполнения таких игр дети выполняют различные по степени сложности конструктивные постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В играх с правилами с младшими дошкольниками педагог втягивает детей в игру, выступая заинтересованным участником, задающим образец действий. Для театральных игр для этого возраста применяем: пальчиковый театр по сказкам, театр с игрушками, куклами. Для музыкальных игр подобраны атрибуты музыкальных инструментов: погремушки, бубны, шапочки-маски.
У детей подготовительной группы в дидактических играх, с правилами, театрализованных играх, формируется умение самостоятельно организовывать игры, выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; выбор ведущего; распределение между собой обязанностей и ролей. Дети могут договариваться между собой, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру.
Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA –International Play Association).
В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру.
В связи с этим мы с 2016 года являемся лидерами большого сообщества всероссийского проекта «Игра 4 Д» программы «Университет Детства», главной целью которого является возрождение детской игры. В проекте участвовали старшие дошкольники, а теперь продолжают играть и малыши.
Мы хотим, чтобы каждый ребенок в детском саду был здоров, чувствовал себя счастливым и мог в полной мере раскрыть свой потенциал.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века? Какие сложности характерны для сегодняшних дошколят? Можно ли современных дошкольников научить дружить и сотрудничать? Какие проблемы испытывают современные родител
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....
«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье
Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовыв...
Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей
В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»
Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»...