Паспорт мини музея "Лукоморье"
методическая разработка (старшая группа)
Цель создания: Дать представление детям о творческом наследии русского поэта А. С. Пушкина. В паспорте отражена вся последовательность работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_po_pushkinu.docx | 95.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение«Детский сад № 47
«Ладушки» средняя группа № 8
«Незнайка»
общеразвивающей направленности
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«ЛУКОМОРЬЕ»
По сказочным произведениям А.С. Пушкина
г. Заволжье
2019
Содержание:
- Сведения об авторском коллективе.
- Паспортные данные мини-музея:
- Название.
- Профиль.
- Актуальность.
- Цель.
- Задачи.
- Принцип организации мини-музея.
- Аспекты музейной деятельности (все формы работы с детьми)
- План работы по созданию мини-музея:
- Наименование этапа.
- Содержание работы.
- Срок реализации.
- Характеристика мини-музея:
- Экспонаты мини-музея.
- Разделы мини-музея
- Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
- Перспективы развития мини-музея.
- Список литературы.
- Приложение (конспекты, фото музея и т.д.)
- Сведения об авторском коллективе
- Роганова Галина Владимировна
должность – воспитатель
категория – высшая квалификационная категория
педагогический стаж работы – 36 лет.
- Скворцова София Михайловна
должность – воспитатель
категория – высшая квалификационная категория
педагогический стаж работы – 40 лет.
- Паспортные данные мини-музея
наименование | содержание |
Название | «Лукоморье» |
Профиль | познавательный, творческий |
Актуальность | Однажды А.С.Пушкин написал такие слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа». А как мы понимаем слово «нерукотворный»? Это творчество великого поэта. А знают ли наши дети, какие сказки и стихи написал А.С. Пушкин? Думаем, что далеко не все ребята это знают, да и о самом поэте мало кто из них знает. Поэтому возникла идея создать мини-музей, где мы сможем нашим воспитанникам рассказать о великом русском поэте, о его творчестве.Познакомить с тем, что, будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание. |
Цель | Дать представление детям о творческом наследии русского поэта А. С. Пушкина. |
Задачи |
|
Принцип организации мини-музея | Наглядность. Доступность. Содержательность. |
- Аспекты музейной деятельности (все формы работы с детьми)
- Рассматривание портрета А.С. Пушкина.
- Знакомство с экспонатами музея.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы по содержанию.
- Викторины.
- Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, ручной художественный труд.
- Игры-драматизации по сказкам А.С. Пушкина.
- Просмотр мультимедийных презентаций.
- План работы по созданию мини-музея:
Наименование этапа | Содержание работы | Срок реализации |
подготовительный |
| январь |
2 этап основной |
| февраль-май |
3 этап заключительный |
| июнь |
- Характеристика мини-музея
V.1. Экспонаты музея
№ | наименование | описание |
1 | «Дуб зелёный с учёным котом» (сказка «Руслан и Людмила») | Представляет собой поделку-макет дуба, на ветках изображена фигурка русалки, под деревом учёный кот, выполнен экспонат из цветного картона, представила поделку семья Шмаль Ярослава |
2 | «Золотая рыбка» («Сказка о рыбаке и рыбке») |
|
3 | «Золотой петушок» («Сказка о золотом петушке») |
|
4 | «Царь Додон» («Сказка о золотом петушке») | Поделка на подставке выполнена из картона и декорирована деталями из цветной бумаги в технике квилинг, представлена семьёй Шегуловой Вики. |
5 | «Шамаханская царица» («Сказка о золотом петушке») | Поделка на подставке выполнена из картона и декорирована деталями из цветной бумаги в технике квилинг, представлена семьёй Шегуловой Вики. |
6 | «Царевна-лебедь» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди») |
|
7 | «Волшебное зеркало» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») | Поделка выполнена из картона, декорирована по бокам «осколками» из блестящей бумаги и нарисованными деталями (лицо), представлена семьёй Бажутовой Маши |
8 | «Царевна» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») | Объёмная открытка в технике 3D, представлена семьёй Тюрина Артёма |
V.2. Разделы мини-музея
№ п/п | наименование | содержание |
1 | Познавательный раздел | Портрет А.С. Пушкина, краткая биография |
2 | Раздел художественной литературой | Подбор книг со сказками А.С. Пушкина |
3 | Раздел искусства | Иллюстрированный материал по сказкам А.С. Пушкина и альбом с рисунками детей и родителей по любимым сюжетам сказок |
4 | Раздел творчества | Материал для отображения впечатлений от прочитанных сказок (материал для рисования, аппликаций, ручного труда) |
V.3. Тематический план образовательной деятельности
январь | ||
Работа по группе | Работа с детьми | Работа с родителями |
Внесение портрета А.С. Пушкина Наполняемость мини-музея экспонатами. Создание плана по развитию мини-музея | Знакомство с библиографией и творчеством поэта. Беседы: «Что за прелесть эти сказки!» «Чудеса и превращения в сказках А.С. Пушкина». | Анкетирование «Важность наследия русского поэта для воспитания детей» Познакомить родителей с планом сознания мини-музея. Привлечение к созданию экспонатов для мини-музея. |
февраль | ||
Подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина. | Знакомство со сказкой о золотой рыбке». Беседа по сказке А.С.Пушкина «В гости к золотой рыбке» Рисование «Золотая рыбка» | Разработка памяток для родителей «Какие произведения А.С. Пушкина читать детям и как». |
Изготовление настольного театра «Сказка о попе и его работнике Балде» | Знакомство с произведением «Сказка о попе и его работнике Балде» Беседа по сказке Лепка «Младший брат Балды – зайчик» | Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о попе и его работнике Балде |
март | ||
Изготовление дидактической игры «Сложи целую картинку по сказке из частей» | Знакомство с произведением «Сказка о золотом петушке» Рисование «Петушок, золотой гребешок» Викторина по сказке. | Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о золотом петушке Изготовление памяток «Как воспитать ребёнка читающим?» |
апрель | ||
Изготовление дидактической игры «Чей предмет?» | Знакомство с произведением « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Беседа по содержанию сказки. Рельефная лепка «Волшебное зеркало». | Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях. Изготовление статьи«» |
май | ||
Изготовление макета «Дуб зелёный» (дуб, золотая цепь, ступа с бабою Ягой, учёный кот, русалка, Черномор) Изготовление лепбука «Лукоморье». | Знакомство с произведением «Сказка о царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди» Беседа по содержанию сказки. Аппликация «Лебедь» | Привлечение к подбору материалов для изготовления макета. |
июнь | ||
Слушание отрывка музыкального произведения М. Глинки «Руслан и Людмила» | Итоговая игра-викторина По сказочным произведениям А.С. Пушкина | Выставка семейного творчества «Книжки-малышки» |
- Перспективы развития мини-музея.
- Подбор коллекций детских мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина, аудиозаписей со сказками.
- Подготовка «экскурсоводов» для дальнейшего проведения ими экскурсий для других воспитанников дошкольного сада.
- Написание (рисование сюжетов детьми) книжек-малышек с иллюстрациями по произведениям А.С. Пушкина.
- Список литературы.
- «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)
Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832).
Это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.
- «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) .
Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833).
Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки «Волшебное Зеркальце».
- «Сказка о золотом петушке» (1834).
Уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.
- «Сказка о медведихе».
Неоконченная сказка повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.
VIII. Приложение (конспекты, фото музея и т.д.)
Сценарий литературной викторины по сказкам А.С. Пушкина
Цель: Расширить кругозор и эрудицию детей. Выявить творческие способности ребят.
Задачи:
- Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина, поддерживать интерес к детским произведениям писателя;
- Формировать связную речь, обогащать словарь детей;
- Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивать у детей творческие способности;
- Развивать коммуникативные навыки общения;
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений;
- Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение детей;
- Формировать умение детей работать в команде;
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе;
Предварительная работа:
- Чтение сказок А.С Пушкина
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С Пушкина.
Содержание:
Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки А.С. Пушкина? Я предлагаю вам немного поиграть, посоревноваться, кто лучше знаетсказки, и сказочных героев. Вы готовы соревноваться?
Итак, друзья, я начинаю:
Вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
- За каждый правильный ответ, вы получаете фишку, а в конце игры-викторины, мы выберем знатока творчества А.С. Пушкина.
Воспитатель: - Итак, первый вопрос: «Из какой сказки отрывок?»
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Дети: - «Сказка о царе Салтане…»
Воспитатель: - А кто назовёт полное название этой сказки?
Ребёнок: - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди».
Воспитатель: - «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
Дети: - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель: - «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
Дети: - «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель: - «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
Дети: - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: - «Жил-был поп, толоконный лоб».
Дети: - «Сказка о попе и его работнике Балде»
Воспитатель: - «Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит».
Дети: - «Поэма «Руслан и Людмила».
Воспитатель: - А теперь другая игра «Доскажи словечко»
- Жил старик со своею старухой
У самого синего …. (моря)
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)
- И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи …. (кругом)
- Белка песенки поет, да орешки все ….(грызет)
- Нужен мне работник: повар, конюх и …. (плотник)
- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне…. (назло)
- Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого Петушка)
- Месяц, месяц мой дружок, позолоченный ….(рожок)
Воспитатель: - Молодцы, все справились с заданием, а сейчас мы узнаем, кто «Лучший знаток сказок». Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответы на вопросы.
Воспитатель: - Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
Ребёнок: - «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Воспитатель: - Что кричал петушок, сидя на спице?
Ребёнок: - «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
Воспитатель: - Что пообещала третья сестрица?
Ребёнок: - «Я б для батюшки царя родила богатыря».
Воспитатель: - Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
Ребёнок: - «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
Воспитатель: - Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
Ребёнок: - «Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком»
Воспитатель: - Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
Ребёнок: - «Смилуйся, государыня, рыбка!»
Воспитатель: - Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ребёнок: - «Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря»
Воспитатель: - Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
Ребёнок: - «Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием справились. А сейчас я вам предлагаю спортивное соревнование. Игра называется «Золотые петушки».
Дети выходят в середину группы, надевают шапочки-маски «Петушок», разбиваются на пары, прыгают на одной ноге вокруг друг друга под следующие слова:
- Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться!
После этих слов дети снимают маски и возвращаются на свои места.
Воспитатель: - Молодцы, петушки ушли отдыхать, а мы продолжим нашу игру-викторину. И следующая игра «Найди ошибку». Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок. Итак:
- Три соседки под окном
Пряли поздно вечерком.
(Три девицы, Сказка о царе Салтане)
- Свет мой, зеркальце, скажи
Да мня не обмани
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее.
(Да всю правду доложи.Сказка о мертвой царевне)
- Жил старик со своею женою
У самого синего моря
(Старик со своею старухой.Сказка о золотой рыбке.)
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова буяна
В царство славного Ивана.
(Салтана.Сказка о царе Салтане)
Воспитатель: - А теперь другая игра «Узнай сказку по словам», я вам буду показывать картинки, а вы отгадаете, какая это сказка.
Воспитатель включает мультимедийную установку и показывает слайды с изображением сказочных предметов.
- слайд: путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
Дети: - «Сказка о мертвой царевне»
- слайд: изба, терем, жемчуг, царица, корыто, сеть, море
Дети: - «Сказка о рыбаке и рыбке».
- слайд: лошадь, поп, печка, море, веревка, бесёнок, зайчик.
Дети: - «Cказка о попе и о работнике его Балде».
- слайд: царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.
Дети: - «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель: - Молодцы, а сейчас самая сложная «Блиц-игра»В этой игре нужно очень быстро отвечать на мой вопрос.
- Как звали трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
- Кем была злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычицей морскою? (Старуха)
- Кто пел песню « Во саду ли, в огороде». (Белка)
- Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком).
- Как звали собаку из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
- Как звали жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
(Елисей).
- Кто верный сторож царя Дадона? (Золотой петушок)
- Кто чах над златом? (Кощей)
- В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)
Воспитатель: - А сейчас, я предлагаю еще одну игру, которая называется «Невод».
Дети делятся на две команды, встают парами. На полу раскладываются тазики с рыбками, нужно парой на платке перенести рыбку из таза отнести в обруч-пруд, аккуратно ее выпустить и парой бегом вернутся в свою команду, передав платок следующей паре.
После игры садятся на свои места, воспитатель сообщает, что в гости должны прибыть некоторые герои из сказок. Раздаётся стук, воспитатель заглядывает за дверь и выносит конверт:
Воспитатель: - Ребята, почтальон принес телеграммы, но от кого они я не знаю. Вы поможете мне узнать, кто же прислал их.(Читает).
Воспитатель: - «Не могу прибыть к вам, очень занят, хочу море верёвкой морщить».
Дети: - Балда
Воспитатель: - Не ждите меня, скоро не буду. Надо орешки догрызть.
Дети: - Белка
Воспитатель: - Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить.
Дети: - Старик
Воспитатель: - Приехать не могу, готовлюсь к свадьбе с царевичем Елисеем.
Дети:- Молодая царевна.
Воспитатель: - Ой, как жалко, но посмотрите, вместе с телеграммами они нам прислали диск с мультфильмами сосказкам и А.С. Пушкина. Мы их с удовольствием посмотрим вечером. А сейчас кто мне скажет, чем мы занимались? В какие игры мы поиграли? Понравилась вам игра-викторина? А чем?
Воспитатель: - Я согласна с вами, мы интересно провели время. А теперь, предлагаю вам посчитать свои фишки, и мы узнаем наших победителей.
Дети подсчитывают. Воспитаель предлагает вручить победителям медали 1, 2, 3 степени «Знатоки сказок А.С. Пушкина» другим детям «Участник викторины»
Воспитатель: - А наша викторина подошла к концу.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....