Художественная литература как средство экологического образования
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_ekologicheskogo.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство экологического
образования .
Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности
дошкольного образования является воспитание основ экологической
культуры через чтение художественной литературы, которая позволяет не
просто понять целостность картины мира, но и вызвать эмоциональный
отклик в душе ребенка. При этом жанры природоведческих литературных
произведений могут быть абсолютно разными. Главное — они должны
раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А. В.
Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и
познают мир». При подборе литературных произведений, нужно
ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много
непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе
приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения
природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о
котором они даже не подозревали.
Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в
развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков
природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно-
художественных и художественных произведений, посвященных
природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из
народных сказок.
Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер,
является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким
жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные
заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены
к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.
Уж дождь дождем,
Поливай ковшом.
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овес,
На девичью гречу,
На маличье просо.
Повсеместно используется в работе с детьми такой вид фольклора, как
загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает
на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому
объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между
явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях
каждого предмета и явления. Эти мысленные операции важны не только
сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего
мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко,
отчетливо.
Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка
и лирические песни, посвященные природе. («Весна, весна, красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у
наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так
же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с
природой. Сказка учит ребенка распознавать, где вымысел, а где правда.
(«Лиса и волк», «Курочка-ряба», «Колобок», «Зимовье зверей» и многие
другие.)
Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество
детям, среди их художественных произведений известно немало
посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В.В.
Бианки и М.М. Пришвин.
Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать
Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все
художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается
природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная
газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно
переоценить.
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого
рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные
сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают
воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные
явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.
Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и
взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны
с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил»,
«Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).
Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство
сопричастности природы и земли, через прием придания животным и
природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия
Бианки с творчеством Михаила Пришвина.
Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает
объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин
раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев»
голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми
(«Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки»,
«Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену»,
«Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много
рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное
гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и
плакса», «Первая стойка». У писателя во многих рассказах повествуется о
роли человека в природе – «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая
стойка», «Кладовая солнца» и др.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе,
воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию.
Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских
поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С.
Есенина и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников
В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...
портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Ознакомление с художественной литературой как средство литературно-художественного развития детей 4-5 лет»
Моя работа направлена на привитие интереса и любви к книге, на художественно-литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесн...