Диагностика развития творчества старших дошкольников по методике Комаровой Т.С. "Дорисовывание кругов"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Христолюбова  Светлана Владимировна

Данная  методика  направлена  на  выявление  развития творческих  способностей у детей..

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Диагностическое  задание «Дорисовывание кругов» (Автор  методики Комарова Т.С.)

Задание на дорисовывание шести кругов, состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).

Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать,  что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво.

Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:

-по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл:

  • оценка 6 б - если в образы оформлялись все 6 кругов,
  • оценка 5 б - если в образы оформлялись 5 кругов,
  • оценка 4 б -  если в образы оформлялись 4 круга,
  • оценка 3 б -  если в образы оформлялись 3 круга,
  • оценка 2 б -  если в образы оформлялись 2 круга,
  • оценка 1 б - если в образы оформлялись 1 круг.

Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

  • по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:
  • оценка 3- высокий уровень - предмет наделён оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа;
  • оценка 2 -средний уровень - допущено почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.);
  • оценка 1- низкий балл - не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.  

-по  критерию «разработанность» оценивается  по  по  3-бальной  системе:

  • 3 балла-передача более 3  признаков (разнообразие  средств  выразительности, аккуратное  закрашивание, характерная  детализация образа, полнота, цветовое  решение)
  • 2 балла- передача 2-3 признаков,
  • 1 балл- передача 1 признака.

Если  ребёнок  нарисовал  изображение  в  круге,  рисунок  не  учитывается  по  всем  параметрам.

Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя, он и повторяется в рисунках других детей).

 

Обработка  результатов выполнения  тестового  задания  «Дорисовывание  кругов» (автор-Комарова  Т.С.) в  подготовительной  к  школе  группе. Период – начало  учебного года.

Ф.И.ребёнка

Названия  образов, изображенных в  ходе выполнения  задания

1

Агаджанян  Мадлен

Солнце, яблоко, мяч, апельсин, мордочка  кошки, внутри  круга  цветок

2

Аристов  Иван

Солнце, колесо, яблоко, лицо человечка без носа, жука, внутри  круга домик

3

 Варакин Рустам  

Колесо, лицо  мальчика, яблоко, апельсин, солнце, лицо клоуна

4

Зайнулин  Владимир

Солнце, яблоко, остальные  просто  закрашены

5

Лицов  Глеб

Колесо, солнце, ёжика, лисичку, кошку, мячик

6

 Лошкарёв  Данил

Солнце, мячик, яблоко трёх  цветов, рисунок  внутри

7

Морнова  Алина

Лицо  куколки, солнце, яблоню с  яблоками, мордочку  кошки, зайца,  стоящего, мордочку  кошки

8

Окунев  Владислав

Солнце, мяч, руль, помидор, остальное  закрашено  

9

Санников  Глеб

Лицо  человечка, мячик, слива, остальные просто закрашены

10

 Смирнов  Дмитрий

Колесо,  руль, мячик, лицо  человечка, помидор, клубника

11

Смирнова  Наталья

Всё  закрашено  разными  цветами

12

 Солошенко  Артём

Солнце, медведя(соединил  2 круга), лицо  человека, мячик, руль

13

Трушков  Роман

Солнце, мячик, изображение  внутри  круга ,  помидор, яблоко без  листка, колесо

14

Финицких  Савелий

Инопланетянина, солнце, ягоду, яблоко красное  и  зелёное

15

 Хлебникова  Дарина

Солнце, куколку, яблоко, мячик, бантик, цветок

16

Щукина  Алёна

Цветок, солнце, мячик, апельсин, яблоко ,ещё  цветок  другого   цвета.

Ф.И.ребёнка

Продуктивность

Оригинальность

Разработанность

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Агаджанян  Мадлен

5

6

1

3

2

3

2

Аристов  Иван

5

6

1

4

3

3

3

 Варакин Рустам  

6

6

2

4

3

3

4

Зайнулин  Владимир

2

6

-

3

1

3

5

Лицов  Глеб

6

6

3

6

3

3

6

 Лошкарёв  Данил

4

6

-

3

2

2

7

Морнова  Алина

6

6

4

5

3

3

8

Окунев  Владислав

4

6

-

2

1

2

9

Санников  Глеб

4

5

1

3

2

3

10

 Смирнов  Дмитрий

6

6

1

3

3

3

11

Смирнова  Наталья

-

5

-

3

1

2

12

 Солошенко  Артём

6

6

1

4

3

3

13

Трушков  Роман

5

6

-

3

2

3

14

Финицких  Савелий

6

6

2

4

2

3

15

 Хлебникова  Дарина

6

6

4

5

3

3

16

Щукина  Алёна

6

6

-

3

3

3

Продуктивность

Начало года

Конец года

37 баллов

95 баллов

Оригинальность:

20 баллов

52 баллов

Разработанность

37 баллов

45

Критерии

                    Начало года

                   Конец года

Сформ.

навык

Частичн.

сформ.

навык

Не сформ.

навык

Сформ.

навык

Частичн.

сформ.

навык

Не сформ.

навык

Продуктивность

  8ч-50%

6ч-37,5%

2 ч-12,5%

15ч- 93,6%

1ч-

6,25%

-

Оригинальность:

 -

3ч-

18,8%

13 ч-

81,3%

 2 ч-12,5%

10ч-

62,5 %

1 ч-

6,25%

Разработанность

 8ч-50%

5ч –

31,3%

3ч-

18,8%

 13 ч-

81,25%

 3ч-

18,8%

-

Выводы:

У детей  к  концу года  можно  увидеть динамику в  развитии  образного  воображения. Многие  смогли  придумать  и  изобразить  задуманные  образы. Уровень оригинальности  работ  тоже  изменился  с  начала  года. У двух  детей  можно  увидеть  достаточную  сформированность  умения придумывать     такой   образ,  которого  не  будет  ни у кого. Набирает  динамику  и  умение  детализировать  свой  образ,  что  говорит  о  развитии  познавательной  сферы . Имеет  место  быть  стремление  к  аккуратному  раскрашиванию, что  говорит  о  развитии  графических  умений,  необходимых  будущему  школьнику.

 

                                                                                                                                                                                                                                                  Приложение

                                                 Работы  детей  по  тестовому  заданию «Дорисовывание  фигур» (Автор Комарова Т.С.)

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\Новая папка\IMG-588e39ba7b05201ceeaf0d8207ee35ff-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\Новая папка\IMG-3fdc8252bc9afa2b836966d5aabd9820-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\Новая папка\IMG-f9253f59e500f3f6d301952f8ff7854e-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\диагностика\IMG-3a03f09b68b8b0510f7953b9c1563337-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\диагностика\IMG-d443d96598d55b6f22312e9984f1fc62-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\диагностика\IMG-8017fa26305ec86bd8df10162dc74b54-V.jpg

C:\Users\240\Desktop\12 группа\РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА ГОД\май 2020\Новая папка\IMG-0e8563e8a55a7ce61ea78439b54e50fe-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика "Театрализованная деятельность" (Т.С. Комарова)

В диагностическом материале раскрываются уровни овладения речевыми навыками, навыками кукловождения, эмоционально-образное развитие, основы коллективной творческой деятельности....

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии....

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Диагностика уровня развития творческих способностей (автор Комарова Т.С.)

Диагностика уровня развития творческих способностей (автор Комарова Т.С.)...

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...