Диагностика развития творчества старших дошкольников по методике Комаровой Т.С. "Дорисовывание кругов"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Данная методика направлена на выявление развития творческих способностей у детей..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика по Комаровой Т.С. "Дорисовывание кругов" | 528.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическое задание «Дорисовывание кругов» (Автор методики Комарова Т.С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).
Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво.
Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:
-по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл:
- оценка 6 б - если в образы оформлялись все 6 кругов,
- оценка 5 б - если в образы оформлялись 5 кругов,
- оценка 4 б - если в образы оформлялись 4 круга,
- оценка 3 б - если в образы оформлялись 3 круга,
- оценка 2 б - если в образы оформлялись 2 круга,
- оценка 1 б - если в образы оформлялись 1 круг.
Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
- по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:
- оценка 3- высокий уровень - предмет наделён оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа;
- оценка 2 -средний уровень - допущено почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.);
- оценка 1- низкий балл - не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
-по критерию «разработанность» оценивается по по 3-бальной системе:
- 3 балла-передача более 3 признаков (разнообразие средств выразительности, аккуратное закрашивание, характерная детализация образа, полнота, цветовое решение)
- 2 балла- передача 2-3 признаков,
- 1 балл- передача 1 признака.
Если ребёнок нарисовал изображение в круге, рисунок не учитывается по всем параметрам.
Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя, он и повторяется в рисунках других детей).
Обработка результатов выполнения тестового задания «Дорисовывание кругов» (автор-Комарова Т.С.) в подготовительной к школе группе. Период – начало учебного года.
№ | Ф.И.ребёнка | Названия образов, изображенных в ходе выполнения задания |
1 | Агаджанян Мадлен | Солнце, яблоко, мяч, апельсин, мордочка кошки, внутри круга цветок |
2 | Аристов Иван | Солнце, колесо, яблоко, лицо человечка без носа, жука, внутри круга домик |
3 | Варакин Рустам | Колесо, лицо мальчика, яблоко, апельсин, солнце, лицо клоуна |
4 | Зайнулин Владимир | Солнце, яблоко, остальные просто закрашены |
5 | Лицов Глеб | Колесо, солнце, ёжика, лисичку, кошку, мячик |
6 | Лошкарёв Данил | Солнце, мячик, яблоко трёх цветов, рисунок внутри |
7 | Морнова Алина | Лицо куколки, солнце, яблоню с яблоками, мордочку кошки, зайца, стоящего, мордочку кошки |
8 | Окунев Владислав | Солнце, мяч, руль, помидор, остальное закрашено |
9 | Санников Глеб | Лицо человечка, мячик, слива, остальные просто закрашены |
10 | Смирнов Дмитрий | Колесо, руль, мячик, лицо человечка, помидор, клубника |
11 | Смирнова Наталья | Всё закрашено разными цветами |
12 | Солошенко Артём | Солнце, медведя(соединил 2 круга), лицо человека, мячик, руль |
13 | Трушков Роман | Солнце, мячик, изображение внутри круга , помидор, яблоко без листка, колесо |
14 | Финицких Савелий | Инопланетянина, солнце, ягоду, яблоко красное и зелёное |
15 | Хлебникова Дарина | Солнце, куколку, яблоко, мячик, бантик, цветок |
16 | Щукина Алёна | Цветок, солнце, мячик, апельсин, яблоко ,ещё цветок другого цвета. |
№ | Ф.И.ребёнка | Продуктивность | Оригинальность | Разработанность | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Агаджанян Мадлен | 5 | 6 | 1 | 3 | 2 | 3 |
2 | Аристов Иван | 5 | 6 | 1 | 4 | 3 | 3 |
3 | Варакин Рустам | 6 | 6 | 2 | 4 | 3 | 3 |
4 | Зайнулин Владимир | 2 | 6 | - | 3 | 1 | 3 |
5 | Лицов Глеб | 6 | 6 | 3 | 6 | 3 | 3 |
6 | Лошкарёв Данил | 4 | 6 | - | 3 | 2 | 2 |
7 | Морнова Алина | 6 | 6 | 4 | 5 | 3 | 3 |
8 | Окунев Владислав | 4 | 6 | - | 2 | 1 | 2 |
9 | Санников Глеб | 4 | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 |
10 | Смирнов Дмитрий | 6 | 6 | 1 | 3 | 3 | 3 |
11 | Смирнова Наталья | - | 5 | - | 3 | 1 | 2 |
12 | Солошенко Артём | 6 | 6 | 1 | 4 | 3 | 3 |
13 | Трушков Роман | 5 | 6 | - | 3 | 2 | 3 |
14 | Финицких Савелий | 6 | 6 | 2 | 4 | 2 | 3 |
15 | Хлебникова Дарина | 6 | 6 | 4 | 5 | 3 | 3 |
16 | Щукина Алёна | 6 | 6 | - | 3 | 3 | 3 |
Продуктивность | Начало года | Конец года |
37 баллов | 95 баллов | |
Оригинальность: | 20 баллов | 52 баллов |
Разработанность | 37 баллов | 45 |
Критерии | Начало года | Конец года | ||||
Сформ. навык | Частичн. сформ. навык | Не сформ. навык | Сформ. навык | Частичн. сформ. навык | Не сформ. навык | |
Продуктивность | 8ч-50% | 6ч-37,5% | 2 ч-12,5% | 15ч- 93,6% | 1ч- 6,25% | - |
Оригинальность: | - | 3ч- 18,8% | 13 ч- 81,3% | 2 ч-12,5% | 10ч- 62,5 % | 1 ч- 6,25% |
Разработанность | 8ч-50% | 5ч – 31,3% | 3ч- 18,8% | 13 ч- 81,25% | 3ч- 18,8% | - |
Выводы:
У детей к концу года можно увидеть динамику в развитии образного воображения. Многие смогли придумать и изобразить задуманные образы. Уровень оригинальности работ тоже изменился с начала года. У двух детей можно увидеть достаточную сформированность умения придумывать такой образ, которого не будет ни у кого. Набирает динамику и умение детализировать свой образ, что говорит о развитии познавательной сферы . Имеет место быть стремление к аккуратному раскрашиванию, что говорит о развитии графических умений, необходимых будущему школьнику.
Приложение
Работы детей по тестовому заданию «Дорисовывание фигур» (Автор Комарова Т.С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика "Театрализованная деятельность" (Т.С. Комарова)
В диагностическом материале раскрываются уровни овладения речевыми навыками, навыками кукловождения, эмоционально-образное развитие, основы коллективной творческой деятельности....
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии....
Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.
Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...
Диагностика уровня развития творческих способностей (автор Комарова Т.С.)
Диагностика уровня развития творческих способностей (автор Комарова Т.С.)...
Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»
Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...