""Богатыри Земли Русской"" конспект образовательной деятельности в старшей-подготовительной группах
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Жукова Александра Сергеевна

«Богатыри Земли Русской»

Конспект образовательной деятельности в старшей – подготовительной группах.

Слушание музыки.

Задачи:

  • систематизировать представления дошкольников о культурных ценностях русского народа в области народно- прикладного творчества;
  • создать условия для общения, обмена впечатлениями о произведениях искусства, их художественной и нравственной значимости;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству;
  • обогащать опыт художественно-практической деятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Богатыри Земли Русской»

Конспект образовательной деятельности в старшей – подготовительной группах.

Слушание музыки.

Задачи:

  • систематизировать представления дошкольников о культурных ценностях русского народа в области народно- прикладного творчества;
  • создать условия для общения, обмена впечатлениями о произведениях искусства, их художественной и нравственной значимости;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству;
  • обогащать опыт художественно-практической деятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

Ход занятия

(Дети входят в зал, на центральной стене установлена арка – «Богатырские ворота», звучит музыка М.П. Мусоргского, «Богатырские ворота»)

Музыкальный руководитель:

        Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Проведу я сегодня с вами беседу славную, беседу интересную. О земле нашей матушке, о богатырях её славных да о былинах о народных. В старину всех воинов называли богатырями, об их подвигах складывали сказки да былины. Как в старину далекую, так и поныне на Руси- матушке рождаются защитники земли Русской, могучие богатыри-сыновья да дочери разумные. Коль чувствуете в себе силушку богатырскую, то милости просим, через ворота богатырские проходите, пословицу о доблести, смелости, а самое главное, о любви к Родине называйте – и добро пожаловать!

(Дети называют пословицы и проходят сквозь ворота.

Если ребёнок затрудняется, то ему помогают другие дети.)

Пословицы:

  • Сам погибай, а товарища выручай!
  • С родной земли – умри, не сходи!
  • За край свой насмерть стой!
  • За правое дело стой смело!
  • Жить – Родине служить!

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы преодолели первое испытание, прошли сквозь ворота богатырские, но настоящие испытания ждут вас впереди.

(Показ картины В. Васнецова «Три Богатыря»

Звучит музыка. Фрагмент симфонии А.П. Бородина «Богатырская»)

Музыкальный руководитель:

Кто встречает нас за воротами богатырскими? Да, вы правы, это богатыри славные, былинные. Ой молодцы добры молодцы и красны девицы, много было богатырей на земле Русской, назовите имена великих богатырей – славы да гордости земли Русской.

(Дети называют имена. За правильный ответ получают карточку с предметом экипировки богатыря. Музыкальный руководитель уточняет названия предметов. Демонстрируется картина К.А. Васильева «Настасья Микулишна». Звучит музыка М.П. Мусоргского, «Рассвет на Москве – реке»)

Музыкальный руководитель:

        Едет поляница удалая,

        Удалая поляничица великая,

        Конь под нею как сильна гора,

        Поляница на коне будто сена копна,

        Она палицу булатную покидывает

        Да под облако, под ходячее,

        Одною рукой палицу подхватывает,

        Как пером-то лебединым ею поигрывает.

(Былина «Илья Муромец и дочь его»)

А знакомы ли вам ребята, имена поляниц удалых, богатырок земли русской?

(Дети называют: Василиса Микулична, Настасья-королевична, Настасья Микулична. За правильный ответ ребята получают карточку с оружием богатырей. Музыкальный руководитель уточняет название оружия.)

Музыкальный руководитель:

        Второе испытание вы прошли, только и это не испытание было вовсе, а маленькое и простое испытаньице, а главное испытание впереди. Можете и в доспехи облачится, да вооружиться. Знаете, на что силу богатырскую тратить будете?

(Дети высказывают предложения. Звучит музыка А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром».

Демонстрируются картинки с пейзажами русской природы И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря.)

Музыкальный руководитель: (читает на фоне музыки)

        Широка ты, Русь, по лицу земли!

        В красе царственной развернулася!

        У тебя ли нет богатырских сил

        Старины святой, громких подвигов?

        Уж и есть за что, Русь могучая,

        Полюбить тебя, назвать матерью,

        Стать за честь твою против недруга,

        За тебя в нужде сложить голову!

        Вот и главное испытание нас ждёт, поступим, как Илья Муромец:

        Как сказал – то Илья да со добра коня

        Припадал – то он ко матушке сырой земле:

        Как стучит ведь матушка сыра земля

        Да под той же как сторонушкой восточной.

(Звучит музыка Г.В. Свиридов «Колдун». Дети слушают. Демонстрация картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с трёхглавым драконом»)

Музыкальный руководитель:

        Вдруг подул ветер, нанесло тучу, но не ветер, и не туча, это вовсе, а налетел Змей Горыныч. 

(Звучит музыка. Песня «Вставайте, люди русские» муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского. Музыкальный руководитель достает куклу Змея Горыныча с развевающимся хвостом из легкой ткани. Игра – импровизация «Бой со Змеем Горынычем».)

Музыкальный руководитель:

        Победили мы Змея Горыныча, отвели беду от земли Русской.

(Звучит музыка главная и побочная партии симфонии А.П. Бородина «Богатырская»)

Музыкальный руководитель:

        Во славу богатырей звучит симфония Александра Порфильевича Бородина, которая называется «Богатырская». В ней композитор воспел образ могучих богатырей. Слышите, вот они стоят на страже, защищают землю русскую!

(При повторном прослушивании главной партии симфонии мальчики передают образы богатырей через музыкально-ритмические движения, а девочки оркеструют главную партию.)

Музыкальный руководитель:

        Любите Родину свою! Музыка рисует нам просторы земли Русской, передает любовь к ней. Давайте попробуем спеть побочную партию «Богатырской симфонии».

(Музыкальный руководитель на фортепиано проигрывает мелодию побочной партии и разучивает ее с детьми на слог «ля»)

Музыкальный руководитель:

        В старину все былины рассказывали певцы из народа, их называли сказителями-гуслярами. Они владели несколькими мелодиями, в сопровождении которых исполняли все известные им былины, а позже былины исполнялись речитативом.

(Показ картинки с гуслями. Звучит музыка фрагмент русской былины в исполнении гусляров ансамбля «Живая вода»)

Музыкальный руководитель:

        Сегодня я хочу вам представить русский народный инструмент – гусли. Это струнный инструмент. Как вы видите, корпус у гуслей деревянный. Гусли бывают разного размера. Чем больше корпус этого инструмента, тем громче его звучание. Собирайтесь, гусляры да сказители, пришло время пропеть былинный напев, написанный Модестом Петровичем Мусоргским:

«Ай, же вы мои да князи, бояре,

Сильны русские могучие богатыри!»

(Ребята садятся в круг, музыкальный руководитель поет былину, а дети по очереди пропевают мелодию по фразам, подыгрывая себе на любом русском народном инструменте.)

Музыкальный руководитель:

        В наших голосах слышится простор и раздолье.

        Песни давние ветер поёт про дни старинные,

        Сказы честные ведет да былинные.

        Поёт ветер про любовь, да про смелость,

        Да про дружбу крепкую, да про верность,

        Да про Землю нашу Матушку любимую,

        Да про мудрость добра всесильную!

(Муз. руководитель задает вопросы ребятам по занятию, и прощается с ними)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри Земли русской (Конспект занятия по кружковой работе)

Дети узнают о героях-богатырях древней Руси,в которой они жили 1000 лет тому назад. У детей формируется понятие о богатырях (Это храбрые воины,защитники русской земли.Дети учутся подбирать синонимы к ...

Конспект образовательной деятельности в старшей- подготовительной группе в нетрадиционной техникой рисования ватными палочками «Золотая рыбка»

Конспект образовательной деятельности в старшей- подготовительной группе в нетрадиционной техникой рисования ватными палочками «Золотая рыбка»...

"Богатыри земли русской". Совместная образовательная деятельность по развитию познавательных способностей для ознакомления с социальным миром детей старшего дошкольного возраста.

Электронный образовательный ресурс создан с целью обеспечения наглядности изучаемых объектов по заданной теме. Задачи:- рассказать дошкольникам о первых защитниках Отечетства (богатырях), об их в...

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...