Презентация Защита диплома
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность решения задач адаптации в процессе изобразительной деятельности определяется необходимостью создания оптимальных условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка как субъекта общения и предметно-практической деятельности.
Проблема исследования: Каково влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Объект исследования: процесс адаптации детей к детскому саду. Предмет исследования : изобразительная деятельность как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Задачи исследования 1.Рассмотреть понятие адаптации в психолого-педагогической литературе и определить особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. 2. Изучить психолого-педагогические исследования влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. 3. Провести диагностику уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада и осуществить реализацию занятий с использованием изобразительной деятельности, направленных на адаптацию детей к детскому саду. 4. Выявить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада после реализации форм работы с использованием изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования Если в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду проводятся занятия по изобразительной деятельности, включающие в себя адаптационные игры с изобразительными материалами, нетрадиционные техники рисования и построенные на эмоционально-положительном общении ребёнка со взрослым и сверстниками, то процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Первый этап- информационно -аналитический– изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата, оформление теоретической части исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы. Второй этап- организационно-внедренческий – организация и проведение опытно-экспериментальной работы в ДОУ, корректировка программы опытно-экспериментальной работы. Третий этап- контрольно-оценочный – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, формулировка выводов и оформление эмпирической части исследования.
Наблюдение за эмоциональным состоянием детей 1-я степень 2-я степень 3-я степень Страх спокоен, нерешителен, малоактивен хмурит брови, возбужден, напряжен отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит Гнев спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки все отвергает, плачет, дерется Радость расслаблен, слегка улыбается обнимается, активно играет, широко улыбается размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит Печаль спокоен, малоактивен, хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы плачет, все отвергает, капризничает Интерес практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым Удивление не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное широко открывает глаза и рот от удивления, подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом
Критерии показатели оценки эмоционального состояния детей Степень выраженности Характеристика Способы проявления 1-я степень Низкое внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно 2-я степень Среднее Эмоциональные проявления выражены средне Мимика, поза, слова и т.д. 3-я степень Высокое Эмоции выражены сильно Мимика, речь, двигательная активность
Методы исследования теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование родителей Методы обработки данных: количественный и качественный анализ данных. Диагностические методики: методика наблюдения, предложенная Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной на изучение эмоциональных состояний детей. - методика Печоры К.Л; Пантюхиной Г.В; Голубевой Л.Г. на выявление психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение. Анкетирование родителей.
Результаты констатирующего исследования оценки эмоционального состояния детей до проведения эксперимента Степень выраженности Количество детей 2х групп по 8 детей Экспериментальная группа Контрольная группа детей % детей % 1-я степень - слабая 1 14 3 балла 1 14 3 балла 2-я степень - средняя 5 57 2.5 балла 3 43 1.6 баллов 3-я степень - высокая 2 29 1.9 баллов 4 43 1.6 баллов
По результатам оценки проявления эмоционального состояния детей нами были получены следующие данные: 1 (слабая) степень выраженности эмоций (3 балла) показала у 1 реб (14%) детей и в экспериментальной и контрольной группе; - дети спокойны, уравновешенны, неэмоциональны; бывают приветливыми по отношению к воспитателю и другим детям, редко проявляют радость и интерес к играм, игрушкам и другим детям 2 (средняя) степень выраженности эмоций (2.5-1.6) показала у 5 детей (57%) экспериментальной, и 3 детей (43%) контрольной группы; - дети более эмоционально проявляют себя во время игр, они заметнее реагируют, как на положительные, так и на отрицательные моменты и ситуации; при этом проявляют живой интерес ко всему происходящему, они более общительны и коммуникабельны. 3 (высокая) степень выраженности эмоций (1.9-1.6 балла) показали 2 детей (29%) экспериментальной группы, и у 4 детей (43%) контрольной группы; - дети чрезвычайно эмоционально реагируют на все происходящее, если они испытывают радость, то кричат, визжат, быстро возбуждаются; при этом они также бурно показывают и отрицательные эмоции (гнев, печать), они часто плачут, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям во время игр.
Оценка готовности детей к ДОУ по психолого-педагогическим параметрам Степень выраженности Количество детей 2х групп по 8 детей Экспериментальная группа Контрольная группа детей % детей % 1-я Готов 1 14 (3) балла 0 0 (2.6) баллов 2-я Условно готов 5 57 (2.5)балла 5 57 (2.5) балла 3-я Не готовы 2 29 (1.9) баллов 4 43 (1.6) баллов
По результатам оценки готовности детей к ДОУ по психолого-педагогическим параметрам нами были получены следующие данные: 14 % детей (1 реб) из экспериментальной группы набрал 3 балла, а в контрольной группе никто из детей не набрал 2,6 баллов. Таким образом, можно сказать, что только один ребенок был готов для поступления в детский сад. Такие д ети легко идут на контакт со взрослыми и детьми, у них спокойный сон и хороший аппетит; 57% детей (5 реб) из экспериментальной и контрольной групп набрали 2,5 и 2 балла они условно готовы. У детей не спокойный сон и плохой аппетит; 29% (2 реб) из экспериментальной группы и 43% это 4 детей контрольной группы были не готовы к поступлению в ДОУ. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов. Дети с трудом идут на контакт с взрослым и детьми, плохо засыпают, у них плохой аппетит.
Цель : содействие успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посредством развития интереса детей к изобразительной деятельности и нетрадиционным техникам рисования. Задачи: - формировать художественное мышление и нравственные качества личности через нетрадиционные способы рисования. - способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что изобразительная деятельность - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям). - воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования В программе представлены занятия по нетрадиционной технике рисования направленные на снижения эмоционального напряжения и улучшения адаптации детей к детскому саду: «рисование пальчиками» «Разноцветные горошины», «Мой любимый дождик», «Разноцветные мячи»; «рисование ладошками » «Осьминожки», «Весёлые ладошки», «Рыбки в аквариуме»; рисование «оттиск печатками из поролона » «Снеговик», «Плюшевый мишка»; «рисование точечное при помощи ватной палочки» «Зернышки для мышки», «Тихо падает снежок» и т.д.
Схема и методика проведения занятий по изобразительной деятельности № п/п Часть занятия Содержание совместной образовательной деятельности детей и педагога 1. Вводная часть Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с объяснение. Мотивация. 2. Основная часть Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы я напоминаю детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением. Помогаем детям в осуществлении их замысла. 3. Самостоятельная творческая деятельность детей В процессе работы напоминаю детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением. 4. Заключительная часть Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка рабочего стола. Таблица 4. – Структура и методика проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Занятия с детьми
Результаты исследования оценки эмоционального состояния детей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работе Степень выраженности Количество детей 2х групп по 8 детей Экспериментальная группа Контрольная группа детей % детей % 1-я степень - слабая 5 57 (2.5) балла 4 43 (1.6) баллов 2-я степень - средняя 3 43 (1.6)балла 2 29 (1.9) баллов 3-я степень - высокая 0 0 (0)баллов 1 14 (3) балла Таблица 5. – Распределение детей младшего дошкольного возраста по степени выраженности эмоционального состояния на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы (методика наблюдения Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе Н.М. Степиной)
1 степень выраженности обнаружена у 57% детей (5 реб) экспериментальной и 43% детей (4 реб) контрольной группы- дети спокойны, уравновешенны, неэмоциональны; бывают приветливыми по отношению к воспитателю и другим детям, редко проявляют радость и интерес к играм, игрушкам и другим детям. 2 степень выраженности выявлена у 43% детей (3 реб) из экспериментальной, и 29% детей (2 реб) из контрольной группы- дети более эмоционально проявляют себя во время игр, они заметнее реагируют, как на положительные, так и на отрицательные моменты и ситуации; при этом проявляют живой интерес ко всему происходящему, они более общительны и коммуникабельны. 3 степень выраженности - у 0% детей экспериментальной группы, и 14% детей (2 реб) контрольной группы- дети чрезвычайно эмоционально реагируют на все происходящее, если они испытывают радость, то кричат, визжат, быстро возбуждаются; при этом они также бурно показывают и отрицательные эмоции (гнев, печать), они часто плачут, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям во время игр.
Анкетирование родителей дала возможность узнать, какая была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания адаптации с точки зрения родителей. Анкетирование показало, что в экспериментальной группе как и в контрольной родители целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению в детский сад. У детей контрольной группы, как и экспериментальной, родители которых целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению в детский сад, проводили закаливающие мероприятия, знакомили ребенка с воспитателями, детьми, но не занимались углубленно изобразительной деятельностью, адаптация проходила гораздо дольше и дети неуспешны в установлении отношений с сверстниками и взрослыми. В экспериментальной группе благодаря дополнительные занятиям с детьми изобразительной деятельностью процесс адаптации ребенка к новым условиям прошел гораздо успешнее.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» Факультет начального, дошкольного и специального образования Кафедра педагогики и психологии детства «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности» Выпускная квалификационная работа Выполнила Яблонская Елена Владимировна Научный руководитель к.п.н. доцент Намсинк Екатерина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация защита прав и достоинства ребенка
1. Основные международные документы, регулирующие права ребёнка.2. Нормативные документы Федерального уровня.3. Права ребенка....
Речь на защиту диплома
Речь для выступления при защите диплома "Коррекция коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"...
Презентация "Защита прав ребенка"
В презентации представлены дидиактические игры на тему "Защита прав ребенка"...
Презентация защиты проекта КТП в подготовительной к школе группе по теме "Пожарная безопасность"
Разработанное и апробированное календарное комплексно-тематическое планирование по теме «Пожарная безопасность» 4 недели октября месяца в подготовительной к школе группе с приложением (кон...
Презентация "Защитим наших детей от насилия!"
Виды, причины насилия над детьми. Законодательная защита....
Презентация "Защити себя от туберкулёза"
Презентация "Защити себя от туберкулёза" (для детей старшего докольного возраста и взрослых)...
презентация защиты проекта
презентация к защите проекта...