Речь на защиту диплома
материал по теме

Речь для выступления  при защите диплома "Коррекция коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемый председатель и члены экзаменационной комиссии, сокурсники. Представляем вашему вниманию дипломное исследование на тему «Коррекция коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР».

ЗПР - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

ЗПР занимались такие известные ученые как: Власова, Певзнер, Лебединская, Ковалев,  Демьянов, Коркина, Лакосина, Сухарева, Марковская, Белопольская и др., однако проблема изучения коммуникативного развития данного контингента детей и по сей день остается малоизученной.

Наш диплом посвящен изучению коммуникации детей с ЗПР.

Предметом исследования является уровень сформированности рече-коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.

Объектом исследования является  процесс овладения диалогической формой общения детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста (6-7л) с системным недоразвитием речи III уровня в условиях специальной организации речевой коммуникации.

Гипотеза исследования - у детей с ЗПР имеются нарушения в развитии коммуникативных умений и навыков, которые могут быть преодолены с помощью  средств коррекционной педагогики и практической психологии.

Целью исследования является исследование и коррекция вербального и невербального диалогического общения и некоторых других особенностей коммуникации у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В связи с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи:

1) Изучение литературных источников по проблеме исследования.

2) Подбор комплекса методов и приемов для исследования диалогических форм речи и других коммуникативных особенностей детей с ЗПР.

3) Определение  уровня    сформированности невербальных средств.

4) Изучение особенностей диалогической речи, определение уровня речевого развития.

5) Изучение особенностей интерактивной стороны общения.

6) Определение  ведущей  формы  общения.

7) Разработка обучающего коррекционного микрокурса, направленного на формирование у детей с ЗПР  вербальных и невербальных навыков диалогического общения.

В нашей работе был проведен лонгитюдинальный эксперимент, который состоял из трех этапов:

1 этап - констатирующий эксперимент (проводился с 3 по 28 сентября).

2 этап - формирующий эксперимент - направлен на развитие навыков диалогического общения (проводился с 1 октября по 30 ноября).

3 этап - контрольный эксперимент, второе констатирующее исследование (проводился с 3 по 28 декабря).

Всего исследованием было охвачено 40 детей:


 20 дошкольников 6-7 летнего возраста, посещающих группы детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР № 818 г. Москвы, составляли экспериментальную группу, 20 детей того же возраста с нормальным речевым и психическим развитием, вошли в контрольную группу.


Наш диплом состоит из введения, трех глав - это литературный обзор, исследование и коррекционный курс – и заключения. В дипломе представлены 3 таблицы, 5 диаграмм, приложения  (31 страница), библиографический список с 72-мя источниками.


Для выявления особенностей коммуникации детей с ЗПР  были использованы следующие методы и приемы:

  1. Методика по определению ведущей онтогенетической формы общения ребенка со взрослым и сверстниками, разработанная М.И. Лисиной
  2. Методика Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева «Рукавички» и игра «Угадай»

для выявления сформированности интерактивной стороны общения и ряда рече-коммуникативных особенностей.

  1. Методика Ф.Г. Даскаловой «Диагностика рече-коммуникативного уровня»
  2. Тест «Рисунок семьи» + беседа
  3. Наблюдение за игрой.

При использовании  «Рисунок семьи»  выяснилось, что у детей с  ЗПР ответы состояли из 2-4 слов, либо из перечислений. Попытка высказаться заканчивалась нелогичностью, бессвязностью  предложения. Часто у всех детей с ЗПР превалировали невербальные средства общения: мимика и жестикулирование. С признаками нарушения общения в семье среди детей с ЗПР выявилось 60% детей, с тяжелыми нарушениями общения в семье - 40% детей.

Среди детей с нормальным речевым и психическим развитием выявилось 15% детей с  тяжелыми нарушениями общения в семье и 85% с  признаками нарушения общения в семье.

После проведения диагностики рече-коммуникативного развития по методике  Даскаловой,   мы получили результаты, которые можно видеть из диаграмм 1 и 2. Из диаграммы видно что 50% детей, находятся на низком уровне сформированности рече-коммуникативных навыков. На среднем уровне меньшее количество детей с ЗПР - 45%. В этой категории детей с нормальным речевым и психическим развитием оказалось 35%.   И 5% дет. с ЗПР попало на высокий уровень. В этой категории оказалось большее число детей с нормальным речевым и психическим развитием - 50%. На значительно высоком уровне среди детей с ЗПР не оказалось, в отличии от детей с  нормальным  развитием 10%.

После проведения методики Афонькина, Урунтаева «Рукавички, мы выяснили что у детей с ЗПР нет умения договариваться, приходить к общему решению. Для них оказалось это задание очень сложным. Имеются нарушения интерактивной стороны общения. У детей не отмечался взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Если даже дети в начале и начинали попытки к сотрудничеству, то быстро забывали о задании и переключались в самостоятельную деятельность. Дети с нормальным речевым  и психическим развитием понимали инструкцию с первого раза. Они договаривались, приходили к общему решению.

Также мы выяснили, что дети с задержкой и с нормальным речевым и психическим развитием имеют разные формы общения со взрослым. Из  таблицы 1 видно что для детей с ЗПР характерны в основном ситуативно-деловое общение - 75% и внеситуативно-познавательное общение - 20%. Внеситуативно-личностный уровень общения со взрослым отмечен у 5% детей с ЗПР.

По содержанию у детей с ЗПР превалировали информационные высказывания с простым содержанием. Мало детей задавали вопросы познавательного характера. Сообщений оценочного характера практически не было. Данные об особенностях речевых высказываний  детей представлены в диаграмме 3.

 При  исследование уровня сформированности вопросительного предложения  мы использовали игру «Угадай».  В ходе эксперимента выяснилось, что 75% дет с ЗПР затрудняются в четкой и лаконичной передачи мысли, сформулированной в вопросе. Редко используют вопрос для обогащения знаний. Одни дети 60% практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Другие дети 40% задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Наблюдая за игрой детей, выяснили, что в целом игра у детей с ЗПР однообразна, не творческая, выявляется бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая, по сравнению с наблюдаемой в норме, активность детей. В игре нет развернутого сюжета,  нечеткие разделения ролей и трудности в соблюдении игровых правил.

Речевая активность в игре детей с ЗПР низкая. Из таблицы 2 мы видим, что у 35% дет, речевые проявления в процессе игры были единичными, 65% дет сопровождали игровые действия короткими высказываниями. Большая часть детей с ЗПР 55% играла в одиночку, сами с собой. Остальные 50% детей играли в группках, которые быстро распадались.

После проведения коррекционного микрокурса, в который включались  дополнительные занятия, игры,  была проведена итоговая диагностика.

При повторном проведении теста «Рисунок семьи» видно, что дети используют гораздо больше цветов, рисунки стали детальнее прорисованы. При беседе по нарисованному, большинство детей отвечало полным предложением состоящим из 5-6 слов. Были дети у которых  ответ так и остался на уровне перечислений. При объяснении дети так же активно использовали невербальные средства общения: мимика, жестикулирование, различные движения рук, ног.  Нами было выявлено 75% детей с признаками нарушения общения и 25% детей с тяжелыми нарушениями общения.

По результатам диагностики Даскаловой, уровень рече-коммуникативного общения детей повысился. Что видно из диаграммы 4.

После проведения методики Афонькина, Урунтаева «Рукавички, мы выяснили что практически все дети начали делать попытки договариваться между собой и приходить к общему решению.

Из приведенной таблицы 3 видно что для детей с ЗПР все же остается характерным ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. По-прежнему преобладающей является ситуативно-деловая форма общения со взрослым.

На заключительном этапе эксперимента мы  снова проанализировали речевые  высказывания  детей. Эти данные представлены в диаграмме 5.  

Отметились улучшения в умении сформулировать вопросительное предложение.

Дети с ЗПР стали использовать вопросительные слова для обогащения знаний, а также  задавать уточняющие вопросы в ходе выполнения задания.

Сюжетная игра стала более развернутой, действия участников более координированы, стали соблюдаться игровые правила. Дети стали больше общаться в совместной деятельности, объединяться в игровые группы.

Соответственно, мы смогли подтвердить нашу гипотезу и сделать выводы, представленные в презентации.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2015 г ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИПЛОМЫ . Всероссийская познавательная викторина «Музыкальная шкатулка» (заочное) (5 Дипломов 1 степени) Губанова Кристина,Осипова Арина, Здоровец Дима.

1. Всероссийская познавательная викторина  «Музыкальная шкатулка» (заочное) Губанова Кристина, Осипова  Арина, Здоровец Дима....

2016г МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДИПЛОМЫ " МИОП Лидер Международная олимпиада "Звуки музыки" (2 Диплома- 2 место; 1 Диплом -3 место) Жерносек Мария,Ощепкова Василиса, Алиева Патимат.

2016г МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДИПЛОМЫ " МИОП Лидер Международная олимпиада "Звуки музыки" (2 Диплома- 2 место; 1 Диплом -3 место) Жерносек Мария,Ощепкова Василиса, Алиева Патимат....