Активные формы работы с родителями
статья
Активные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения, вступившие в силу ФГОС дошкольного образования Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг дошкольного образовательния. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
Несмотря на то, что в настоящее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, но чаще работа с родителями строится таким образом, что семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Исходя из этого, следует вывод о необходимости совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей.
Объект нашего исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
В ходе эксперимента мы провели анализ литературы по данной проблеме и документации педагогов; осуществляли наблюдение; организовали анкетирование педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (ДОУ, школа, учреждения дополнительного образования и т.д.). Каждый из этих социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников, что, в свою очередь, подтверждает необходимость взаимодополняющего, взаимообогащающего сотрудничества детского сада и семьи.
Чтобы это сотрудничество стало плодотворным необходимо, сделать детский сад открытой системой. Причем открытой и «внутрь» и «наружу».
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи чему-то научат детей.
Некоторые родители включаются в образовательную, оздоровительную и коррекционную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная и спортивная школы, библиотека, музей и др.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
использование информационно-педагогических материалов, выставок детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с предметно-пространственной развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В настоящее время, в связи с изменениями в системе дошкольного образования, педагоги и специалисты ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. На слайде Вы видите примеры некоторых из них.
Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группах. Для этого мы проанализировали годовой и перспективный планы работы педагогов с родителями. Затем мы провели анкетирование родителей.
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:
1. На вопрос «Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?» большинство родителей экспериментальной (60%) и контрольной (70%) групп ответили: «Взаимоотношения между детьми и родителями». Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: «Читаете ли Вы педагогическую литературу?», «Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?» 50% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы не читают педагогическую литературу. 30% родителей экспериментальной и 50% родителей контрольной группы не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.
2. Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе.
Проведя рефлексию мы совместно с родителями решили создать клуб «Счастливая семья». Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком «Наши увлечения!» где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения.
Второе заседание клуба посвящено оно было традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек.
Затем дома дети с родителями составляли свое генеалогическое древо, семейные традиции.
За то время, что работает «Счастливая семья» было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом.
Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей мы считаем очень эффективной, время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями.
Нами были использованы и такие формы взаимодействия как игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является для руководителей ДОУ отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива с семьей.
По результатам опытно–экспериментальной работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ было проведено повторное анкетирование родителей.
Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с ДОУ.
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.
Таким образом взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее при использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ в комплексе с традиционными, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Работа на этом не закончилась. Данные наработки мы используем и сейчас при организации работы и в группах компенсирующей направленности и общеобразовательных группах. Планируем разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей при осуществлении инклюзивного образования детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы работы с родителями
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не ...

«Игротренинг как активная форма работы с родителями»
Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы в плане использования игровых те...

Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"
В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по работе с семьей....
«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

Активные формы работы с родителями по развитию физического и психического здоровья.
Данная разработка представляет опыт работы с родителями по физическому воспитанию в детском саду....

Активные формы работы с родителями
•Для ребенка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.•Процесс развития и воспитания ребенка невозмож...