Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Считалочка»
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 31.08.2017 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 31.08.2017 года № 2П МП |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Считалочка»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Федоренчик Марина Вячеславовна,
воспитатель
пос. Шоссейное, 2017
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | До 20 человек | |||
Возраст обучающихся | 4-5 года | ||||
Срок обучения | 1 год | ||||
Режим занятий | 20 мин в неделю (1/20 мин) | ||||
Min объем программы | 13 часов 30 мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Направленность данной программы- социально- педагогическая.
Актуальность Программы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности Программы «Считалочка»
В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей, развитию логического мышления.
Включение в программу игровых упражнений по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программ Л.Г. Петерсон, Н.П.Холиной «Раз - ступенька, два –ступенька…».
Программа предназначена для детей 4-5 лет.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4 – 5 лет).
Срок реализации программы – один учебный год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятия в неделю, 40 занятий в год, длительностью не более 20 мин.
Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 20 мин.
Оптимальная наполняемость группы – 15 человек, допустимая – 20 человек.
Форма занятий - очная.
- Основные задачи при реализации данной программы:
- считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- называть цифры от 1 до 5, соотносить количество предметов с цифрой;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный и порядковый счёт;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- знать времена года;
- различать понятия «вчера, сегодня, завтра…»
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполняемой работы;
Объем и срок освоения программы- 1 год (13 ч. 30 мин.)
Форма обучения- очная.
Особенности организации образовательного процесса является -
совместная познавательно-игровая деятельность взрослого и детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.
Режим проведения занятий- 1 раз в неделю, 20 мин., 13 часов 30 минут в год.
1.2 Цель программы:
создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Развитие математических способностей, на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей, кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера и др.), а также, некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.).
Задачи программы:
обучающие:
- учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и ситуации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Считалочка» (1 год обучения) для детей 4-5 лет
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | Всего | |||
Диагностика | 40 | отчёт | |||
Развитие математических представлений | Тема 1.Вводное занятие | 10 | 10 | 20 | отчёт |
Тема 2.Раньше, позже. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 3. Счет до 4. Число и цифра 4. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 4.Квадрат. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 5.Куб. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 6. Пространственные отношения. Вверху, внизу | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 7. Сравнение по ширине. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 8. Счет до пяти. Число и цифра 5 | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 9. Овал. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 10. Внутри, снаружи. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 11 . Впереди, сзади, между | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 12. Пара. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 13. Прямоугольник | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 14. Числовой ряд. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 15. Ритм. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 16 . Счет до шести. Число и цифра 6 | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 17. Порядковый счет. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 18. Сравнение по длине | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 19. Счет до семи. Число и цифра 7 | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 20. Сравнение по толщине. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 21. Сравнение по высоте. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 22. План. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 23. Счет до 8. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 24. Сравнение по длине, ширине и толщине | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 25. Цилиндр | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 26. Конус. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 27. Призма и пирамида. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 28. Геометрические тела. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 29. Счет до 8 | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 30. Свойства предметов | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема31. Геометрические фигуры | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 32. Порядковый счет до8 | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 33. Прямой и обратный счет | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 34.Сравнивать предметы по длине, высоте | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 35.Закрепление. Карта путешествий | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Тема 36. Обобщение. | 10 | 10 | 20 | отчёт | |
Диагностика | 40 | отчёт | |||
Всего: 40 занятий | 13 часов 30 мин | 360 мин | 360 мин | 800 мин |
Содержание дополнительной образовательной программы
«Считалочка» (год обучения)
Сентябрь
тема | Цели и задачи | Методы и приемы | наглядность | примечания | |||
Диагностика 3-4 неделя | Выявления уровень знания | Словесные, наглядные, практические методы | Карточки | ||||
Октябрь | |||||||
Занятие 1. Вводное занятие. | Актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3»,представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине. | Словесные, наглядные, практические методы. «Найди лишнее». | Развивающая игра «Считалочка»Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Занятия 2. «Раньше» - «Позже». | Уточнить представления о временных отношениях «раньше – позже». | Игра «Пересчитай предметы», «Найди пару», «Нарисуй картину» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 3. Представление о цифре 4 | Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством. | Игра «Уберем игрушки», «Найди подарок», «Выложи узор» | Мольберт с набором цифр Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 4. Квадрат. | Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Назови магазин», «Вывеска», «Поездка на автобусе» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Ноябрь | |||||||
Занятия 5. Куб. | Сформировать представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Покупка подарка», «Построй дом», «Фотоателье», «Фотографы», «Найди предмет» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Занятия 6. Пространственные отношения. | Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу». | Игра «На другой берег», «Одеяла», «Полотенца» | Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Занятия 7. Пространственные отношения «шире» - «уже». | Сформировать умение сравнивать предметы по ширине. | Игра «Накрой на стол», «Что ,где?», «Наведи порядок». | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 8. Представление о цифре 5. | Умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством. | Игра «Билет на поезд», «По ягоды», «Вкусные ягоды». | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Декабрь | |||||||
Занятия 9. Овал. | Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Посадка в поезд», «Мы едем, едем, едем…», «Наведем порядок», «Положи в коробку», «Поезд». | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 10. «Внутри» - «Снаружи». | Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи». | Игра «Белочки», «Бабушкины запасы», «Засолка капусты». | Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра «Геометрическая мозаика». | ||||
Занятия 11. Пространственные отношения. | Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между». | Игра «Дорога к платформе», «Поезд», «Репка», «Что изменилось?». | Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры». | ||||
Занятия 12. Понятие слова «пара». | Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком. | Игра «Собираемся на каток», «На катке», «Подбери лыжи», «Найди варежку». | Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры». | ||||
Январь | |||||||
Занятия 13. Прямоугольник. | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Билеты в театр», «Прямоугольник и квадрат», «Тропинка», «Подбери по форме». | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры». | ||||
Занятия 14. Числовой ряд. | Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифру 1-5 с количеством. | Игра «Домики», « Прятки», «Велосипед», «Клумбы». | Мольберт с набором цифр и букв. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 15. Представление о ритме. | Сформировать представление о ритме. Умение составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур. | Игра «Художники», «В разном ритме», «Орнаменты», «Найди пару», «Выложи орнамент». | Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Февраль | |||||||
Занятия 16. Представление о цифре 6. | Умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством. | Игра «Прогулка в лес», «Лесорубы», «Посади дерево» | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 17. Представление о порядковом счёте. Счёт до 6. | Сформировать представление о порядковом счете. | Игра « В магазине», «Кубики», «Самый быстрый», «Найди своё место» | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 18. Представление об упорядочивании по длине нескольких предметов. | Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», развивать глазомер. | Игра «На улице», «В магазине», «Числовой ряд», «Покупка лент». | Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 19. Представление о цифре 7. | Умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством. | Игра «Гости», «Колпачки», «Цветы для Белоснежки», «Сделай бусы», «Цветик – семицветик». | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Март | |||||||
Занятия 20. Понятие «толстый » - «тонкий». | Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий». Умение сравнивать предметы по толщине. | Игра « Строим теремок», «В лесу», «Лавочки» | Развивающая игра «Считалочка» Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры». | ||||
Занятия 21. Понятие слов «высокий» - «низкий». | Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий». Умение сравнивать предметы по высоте. | Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», «Сруби елку» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 22. Ориентировка по плану. | Сформировать умение ориентироваться по плану. Правильно определять расположение предметов в пространстве. | Игра «Покупка билета», «Спектакль», «деление на пары», «За грибами», «На озере». | Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Геометрическая мозаика» | ||||
Занятия 23. Представление о цифре 8. | Умение считать до восьми , соотносить цифру 8 с количеством. | Игра «Как зовут короля», «Кто поедет на бал», «Кавалеры и дамы», «Обед в замке». | Мольберт с набором цифр . Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Занятия 24. Сравнивание предметов по длине, ширине и толщине. | Умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине. | Игра « Поездка в магазин», «Коврики для собак», «Найди собак». | Развивающая игра «Юный математик». Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Апрель | |||||||
Занятия 25. Цилиндр. | Сформировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Магазин», «Грузчики», «Расставь по местам», «Фотографы», «Найди паспорт». | Развивающая игра «Геометрическая мозаика» Развивающая игра «Юный математик». | ||||
Занятия 26. Конус. | Сформировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра «Отгадай, кто я?», «Необычный детский сад», «Найди похожие предметы» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Занятия 27. Призма и пирамида. | Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать призму и пирамиду в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | Игра « В стране геометрических фигур», «Слева, справа», «Найди пару», «Найди паспорт». | Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Занятия 28. Геометрические тела. | Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях. | Игра « Переход через болото», «Помоги ежу», «Спасение жителей геометрической страны» | Развивающая игра «Геометрическая мозаика». | ||||
Май | |||||||
Занятия 29. Счет до 8. | Закрепить умение считать до 8 в прямом и обратном порядке. Соотносить цифры 1-8 с количеством, находить место в числовом ряду. | Игра «Поиск обратной дороги», «Расставь по местам». | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Занятия 30. Свойства предметов. | Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение. | Игра «Как зовут короля», «Кто поедет на бал», «Кавалеры и дамы», «Обед в замке». | Развивающая игра «Считалочка». Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры» | ||||
Занятия 31. Геометрические фигуры. | Закрепить геометрические и пространственные представления. | Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», «Сруби елку» | Развивающая игра «Геометрическая мозаи Развивающая игра «Домино. Геометрические фигуры»ка». | ||||
Занятия 32. Порядковый счет. | Закрепить представления о сохранении количества. Тренировать мыслительные операции. | Игра « Подбери дома», «Деление на команды», «По росту – становись!», | Мольберт с набором цифр . Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Июнь | |||||||
Занятия 33. Прямой и обратный счет. | Закрепить представление о числовом ряде, порядок следования цифр. | Игра «Домики», « Прятки», «Велосипед», «Клумбы». | Мольберт с набором цифр. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 34. Сравнивать предметы по длине, высоте. | Сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер. | Игра «Дорога к платформе», «Поезд», «Что изменилось?». | Мольберт с набором цифр и букв. Развивающая игра «Считалочка» | ||||
Занятия 35. Карта путешествий. | Закрепить умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. | Игра «Посадка в поезд», «Мы едем, едем, едем…», «Наведем порядок», «Положи в коробку», «Поезд». | Мольберт с набором цифр . Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Занятия 36. Обобщение. | Закрепить представления о сохранении количества. Тренировать мыслительные операции. | Игра « В магазине», «Кубики», «Самый быстрый», «Найди своё место» | Мольберт с набором цифр . Развивающая игра «Юный математик» | ||||
Итоговая диагностика 1-2 недели | Выявление уровень знания. | Словесные, наглядные, практические методы | Карточки |
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Планируемые результаты и способы их проверки. Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июль).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.
К концу обучения ребенок может:
- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;
- понимать смысл обозначений: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа; на, над – под; слов: утро, вечер, день, ночь;
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше; столько же;
- решать доступные занимательные и игровые задачи;
- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
0 | 09 | 3-4 недели | 40 мин | очная | 1 | Диагностика | группа | Опрос, беседа |
1 | 10 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятие 1. Вводное занятие. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
2 | 10 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 2. «Раньше» - «Позже». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
3 | 10 | 3-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 3. Представление о цифре 4 | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
4 | 10 | 4- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 4. Квадрат. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
5 | 11 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 5. Куб. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
6 | 11 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 6. Пространственные отношения. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
7 | 11 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 7. Пространственные отношения «шире» - «уже». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
8 | 11 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 8. Представление о цифре 5. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
9 | 12 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 9. Овал. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
10 | 12 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 10. «Внутри» - «Снаружи». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
11 | 12 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 11. Пространственные отношения. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
12 | 12 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 12. Понятие слова «пара». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
13 | 01 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 13. Прямоугольник. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
14 | 01 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 14. Числовой ряд. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
15 | 01 | 4- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 15. Представление о ритме. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
16 | 02 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 16. Представление о цифре 6. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
17 | 02 | 2- неделя | 20 мин | очная | Занятия 17. Представление о порядковом счёте. Счёт до 6. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
18 | 02 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 18. Представление об упорядочивании по длине нескольких предметов. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
19 | 02 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 19. Представление о цифре 7. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
20 | 03 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 20. Понятие «толстый » - «тонкий». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
21 | 03 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 21. Понятие слов «высокий» - «низкий». | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
22 | 03 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 22. Ориентировка по плану. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
23 | 03 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 23. Представление о цифре 8. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
24 | 03 | 5- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 24. Сравнивание предметов по длине, ширине и толщине. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
25 | 04 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 25. Цилиндр. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
26 | 04 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 26. Конус. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
27 | 04 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 27. Призма и пирамида. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
28 | 04 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 28. Геометрические тела. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
29 | 05 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 29. Счет до 8. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
30 | 05 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 30. Свойства предметов. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
31 | 05 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 31. Геометрические фигуры. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
32 | 05 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 32. Порядковый счет. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
33 | 06 | 1-неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 33. Прямой и обратный счет. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
34 | 06 | 2- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 34. Сравнивать предметы по длине, высоте. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
35 | 06 | 3- неделя | 20 мин | очная | 1 | Занятия 35. Карта путешествий. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
36 | 06 | 4- недели | 20 мин | очная | 1 | Занятия 36. Обобщение. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
07 | 1-2 недели | 40 мин | очная | 1 | Итоговая диагностика | Группа | Опрос, беседа. |
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
№ | наименование | количество |
1. | групповая комната | |
2. | Рабочие тетради | по количеству детей |
3. | Карандаши простые | 15 шт. |
4. | Карандаши цветные | По количеству детей |
5. | Ручки шариковые | 15 шт. |
6. | Счётные палочки | 15 кор. |
7. | Пособие «Умные кубики» | 15 кор. |
8. | Магнитное наборное полотно | 15 шт. |
9. | Цветные фишки | красные-30 шт, синие-30шт, зелёные-30 шт. |
10. | Линейка (15 см) | 15 шт. |
11. | наглядный материал (картинки, плакаты); | набор |
12. | Палочки Кюзинера | 15 шт |
13. | блоки Дьенеша; | 15 шт |
14. | Квадрат Воскобовича | 15шт |
15. | дидактические игры по ФЭМП для детей 4-5 лет; | набор |
Кадровое обеспечение:
Формы аттестации
- Открытое занятие для родителей;
- журнал посещаемости;
- фотоотчет;
- диагностика;
- отзывы родителей.
2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения математического развития дошкольников
4-5 лет
Дата проведения __________________
Педагог дополнительного образования: Федоренчик М.В.
№ | Фамилия, имя ребёнка | Умеют сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине; | Знают времена года; считают в пределах пяти; | Называют цифры от 1 до 5, соотносят количество предметов с цифрой; | Различают количественный и порядковый счёт; | Устанавливают равенство и неравенство групп предметов по названному числу; | Находят заданные геометрические фигуры среди множества других; | Умеют сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине; | Различают понятия «вчера, сегодня, завтра…» | Ориентируются на листе бумаги; | Понимают задание и выполняют его самостоятельно; | Проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)
2.5 Методические материалы
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая) организации обучения.
Особенности организации образовательного процесса- очная форма.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- наглядный (демонстрация наглядных пособий);
- практический (упражнение, экспериментирование, моделирование);
-объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично- поисковый;
- исследовательский проблемный;
-воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
- игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);
- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма организации учебного занятия:
- беседа;
-игра;
- наблюдение;
- практическое занятие;
- презентация;
- экспериментирование;
- моделирование.
Кроме того, занятия математикой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке.
Список литературы
5.1 Основная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид изд. | Количество экземпляров. |
1 | Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е | Игралочка (практический курс математики для дошкольников) | М: Ювента, 2010г | 1 | |
2 | Петерсон Л.Г., Холина Н.П | Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации | М: Ювента 2009 | 1 |
5.2. Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид Издания. | Количество экземпляров. |
1 | Волина В.В. | Учимся играя. | М.: Новая школа, 2006 | 1 | |
2 | Колесникова Е.В. | Математика для детей 5-6 лет. | М.: ООО Сфера, 2015 | 1 | |
3 | Минкевич Л.В. | Математика в детском саду. Старшая группа. | М.: Скрипторий, 2010 | 1 | |
4 | Новикова В.П., Тихонова Л.И. | Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. | М.: Мозаика-Синтез, 2010 | 1 | |
5 | Степанова Г.В. | Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями обучения. | М.: ООО Сфера, 2010 | 1 | |
6 | Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. | Математика до школы. | С-П.: Детство-Пресс, 2010 | 1 | |
7 | Смоленцева А.А., Суворова О.В. | Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. | С-П.: Детство-Пресс, 2010 | 1 | |
8 | Шорыгина Т.А. | Путешествие в цифроград. (в 4-х частях) | М.: ООО Сфера, 2012 | 1 | |
9 | Волина В.В. | Праздник числа | М: Детство - Пресс 2000 | 1 | |
10 | Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. | Математика до школы | С-П: Детство Пресс 2006 | 1 | |
11 | Михайлова З.А. | Игровые занимательные задачи для дошкольников | М: Просвещение» 2004 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...