Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Путешествие в космос"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волощук Светлана Анатольевна

Методическое пособие для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Сказка», филиал

Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Методическая разработка сюжетно - ролевой игры

«Полет в космос»

(пособие предназначено для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о космосе)

Автор – разработчик: Волощук Светлана Анатольевна, старший воспитатель

 

Младший дошкольный возраст

Задачи:

1. Познакомить с профессией космонавт, его трудовыми процессами.

2. Развивать у дошкольников умения принимать на себя игровую роль и обозначать её для партнёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

3. Формировать умение развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Предварительная работа:

- рассматривание плакатов с изображением ракеты, космонавтов, портрета Ю. Гагарина;

- рисование «Звезды на небе»;

- чтение художественной литературы: В. Орлова «Тимошкина ракета».

Куст ролей:

                              Мама

Космонавт                             Космонавт

                                Папа  

Атрибуты: шлём космонавта, флажки.

Развитие словаря: поехали, пуск, к полёту готов.

Обучение игровым действиям:

1. Строительство ракеты (из крупного строительного материала, из стульчиков);

2. Семья провожает космонавтов, космонавты занимают места в ракете.

3. Космонавты в космосе.

4. Возвращение космонавтов домой.

Игровые действия:

Космонавт - садится в ракету, летит, рассматривает звёзды в иллюминатор ракеты, встречается с другим космонавтом в космосе, возвращается домой, обедает, отдыхает,

отвечает по телефону – срочный вылет.

Мама - встречает, провожает, готовит обед, кормит.

Папа - встречает, провожает, беседует о полёте, смотрит телевизор.

C:\Users\алесандр\Desktop\2.jpg

Средний возраст

Задачи:

1. Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра;

2. Развивать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры;

3. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры;

4. Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;

Предварительная работа:

- НОД «Кто такие космонавты?»;

- рассматривание книг, атласов, альбомов о космосе, космонавтах, планетах;

- рассматривание пейзажа И. Левитана «Лунная ночь»;

- рисование «Звёздное небо», «Я ракету нарисую»;

- чтение художественной литературы: А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт», В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит». 

                         Куст ролей:                                                        Дополнительные роли:

                           Диспетчер                                                                          Врач (медсестра)

Космонавт       Командир       Космонавт                     Космонавт             Тренер

                        Бортинженер                                                                         Механик

 Обучение игровым действиям:

1. Строительство космического корабля (из строительного материала, стульев).

2. Выбор командира космического экипажа.

3. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.

4. Сбор вещей для космического полёта.

5. Проводы космонавтов в полёт родственниками.

6. Запуск ракеты.

7. Связь космонавтов с землёй.

8. Выход космонавтов на орбиту.

9. Возвращение домой.

Сюжеты: полёт в космос

Атрибуты: крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги.

Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос, обследуют планету.

 

Развитие словаря:

Приготовиться к полёту…

Все готовы к полёту…

Подняться на предстартовую площадку

Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт…

Корабль вышел на орбиту…

Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.

Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.

Дополнительные сюжеты:

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Развитие словаря

Станция технического обслуживания

механик, автозаправщик, вывеска.

комбинезон, перчатки, набор инструментов для ремонта ракеты, вывеска.

Включает автозаправку, производит ремонтные работы, проверяет состояние ракеты перед вылетом

Вам необходимо заменить масло…

Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…

Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.

Предстартовая площадка

Военные

фуражки военных, бинокли, телефон, вывеска

проверяют ракету перед вылетом, проверяют экипировку космонавтов 

Рация, космодром, скафандр

Больница

врач, медсестра

белый халат, шапочка, фонендоскоп, таблица для проверки зрения

прослушивает экипаж, проверяет зрение, медсестра выписывает разрешение на полёт

Как ваше здоровье…Как вы себя чувствуете…Здоровье должно быть отличным, так как вас ждут большие перегрузки и невесомость

 Старший дошкольный возраст

Задачи:

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.

2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

4. Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.

5. Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам художественной литературы.

6. Поощрять желание придумывать новые темы для игры.

Предварительная работа:

- НОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);

- рассматривание альбома: «Летчики – космонавты СССР»;

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;

- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;

- рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).

- чтение художественной литературы: Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

- составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе».

-художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», «Человек полетел в космос», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта»; лепка- «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».

Куст ролей:

                                        Инопланетяне

Мед.персонал                                                       Повар

Космонавты            Капитан корабля              Диспетчер (пульт управления полетами)

                                                                                           

Родственники                                                        Репортеры

Линия развития сюжета:

- подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр;

- запуск ракеты;

- выход в космос, работа на орбите;

- встреча с инопланетянами;

- медики осматривают инопланетян;

- выход в «прямой эфир» с Землей;

- ЧП на корабле;

- стыковка кораблей;

- приземление (радостная встреча космонавтов, концерт, медицинский  осмотр);

- конференция с космонавтами;

- приготовление космической еды;

- собрание комиссии по космическим полётам в «центре космонавтики (выбор задания для                                                                                                                        

космонавтов: сделать зарисовки планет Солнечной системы, назвать соседей планеты

Земля, расставить планеты по увеличению или уменьшению размеров);

- поломка ракеты;

- болезнь одного космонавта, его лечение;

- высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных). 

Игровые действия к каждой роли:

- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- диспетчер (пульт управления полетами) – руководит полётом с космодрома;

- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

- медицинский персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

- бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

-повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.

C:\Users\алесандр\Desktop\8.jpg

C:\Users\алесандр\Desktop\10.jpg

C:\Users\алесандр\Desktop\11.jpg

Атрибуты: скафандры, шлемы, техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.

Развитие словаря:

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео, барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Оценка труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

Используемая литература:

1. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000.

2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.

3. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Материал разработан для использования в работе с детьми от младшей до подготовительной группы.В каждой возрастной группе работа разбита на кварталы и поставлены задачи...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Космос"

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе-Игровые ситуации-обогащение игрового опыта-Обогащение игровой среды...


 

Комментарии

Серикова Надежда Хамзаевна

Спасибо за информацию