ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Волшебный мир часов
материал (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ветошкина

Участие в Конференции молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_proekt_volshebnyy_mir_chasov.docx47.37 КБ
Файл volshebnyy_mir_chasov.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Волшебный мир часов

Автор работы: Бадрутдинов Артем Олегович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «СОШ №6»

Подготовительная к школе группа

Руководители: Ветошкина Татьяна Александровна,

Родина Светлана Анатольевна,

 воспитатели

г. Югорск, 2018


Оглавление

Аннотация        3

План исследований        5

Самые знаменитые часы мира        8

Опыты по изобретению часов с помощью подручных средств        9

Опыт №1. Изготовление солнечных часов.        9

Опыт №2. Изготовление песочных часов.        9

Опыт №3. Изготовление огненных часов.        9

Опыт №4. Изготовление водяных часов.        9

Заключение        10

Список литературы        11


Исследовательская работа «Волшебный мир часов»

Бадрутдинов Артем Олегович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «СОШ №6»

Подготовительная к школе группа

Аннотация

Однажды воспитатели нашей группы задали нам вопрос «Что может быть самым быстрым в жизни?»  Мы долго думали? Но когда нам прочитали загадку, я сразу догадался,  что это время. И оказался прав. Оно не ждет и не стоит, оно всегда вперед бежит. Его вернуть, увы, нельзя.

Я задумался о том, что вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было прожить день, не следя за временем. Мы измеряем время годами, месяцами, днями, часами, минутами, секундами... Мы знаем самые разные пословицы, поговорки о времени: "Делу - время, а потехе - час".  "Всякому овощу свое время". "Лучше поздно, чем никогда". "Счастливые часов не наблюдают" и другие.

Чтобы ориентироваться во времени, человек изобрел специальный прибор - часы. Шло время, и люди совершенствовали механизм его отсчета. Мне очень захотелось научиться определять время. И в этом мне помогли мои родители. У каждого из нас  в доме есть  такая вещь как часы. Они бывают разные: настенные, наручные, электронные, кварцевые, механические.  Сегодня нам трудно представить, что  у людей  когда-то не было часов. А теперь  нам без часов никак не обойтись, они повсюду с нами. Мы носим часы на руке и в кармане, на улице и дома, часы в мобильном телефоне. Одни величиной с горошину, а есть и намного больше человеческого роста. 

Цель работы: выявление разнообразных способов измерения времени.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
  2. Провести опыты по изобретению часов с помощью подручных средств.
  3. Развивать исследовательский интерес. Доказать, что время можно определить даже тогда, когда в доме нет часов.

Методы и приёмы, используемые в работе:

беседа со взрослыми, чтение и обсуждение детских книг;

•  просмотр телепередач  и картинок из Интернета;

наблюдения, опыты;

анализ полученных результатов.

Полученные данные: проведение опытов и изготовление часов своими руками.

Вывод: время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее можно так много сделать.

Проделав ряд опытов по изготовлению часов,   мне очень захотелось  изобрести свои необычные часы. Может быть, когда я стану взрослым, моё желание исполнится,  и я принесу пользу своей стране и стану знаменитым.  


Исследовательская работа «Волшебный мир часов»

Бадрутдинов Артем Олегович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «СОШ №6»

Подготовительная к школе группа

План исследований

Проблема: Мне стало интересно: как люди раньше определяли время, когда не было часов? Как появился «Волшебный мир часов?» Можно ли дома своими руками сделать  часы, которыми пользовались наши предки? 

Я решил провести исследование. Для начала я узнал у ребят нашей группы, какие часы они знают? Получается, многие ребята не знают, что   время узнавать можно не только с помощью привычных для нас часов. А самые точные часы немок назвать никто. Так у меня  появились единомышленники в изучении вопросов о времени  и часах.

Гипотеза: я предполагаю, что часы изобрели не только для красоты, они приносят большую пользу для всех жителей планеты. Это незаменимая вещь в жизни человека и для  всей живой природы.

Методы исследования: прочитав много книг, журналов, побывав на экскурсии в часовой мастерской, посмотрев в Интернете на разных сайтах всё о часах, я узнал.

Способы измерения времени были известны очень давно. Когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Чем выше оно поднималось на небосклоне, тем ближе к полудню, а чем ниже спускалось к горизонту, тем ближе к вечеру. Люди определяли только: утро, полдень, вечер и ночь. Самым первым прибором, с помощью которого люди научились определять время,  были солнечные часы.   Принцип «работы» солнечных часов, основан на тени, которая образуется при свете солнца, так как в разное время суток, длина тени и её положение различно. Солнечная тень указывает на число на круглом диске, таким образом, определяется время. Например, если тень, указывает на цифру восемь, значит время – восемь часов утра. Ими можно пользоваться только в течение светового дня.

Песочные часы. Они представляют собой два сосуда, соединенных узкой горловиной, через которую песок из верхнего сосуда перемещается в нижний. Песочные часы предназначены для измерения ограниченного отрезка времени – от нескольких секунд до нескольких часов или суток (в зависимости от размера часов). Обычно песочные часы рассчитываются на работу в течение получаса или часа. Я эти часы видел в нашей больнице, когда приходил на процедуры. Потом появились песочные часы с прикрепленным к ним циферблатом. Возле таких часов неотлучно дежурил смотритель. Через каждый час, как только песок из одного сосуда перетекал в другой, смотритель должен был переворачивать часы и вручную переводить стрелку на циферблате. На кораблях время узнавали по песочным часам: в пасмурную погоду, когда по небесным светилам нельзя было определить, его. На судах их называли «склянками». Каждые полчаса, при переворачивании «склянки», били в колокол.

Самые большие песочные часы «Колесо времени» находятся в Будапеште (столица Венгрии). Высота 8 метров и цикл опорожнения в 1 год, они являются величайшим в мире устройством для измерения времени.

Водяные часы   в виде цилиндрического сосуда с истекающей струёй воды. Промежуток времени измерялся количеством воды, вытекавшей капля за каплей из малого отверстия, сделанного на дне сосуда. Водяные часы могли показывать время не только днем, но и ночью, были более точными в сравнении с солнечными часами.

 Огненные часы   их несколько разновидностей:

Лампадные часы

В глиняную или стеклянную лампу  наливалось определенное количество масла, и подбирался такой фитиль, чтобы хватило на определенное время горения светильника. Часами пользовались рудокопы: тогда в лампу наливалось масла на 10 часов горения. Когда заканчивалось масло, заканчивался и рабочий день.

Свечные часы

Они изготавливались в Китае, из специальных сортов дерева, растертого в порошок. Дерево смешивали с благовониями, из получившегося теста раскатывали палочки различной формы (чаще всего спирали). Палочки могли гореть месяцами, не требуя никакого обслуживания. 

Китайские огненные часы могли использоваться и в качестве будильника. Тогда на определенных местах палочки подвешивались металлические шарики, и при сгорании свечи они падали, издавая громкий звон. 

Фитильные часы

Представляли собой металлический фитиль, с оболочкой из смеси дегтя с опилками, к которому через определенные промежутки прикреплялись металлические шарики на нитях. Пережигание нити вызывало громкое падение шарика, которое указывало, что истёк определенный промежуток времени.

Но все эти часы показывали время очень неточно. Они зависели от погоды  (как солнечные ) или требовали постоянного наблюдения (как песочные или  водяные).        

Биологические часы   есть в природе и звучащие «живые часы». Весной и летом можно легко определить время по пению птиц. Соловей просыпается в начале второго часа ночи. В три часа утра начинает петь полевой жаворонок. В пять просыпается зяблик. А вот воробей, живущий рядом с человеком, просыпается поздно в шесть часов. Самый верный утренний будильник — петух, причем не только весной и летом, а в любое время года.

 Цветочные часы  по ним  можно определить время. Я посадил семена ноготков говорят они – ужасные сони. Они просыпаются только в 9 утра, а ко сну отходят рано: в 15-16 часов. «Точными» цветами обладает обыкновенная картошка: по ней можно заметить 6-7 часов утра и 14-15 часов. Считать часы по цветочным часам трудно, минуты – невозможно. Точность таких часов также зависит от погоды - в дождливую и пасмурную погоду эти часы будут показывать неточное время. В  2001 году цветочные часы появились на Поклонной горе в Москве и сразу были занесены в Книгу рекордов Гиннеса из-за своих размеров:  в диаметре у них 10 м, а минутная стрелка длинной 4,5 метра  весит 30 кг.

Современные часы. Все изменилось с изобретением механических часов. Они работали  от энергии маятника  или пружины.  В механических часах появился циферблат  со стрелками.Позже появились электронные и кварцевые часы. В них  используется кристалл  кварц, который очень похож на стекло  и  они  показывают очень точное время. Сегодня это самый распространенный вид часов. Но самые точные  это  атомные   часы .  Такие часы используются в качестве эталона времени. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы. Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. У  многих дома наверняка есть часы-будильник? Зачем нужны такие часы?  Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время. Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными, часы которые стоят на полу -  напольные. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Есть настенные часы с  кукушкой. В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час. Когда я рассматривал часы, мне стало интересно, почему на обычных часах стрелки идут слева направо? Оказывается, потому, что тень в солнечных часах шла в том же направлении. Поэтому современные часы и переняли это движение от своих предков.


Самые знаменитые часы мира

В каждой стране, городе есть часы, которые отсчитывают его историю, а есть такие часы, которые известны во всем мире (Приложение № )

Кремлевские куранты

Находятся на Спасской башне Московского кремля. Часы выходят на 4 стороны башни, диаметр каждого циферблата 6 м 12 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, минутной — 3 м 27 см. 9 колоколов отбивают каждые четверть часа, и один колокол — каждый час. 

Часы театра кукол

Находятся на фасаде Театра кукол имени  Образцова в Москве.
Каждый час на фасаде театра кукарекает петух и звучит мелодия “Во саду ли, в огороде”, а из одного из двенадцати окошек выглядывает сказочный зверь (ослик, кот, сова и т.д.). Вместе все животные появляются только два раза в сутки — в 12 дня и в полночь.

Биг бэн 

Находятся в Лондоне, Великобритания. В башне Вестминстерского дворца. Диаметр каждого из четырех циферблатов, составляет семь метров. Длина часовой стрелки,  -  2 м 70 см, а минутной — 4 м 30 см.

Часы Гринвич

Находятся в  Королевской обсерватории в Гринвиче, Лондон, Великобритания. Это часы, которые показывают  время, с которого ведут отсчет во всем мире. Они расположены на воротах обсерватории.  

Цветочные часы

Находятся в Английском саду  города Женевы, в Швейцарии. Диаметр женевских цветочных часов всего пять метров, зато они имеют самую большую секундную стрелку в мире — 2,5 метра. Каждый год внешний вид часов меняется, но количество цветов — 6500 штук — всегда одинаково. 


Опыты по изобретению часов с помощью подручных средств

Как только я научился определять время, в течение всего дня я смотрю на часы, чтобы вовремя прийти в детский сад, напоминаю моим воспитателям, что подходит время прогулки, ведь весь режим дня построен по времени. Я всегда знаю, когда за мной придут мои родители, когда мне нужно  идти на занятия в  кружки, а когда у меня свободное время. Нет такого дела, которое проходит без времени. Мы с родителями попробовали сделать самые простые  часы в домашних условиях для того, чтобы они стали моими помощниками. 

Опыт №1. Изготовление солнечных часов.

Для изготовления солнечных часов  я приготовил: лист белого картона, клей, ножницы, циркуль, транспортир, карандаши, соломинку. На лицевой стороне картона я начертил две дуги окружности диаметром 10,5 и 12 см. с центром в одной точке О. Разрезал соломинку с одной стороны и приклеила ее к точке О.  С помощью транспортира наклонила соломинку под углом 45 градусов.  Повесила солнечные часы лицом к югу и через каждый час отмечала положение тени.  Теперь  каждый раз, когда солнце светит ярко, я могу определить время по этим часам.

Опыт №2. Изготовление песочных часов.

Чтобы сделать песочные часы мне понадобились: две  маленькие пластиковые бутылочки с завинчивающимися крышками; клейкая лента;  соль мелкая  «Экстра». Две крышки я приклеила друг к другу. Папа проделал в них отверстие сверлом.  Насыпала соль в одну из бутылок, прикрутил крышки к бутылкам. Затем я  поставил бутылочки, чтобы соль оказалась сверху и засекли время. Как только время истекло, я перевернула бутылочки,  высыпала лишнюю соль. Теперь у меня есть песочные часы, которыми можно отмерить 10 минут. 

Опыт №3. Изготовление огненных часов.

Делая  огненные часы, я взяла 2 одинаковые свечи и несколько булавок.  Затем я зажгла 1 свечу  и  каждые 30 минут  отмечаем на целой свече   булавкой, сколько  сгорело  за 30 минут  первой свечки.  В результате у меня получились часы  на 5 часов  с интервалом в 30 минут. Это устройство  работает лишь в помещении, где нет ветра.

Опыт №4. Изготовление водяных часов.

Для изготовления  водяных часов  я  подготовил две баночки с закручивающими крышками, суперклей, две соломинки, сверло. Я склеил две крышки, папа проделал в них два отверстия.  Вставил и зафиксировал две соломинки. Наполнил банку водой, закрыла крышку и перевернула.   Засекла одну минуту и вылила лишнюю воду. У меня получился хронометр на одну минуту.

Заключение

Я много интересного и полезного узнал о «Волшебном мире часов». Познакомился с их разновидностями и  историей. Проделав ряд исследовательских опытов, я убедился в том, что время можно определить не только с помощью часов, но и по солнцу, с помощью свечки, по уровню воды в колбе с отверстием, песочными, солнечными и водяными часами.  По  моим наблюдениям я сделал вывод: если бы на земле не было часов, то всё пошло  бы «кувырком», не было бы порядка и учёта. Ночь и день длились больше положенного времени и люди бы не смогли вовремя вставать утром, ложиться спать и ходить на работу. Самолёты, поезда, корабли сбились  бы с курса. Вовремя не смогли бы полететь космонавты в космос и вернуться на Землю. Вся природа нарушила бы все свои законы. Птицы не смогли бы вывести птенцов и улететь на юг, животные заготовить пищу на долгую зиму и сменить свои «наряды». На полях, в садах, огородах люди не вырастили бы богатый урожай. Я просто не представляю, что могло бы произойти на Земле. Моя гипотеза подтвердилась.         Проделав данную исследовательскую работу, я узнал, Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее можно так много сделать.

Проделав ряд опытов по изготовлению часов,   мне очень захотелось  изобрести свои необычные часы. Может быть, когда я стану взрослым, моё желание исполнится,  и я принесу пользу своей стране и стану знаменитым.  


Список литературы

  1. Энциклопедия «Хочу всё знать» М., 2010 г.
  2. М.Ильин «Сто тысяч почему» М., 1989 г.
  3. Энциклопедия для детей. Том 14. Техника. М. ЗАО "Дом Книги «Аванта», 2005 г.
  4. Медиатека  pedsovet.org/component/option,com_mtree/.../Itemid,5461278
  5. Свободная энциклопедия Викепедия (Интернет  сайт). ru.wikipedia.org/wiki/Часы
  6. Алейхем Шолом. Рассказы для детей. Часы. www.many books.org/auth/.../book/.../rasskazyi_dlya_detey_-_chasy...
  7. Детские журналы « А почему?», «Юный техник»
  8. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
  9. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство,  «Просвещение», 1991
  10.   Гризик  .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
  11.  Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
  12.  Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника  приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
  13.  Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду.     Самара.: Издательство «Учебная литература»,2014 
  14.  Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. //  Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
  15.  Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2012. с 10
  16.  Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Волшебный мир часов Автор работы: Бадрутдинов Артем Олегович Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №6» Подготовительная к школе группа Руководители: Ветошкина Татьяна Александровна, Родина Светлана Анатольевна, воспитатели

Слайд 2

Оно не ждет и не стоит, оно всегда вперед бежит. Его вернуть, увы , нельзя.

Слайд 4

Цель работы : выявление разнообразных способов измерения времени. Задачи : -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. -Провести опыты по изобретению часов с помощью подручных средств. -Развивать исследовательский интерес. Доказать, что время можно определить даже тогда, когда в доме нет часов.

Слайд 5

Как появился «Волшебный мир часов? С олнечные часы. песочные часы. водяные часы.

Слайд 6

огненные часы.

Слайд 7

современные часы.

Слайд 8

Самые знаменитые часы мира

Слайд 9

Опыт №1. Изготовление солнечных часов .

Слайд 10

Опыт №2. Изготовление песочных часов .

Слайд 11

Опыт №3. Изготовление огненных часов.

Слайд 12

Опыт №4. Изготовление водяных часов.

Слайд 13

Музей «Волшебный мир часов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Волшебный мир бумаги"

Мы любим рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги и журналы. На занятиях мы пишем в рабочих тетрадях.  Все то, о чем мы написали, связано с бумаго...

Исследовательская работа «Волшебная соль»

Цель исследования – изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств.Задачи:-изучить исторические сведения о соли,-исследовать свойства соли,-узнать о з...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Волшебный мир часов

Чтобы ориентироваться во времени, человек изобрел специальный прибор - часы. Мне очень захотелось научиться определять время. И в этом мне помогли мои родители. У каждого из нас  в доме есть...

Исследовательская работа «Волшебный мир кристаллов»

Красота и блеск кристаллов Всем и каждому понятны. Беглый взгляд они чаруют, Формы их уму занятны  Искушенный наблюдатель Разглядит их жизни тайны И по полочкам разл...

Исследовательская работа «Волшебный снег»

Исследовательская работа«Волшебный снег»...

Исследовательская работа "Волшебные краски"

     Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений на основе естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего ...