Игрушки в старину
занимательные факты

Кусяпкулова Эльмира Наиловна

Игрушки в старину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki_v_starinu.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки в старину

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

"Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева "Ауку" - спеленатого младенца. Ребятишки поиграли "Аукой" и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он "Ауку" и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную ."Ауку" и заказал еще несколько штук".

Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки "с движением". Каждый мастер делал свои привычные игрушки. "Фигуристы" вырезали людей, "зверисты" - зверей, "птичники" - птиц. Одни резали только "щелкунов", "орешников" - деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.

Другие ладили так называемые "разводы" - укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.

Забытые простонародные игрушки 

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова. СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. ^ Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея. 

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет
Кукла - закрутка 

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик - голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга - это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

История народной куклы 

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояли обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.

Науменко Г.М. "ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА" 

Дедушка из бересты шаркунки плел, кубик такой, и клал туда горох или камешки. А некоторые палочку к шаркунку закрепляли, и выходила побрякушка. В ручку ребятенку вложишь, и он гремит-побрякивает, радуется.

(Архангельская область, 3)

Курей режешь. У курей горлышко (зоб) оставляешь. Его берешь и трешь в золе. И тогда оно очищается и делается тоненькое. После этого моешь его хорошо и сушишь. Потом горлышко надуваешь, туда бросаешь горох или кукурузу и завязываешь. И вот это горлышко было маленькое, с кулачок дитю, и как погремушка. Забавляется он, тарахтит.

(Краснодарский край, 117)

Когда резали поросенка, то отделяли мочевой пузырь. Сначала его оттирали и раскатывали в.золе. Он становился большой, плотный и тонкий. И потом чуть-чуть его присаливали, чтоб он не пах. А тогда только высушивали. Потрешь его вот так вот, а он весь делается мягкий и светится. Тогда в середину пузыря бросали сухие горошинки или камушки с пуговицами. Потом пузырь надували и раскрашивали краской. Краски такие, что одежду красят. На нем были красный цветочек и зеленые листики. И пузырь этот шерстит-тарахтит. И вот детей им утешали, детям интересно. Он им и воздушный шарик, и погремушка, и мячик.

(Брянская область, 79)

Телячий пузырь надували большим прозрачным шаром и гороху туда сухого насыпали. Когда он высыхал, гремел, тарахтел. А ещё делали детям "долгой вол-гонъ". Он из телячьей прямой кишки. Надуют его, завяжут, а он не круглый, а как тыква продолговатый.Ребёнок его потрясывает.а он с горохом побрякивает, как мячик по земле подскакивает да по воздуху летает ? это "долгой волгонь".

(Архангельская область, 13)

Свистушки детишкам делали из веточек ветлы. Когда уж весной деревья в соку, отрезаешь тоненькую палочку и изрезаешъ ее тут наискосок, чтобы отсюда деечка? дырочка была, где дуть будешь. Потом по ней ножом постучишь, подрежешь кругом и кору потихоньку снимаешь. Тут вот вынимаешь её со ствола. А на стволе лунку вдоль прорезаешь и дырочку делаешь. И кору обратно на этот ствол наставляешь.

И вот свистушка так получилась, что свиристела громко, как свирель, играла долго.

(Воронежская область, 99)

Мастерили ветряк. Брали плоские дощечки сухого луба, складывали их крестом и прибивали гвоздиком к концу длинной палочки. Мальчонок с ним гулял, и ветряк от ветра крутился. Еще делали волчки из березы. Дерганет палец волчок, и он быстро-быстро так завертится.

(Волгоградская область, 91)

Для ребят трещотки деревянные делали. Трещотка - это обыкновенная палочка-стержень, на верхнем конце идут 6 ребер, и вставляются тонкие лучинки, они идут с той и с другой стороны через стержень и закрепляются Ребенку два года, а ему уже делают эту трещотку. В седюшке он сидит вертит ей, трещит. 

(Архангельская область, 49)

Из тряпок и льна поделывали ребенку куклы. Лен-то раньше сушили, мяли трепали. И когда ряску с него обивали, оставалось волокно. Вот из этого-то волокна и поделывали куклы. А уж поверх обряжали в наряды, в старинные старались одеть. А из тряпок, когда шили куклы, в тело и головку насыпали опилки или просто накручивали тряпки и прошивали их. На тряпки брали старые холщовые рубашки. А на головке глаза, нос и рот вышивали.

(Брянская область, 79)

Куколки из тряпок были. И мужичков, и жонок шили. В головку, в ноги и в руки кладешь ото льна мочку и ткешь. Потом обшиваешь головочку беленьким и личики раскрашиваешь - глазки, носик, губочки подводишь. Тады штаны-то не носили, вот оденешь на ножки чулочки, а на ручки кофточку повяжешь, а к платьицу брыжич-ки подошьешь , чтоб разна, чтоб снарядна, хороша куколка была.

(Воронежская область, 99)

Из соломы куклы вязали. Брали пук соломы и посередине этот пук перегибали -это получалась голова. А от туловища отделяли и разводили в стороны по несколько соломинок - это руки, а вниз - ноги, их обкручивали ниткой. И кукле делали красивый поясок.

(Брянская область, 82)

Куклу из лучинок собирали. Вот берешь одну лучинку - это туловище, да поперек другую лучинку - это руки, и перевязываешь крест-накрест. Книзу лучинку расщепишь -это ноги. Тогда делаешь из тряпочки головку, надеваешь на лучинку и сверху завязываешь платок по древнему обычаю вот тебе куколка получилась. Еще рубашечку, сарафанчик шьешь и юбочку оденешь - это девушка. А парничок - его из лучинки выстругаешь и нарядишь - "попок" у нас называется.

(Архангельская область, 14)

Мячи у нас делали из овечьей или коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатывался, его бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. После вынимали из воды, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким и мягким, и прыгал, как резиновый.

(Архангельская область, 13)

Для ребятишек мячи плели из лыка. Резали ремешки из коры липы и плели. Внутри их делали пустые или набивали песком. Были и кожаные мячи, их набивали шерстью или конским волосом.

Как делали игрушки в старину

Отделкой игрушек занимались женщины и дети. Ребята начиная с 4—5 лет работали стоя за столами, собирали бирюльки, считали их и раскладывали по местам. У каждого была специальная дощечка для работы и «косячок» — узкая стамеска. Ею подрезали носики и ручки чайничков, чашек, кувшинчиков, краны самоварчиков, прежде чем их приклеить. Мелкие бирюльки приходилось собирать под увеличительным стеклом. Дети гнули и крючочки из балалаечных струн, вставляли их пассатижами в ручку. Раскладывали бирюльки в коробочки, чаще всего имевшие форму репки. В каждом наборе должно было быть ровно 32 штуки. Ошибиться нельзя, уронить тоже — разобьются, ведь стенки бирюлек тонки, как листок. Только проворные детские пальчики и могли справиться с такой работой.

— Бывало, как время подходит товар в Москву отправлять, так из дому совсем не выходили. Сами-то в бирюльки не играли, свету белого не видели, — рассказывала Ю. А. Горшкова, дочь Андрея Андреевича Журкина.

А. А. Журкин, один из сыновей А. В. Журкина, был мастером. А им считался лишь тот, кто может точить особо тонкие изделия. Тут и руки крепкие нужны, и зрение прекрасное, и глазомер. Блестящий пример его виртуозного мастерства — тот самый экспонат музея игрушки с подписью «Андрей Журкин». Эти бирюльки сделаны приблизительно в конце 1900-х — начале 1910-х годов, когда продукция Журкиных поступала в Москву в Кустарный музей, на выставки, отмечалась наградами.

Как делали игрушки из дерева

Древесину использовали разных пород: для пустотелых игрушек — липу, для других березу, бук, клен, черное дерево, кизил, подбирали и осину хорошей структуры, на вес покупали в Москве пальму. Работали больше с сырым мате-1 риалом: точить легче и скорее, и инструмент дольше сохраняется. Высохшие изделия тщательно обрабатывали. Сна — чала их шкурили, затем окрашивали и полировали прямо на станках, используя вату, войлок, бумазею. К политуре добавляли сухие краски: фуксин, крон канареечный, киноварь, ультрамарин, сажу. Применяли 13 и более цветов. На вращающееся изделие краска ложилась тончайшим слоем, впитываясь, придавала ему деликатную окраску. Новый красочный слой усиливал интенсивность цвета, но фактура древесины при этом не исчезала. Отполированные до зеркального блеска яркие игрушки хотелось гладить, долго держать в руках. Работа с деревом достигала высочайшей культуры.

Ликинские мастера специализировались на определенной продукции, кооперировались между собой. Одни точили лото, другие штамповали на нем цифры, третьи выполняли только столярную работу. Карасевы точили шахматы, Булы-гины — в основном крокет, большой садовый и малый настольный. Журкины были известные бирюлечники.

 Производство игрушек в старину

Еще в XIX веке славились производством токарной полированной игрушки Подольский, Звенигородский, Верейский уезды Московской губернии. Развитию промысла содействовало Московское губернское земство, поощрявшее кустарные ремесла. В то время многие люди, занимавшиеся заготовкой и сбытом дров, возвращались в деревни и осваивали токарное дело. Промысел начал быстро разрастаться. Обследование, проведенное земскими деятелями в 1899 году, показало: численность работников этого промысла увеличилась за предшествовавшие 10 лет в 4 раза.

В Перхушковской волости Звенигородского уезда центрами промысла считались деревни Ликино и Митькино. В 1912 году по инициативе мастеров А. С. Трофимова, М. В. и А. М. Королевых, С. И. Булыгина и других была организована Ликинская артель токарной игрушки. В 1920-е годы она объединяла около 100 рабочих-надомников. В 1933 году построили производственное здание артели с токарным и лакировочным цехами.

—           Знатно тогда работали Изделия наши были вне конкуренции, шли даже за границу, — с гордостью говорят ликинские жители.

Ассортимент поражает разнообразием. Делали крокет, кегли, лото, шахматы, посудные и прачечные наборы, песочники, погремушки и вкладыши разного рода: яйца, шары, пирамидки и, конечно, бирюльки. Красивыми, привлекательными получались они. Миниатюрные столовые сервизы укладывали в коробочки, выточенные в форме груши, яблока, гриба. Несколько грибочков разных видов размещали в решетах на зеленом мху, который специально собирали летом. Для шаров плели цветные сетки. И чего только еще не придумывали

Познавательное занятие "Игрушки, народные игры и забавы в старой Москве"

Задачи: 

  • Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни древних москвичей, расширять кругозор в историко-географическом развитии детей.
  • Воспитывать патриотические чувства, способность к артистических данных, умение передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности, доброжелательные отношение друг к другу, чувство коллективизма, уважение к национальной культуре.

Словарная работа: Фурчалка, бирюльки, кубарь, балаган.

Предварительная работа: беседы “Во что играют наши дети?”, “Современные игрушки”, чтение рассказов “Царские игрушки”, “Краткая история игрушки”, заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, просмотр видеофильмов праздники, досуги в детском саду, рассматривание альбомов, иллюстраций, сбор игрушек в мини - музей “Музей народного творчества”, “ Музей дерева”, игры с игрушками, русские народные игры, выставка детских рисунков, поделок.

Материал: различные игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичная кукла, современные игрушки, картинки с изображением игрушек, народных игр, мольберт, мел, рукавичка- прихватка, корзинки, элементы костюмов скоморох, вороны, мелкие игрушки, пуговицы на верёвочке, полено, платок, голубая лента.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию, но сначала ответьте, пожалуйста, кто из вас был в музее? (Дети отвечают). Предлагает подойти к столам и рассмотреть первую выставку коллекции игрушек. Знакомы ли вам эти предметы, для чего они нужны? Ответы детей.

Воспитатель. Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка- великое изобретение человечества. в ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах. Из каких материалов делают игрушки? Что могут делать современные игрушки? (двигаться, прыгать, летать, говорить…). (Дети отвечают).

А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (Показ иллюстраций, картинок). Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, уменьшенные копии животных, птиц. Первые игрушки древних москвичей (полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки). Вспомните рассказ о святой царской семье. Ответы детей. В 2000 году в Москве в Историческом музее состоялась уникальная выставка “ На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей”, на которой были выставлены игрушки детей семьи последнего российского императора. ОТМА – это словечко, придуманное детьми как монограмм первых букв имён Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Но не только самодельными игрушками играли в старину. Можно было купить готовую игрушку у мастера-игрушечника на ярмарке. Показ народных игрушек.

Дети (читают или поют).

Игрушкины частушки.

Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
Снами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Подмосковные деревни и Москва издавна славились народной игрушкой. В городе Сергиев Посад под Москвой есть даже настоящий музей народной игрушки. Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони-каталки, расписные в яблоко. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим.

Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперь они мало похожи на древние игрушки. Назовите игрушки, с которыми вы сейчас играете. Дети рассматривают современные игрушки. “ Кто чем играет в малых летах, тот тем занимается, сделавшись взрослым” – гласит русская пословица. Сейчас очень много различных игр, игр – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек (предлагаю детям подумать, хотели бы они играть со старинными игрушками, например с поленом, одетым в тряпку).

Ребенок.

Игрушка.

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабаны, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.

Играть можно не только с игрушками, но и без них. Вы можете назвать какие-нибудь игры, в которые вы играете? А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей).

В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. (Предлагаю подумать, почему. Наверное, потому что не было телевидения, кино и т.п.). Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это: “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и др. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры.

А с чего начинается любая игра? (Ответы детей).

Правильно, со считалки. Считалки – это древняя форма гаданий. Когда кому-то выпадал случайный жребий, это воспринималось как воля судьбы. И в игре никто не должен обижаться. А какие считалки вы знаете? (Ответы детей). Играем в подвижную игру “Заря”.

Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так.

С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю.

На всех народных праздников выступают скоморохи. В современной жизни это артисты эстрады, клоуны. На площадях в балаганах скоморохи веселили, смешили народ, показывали кукольные представления и переодевались в разные смешные костюмы. Дети надевают колпачки скоморохов и показывают шуточные сценки. (Элементы костюма вороны, кукла-петрушка).

Ворона. Кра!

Ведущий. Кричит ворона.

Ворона.

Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор пробрался утром рано,
Брошь украл он из кармана,
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

Ведущий.

Стой, ворона, не кричи!
Не кричи, а помолчи!
Жить не можешь без обмана –
У тебя ведь нет кармана!..

Ворона. Как?!

Ведущий.  Подпрыгнула ворона
                   И моргнула удивлённо.

Ворона.       Что ж вы раньше не сказали?    Кар-р-раул!     Кар-р-рман, укр-р-рали!

Сценки скоморохов.

Шёл по улице Федул,
Шёл и губы надул.
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожёг.
- Можно ли зашить?
- Да иглы нет.
- Остались ворот да рукава.

- Тебе поклон прислала.
- Кто? - Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша. - Кто? Кто?
- Дед Пихто и бабушка Никто.

Проводим одновременно конкурсы, используя песочные часы.

Детям предлагаю карточки. Задание: “Найди половинку”. Играют в парах.

Конкурсы: “Ежовые рукавицы”.

В рукавицах собрать мелкие предметы.

“Курица лапой”.

Нарисовать несколько простых предметов, соединить их вместе (небылица).

Предлагаю поиграть игрушкой – фурчалкой, кубарем.

Воспитатель. Понравилась вам наша экскурсия? Вы получили удовольствие?

Ответы детей.

Знакомство с русскими играми, игрушками, забавами мы будем продолжать.

Что такое народная игрушка?

"Мама, что такое народная игрушка?" - с этим вопросом меня встретил дома сын. "В школе задали написать доклад про это, а я совсем не знаю, что писать" - мой печальный второклассник "повесил нос".

"А давай вместе попробуем узнать что-нибудь про народные игрушки? Соберем побольше информации, чтобы твой доклад получился не только подробным, но и интересным!" - предложила я маленькому исследователю.

И работа закипела! Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, посетили выставку "История возникновения народной игрушки" и даже расспросили нашу старенькую бабушку об игрушках ее детства.

Начиная вместе с сыном эту работу, я не ожидала, что мы узнаем столько нового! Многие сведения даже для меня стали необыкновенным открытием. Грустно было осознавать, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковская игрушка

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.

Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.

Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Богородская игрушка

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

"Так что же такое народная игрушка?" - спросила я своего сына. - "Теперь ты можешь ответить на этот вопрос?". "Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ" - не без гордости ответил ребенок.

И не поспоришь! Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Старинная и современная игрушка"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, включает в себя 3 этапа: подготовительный (беседа,рассматривание иллюстраций, различных видов игрушек, применение ИКТ, работа по речевому р...

«Кукла – закрутка наша старинная игрушка»

Познакомить детей и их родителей с традицией семейного рукоделия через совместное творчество детей и взрослых....

Консультация"Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости"

Наши предки были прозорливые и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек...

Сценарий мероприятия "Игрушка старины"

Цели и задачи проекта:воспитывать духовно – нравственные качества через любовь к  культуре своих предков;привить детям любовь и бережное отношение к игрушке;познакомить с историей игрушки и обыча...

Экскурсия в музей "Выставка старинной игрушки"

ГБДОУ № 135 детский сад Невского района г. СПБ   http://2berega.spb.ru/user/anastasiaposnikova/...

Конспект досуга с родителями в старшей группе «Кукла – закрутка наша старинная игрушка»

Конспект досуга с родителями в старшей группе«Кукла – закрутка наша старинная игрушка»...

Мини-музей "Старинная ёлочная игрушка"

Самым трогательным ритуалом при подготовке к новогодним  праздникам является украшение елочки разноцветными новогодними игрушками. В каждом доме такие игрушки хранятся из...