«Как воспитать нравственно – патриотические чувства у детей к родному краю и городу»
методическая разработка (старшая группа)
На сегодняшний день одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, а также и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Данный мастер-класс поможет воспитателям при работе с родителями в воспитании патриотизма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Как воспитать нравственно – патриотические чувства у детей к родному краю и городу».
Педагог-мастер: Тищенко Евгения Николаевна
Должность, место работы: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18»
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 18»
Продолжительность мастер-класса: 30 минут
Цель мастер-класса: распространение опыта работы с доступными методами и формами по воспитанию нравственно – патриотических чувств детей через ознакомление с родным городом.
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с методами и формами работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей;
- отработка с участниками мастер-класса методов и форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию;
- создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук;
- столы, стулья;
Раздаточный материал:
- памятки по использованию различных методов и форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
1 слайд: «Мастер-класс «Как воспитать нравственно – патриотические чувства у детей к родному краю и городу». Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18» Тищенко Евгения Николаевна.
Актуальность
На сегодняшний день одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это патриотическое воспитание. Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, а также и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Семью очень часто называют «школой чувств», и это справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию окружающего мира, получает первые уроки нравственного и патриотического воспитания в общении с тем, что ему дорого. Именно в семье прививаются первые чувственные отношения к своей малой Родине, своему дому, к традициям, своей улице, городу. Любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какая вокруг нас природа, каким жизненно – важным трудом заняты люди, всё это взрослые передают своим детям, что очень важно для воспитания нравственно – патриотических чувств.
В воспитании нравственно – патриотических чувств роль родителей имеет очень большое значение. Ведь дети всегда копируют поведение рядом находящихся с ними взрослых. Всё, что ребёнок получает от самого близкого человека - оставляет большой отпечаток в его памяти.
Перед тем, как нам перейти к заданиям, которые можно провести с детьми, давайте с вами убедимся, насколько хорошо мы с вами знаем свою Родину, свой город?
2 слайд: «Тренинг на создание образа Родина»
- Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить тот образ, который возникает при слове «Родина» (звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»). Давайте подберём родственные слова к слову «Родина» ( род, народ, дородный, борода, родник и т.д).
Интересный факт: Как вы думаете: «Борода – слово родственное Родине?».
Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности, не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчинам не принято было стричь бороду.
План проведения мастер-класса
- Сначала я предложу вам несколько заданий, позволяющим активизировать наше мышление и позволяющим убедиться, насколько мы с вами знаем нашу Родину, наш город.
- Затем я предложу некоторые конкретные задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей нравственно – патриотических чувств к родному городу.
- Отвечу на ваши вопросы.
- Проведу самоанализ данного мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Задания.
Все государства в мире, и Россия не исключение, имеют свои государственные символы: флаг, герб, гимн. Государственный флаг – важнейший атрибут государства, отличительный символ государственной и национальной независимости.
1.Назовите цвета российского флага.
(белый, синий, красный).
3 слайд: «Государственный флаг России».
2.Что означает каждый цвет флага?
4 слайд: Белый – мир, чистота совести, благородство.
Синий – небо, веру, духовность.
Красный – огонь, отвагу, героизм.
Педагог-мастер: С древних времён на Руси всегда почитались белый, красный и синий цвета.
На белой ткани красными и синими нитями женщины вышивали различные узоры. Из белых, синих, красных тканей шили нарядную одежду. Эти цвета отвечали представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости, отсюда появились эти цвета на флаге нашего государства.
3. Назовите дату принятия трёхцветного флага в качестве государственного.
5 слайд: 1 ноября 1991 года
- Назовите композитора и поэта российского гимна.
(композитор А.В. Александров, поэт С.С. Михалков)
6 слайд: (фото композитора и поэта)
- Напойте первые слова гимна.
7 слайд: (гимн Российской Федерации)
- Что изображено на гербе России?
8 слайд: (герб России)
Педагог-мастер: Сейчас герб России выглядит так: Красный геральдический щит, на котором размещен двуглавый золотой орел с поднятыми к верху крыльями. Над головами орла имеются две малые короны и одна большая, все они соединены лентой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу. В центре орла имеется такой геральдический щит, красного цвета, на котором изображен всадник, облаченный в синий плащ, сидящий на серебряном коне. В руках у всадника серебряное копье,
направленное на змея, который находится у ног его коня. Мало кто знает, что на скипетре, который держит орел, имеется рисунок, точная копия двуглавого орла, который также держит в руках скипетр.
8. Поговорки.
Педагог – мастер: Русское устное народное творчество: пословицы и поговорки, сказки и потешки - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине. Насколько знаете вы устное народное творчество, мы сейчас проверим.
Одна у человека мать,… одна и Родина.
Родина мать,… умей за нее постоять.
Береги землю родимую,… как мать любимую
Человек без Родины,… что земля без семени
Жить -… Родине служить.
Кто за Родину горой,… тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил,… ни жизни не жалей.
Будь не только сыном своего отца -…будь и сыном своего народа.
Нет в мире краше… Родины нашей.
Человек без родины -… что соловей без песни.
Родная земля и… в горсти мила.
Береги Родину… как зеницу ока.
Всякому мила своя… сторона.
На чужой стороне родина… милей вдвойне.
На чужбине и калач не в радость,…а на родине и чѐрный хлеб в сладость.
Дым отечества светлее… чужого огня.
Дома и стены… помогают.
На чужой сторонушке рад своей… воронушке.
Чужбина - калина,… родина - малина.
Педагог – мастер: Алтайский край – это наша Родина. Здесь мы родились, выросли. Нет ничего роднее и красивее, чем наш родной край. Он богат своей природой, полезными ископаемыми.
Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.
Небольшой городок в Алтайском крае, расположенный на реке Обь?
(Камень – на – Оби)
Конечно же - это Камень – на - Оби! У нашего города очень богатая биография, которая насчитывает огромное количество интересных фактов и событий. И прежде чем, показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми мы сами должны знать историю нашего города.
В этом мы убедимся, разгадывая кроссворд.
9 слайд:
К | ||||||||
А | ||||||||
М | ||||||||
Е | ||||||||
Н | ||||||||
Ь |
1
2
3
4
5
- Фамилия Адриана, одного из самых богатых и уважаемых граждан дореволюционного Камня – на – Оби.
- Приток реки Обь, протяжённостью 16 км.
- Фамилия купца, в доме которого до 2007 года находилось медицинское училище?
- Знаменитый кинорежиссёр, создатель фильма «Свинарка и пастух».
- Одна из главных улиц нашего города.
Педагог – мастер: Теперь я хочу предложить некоторые конкретные задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств к своему родному городу.
1.Возвращаясь с ребѐнком домой из детского сада, предложите ему игру «Что ты видишь интересного вокруг себя?»
Ребѐнок может заметить, например, что машины убирают улицу; что проехала машина скорой помощи, к кому-то спешит
врач и т. д. Родитель тоже должен являться полноправным участником игры.
2.Помогите ребѐнку увидеть то, что в воспитательном отношении более важно: труд людей, преобразование облика города и др. Такая игра может иметь много вариантов. Игра учит наблюдательности, поможет сформировать представления о городе. Дома предложите нарисовать, что больше всего запомнилось на прогулке.
3. Предложите ребёнку нарисовать, например, такой же дом, что строится у вас на улице.
4.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно покажите результаты вашего труда. Если возможно, организуйте ребёнку экскурсию на месте вашей работы.
Расскажите, что вам нравиться в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умение контактировать с другими людьми; что было бы, если бы вы работали плохо.
5.Если вы работаете на предприятии, то расскажите, какую продукцию оно выпускает.
6.Приучайте ребѐнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Нужно объяснить ребёнку, как много людей трудилось над тем, чтобы сделать ту или иную вешь. Например, как много труда вложено в то, чтобы у нас на столе каждый день был свежий хлеб.
7.В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города. Восхищайтесь красотой родного города, передавайте свои впечатления и эмоции ребѐнку.
8.Посещайте совместно с членами семьи и ребѐнком музей, концерты,
праздничные мероприятия, демонстрации, мемориал, пусть он видит, как люди чтят память героев войны, героев труда.
9.Расскажите ребёнку о своих дедах и прадедах, как они защищали нашу Родину от врагов, кем работали, каких успехов добились.
10.Показывайте, как вы гордитесь достижениями своих родственников и членов семьи.
11.Любовь к своему городу – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека чутким, отзывчивым. Находясь с ребёнком на природе, обращайте внимание на то, что нельзя в лесу очень громко кричать, нельзя срезать незнакомые грибы, так как они могут быть опасны для человека, но могут служить кормом для лесных жителей. Уходя из леса, нужно обязательно убрать за собой весь мусор. Сами старайтесь быть положительным примером для своего ребёнка.
10 слайд: Желаем Вам успехов в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей к родному городу!
Теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б. Исторически сложилось так, что любовь к Р...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю
Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
Перспективное планирование «Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредствам знакомства с Родным краем»
перспективное планирование на год...
Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю.
Этот материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста для работы по патриотическому воспитанию....
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....