Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю.
статья (подготовительная группа)
Этот материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста для работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается искусство. Искусство отображает мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво" является тем ключом, пользуясь которым взрослый и ребенок создают красивый предмет и делают предметно-пространственную среду гармоничной. Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоиндетификации, как части духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности. Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа. Изобразительное искусство является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Трудно выделить тематику ОД по художественному творчеству , приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство дошкольников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы ОД косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре. Помимо ОД по художественному творчеству, с детьми проводим беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, проводим ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям. Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», « Дню Семьи», «Дню Космонавтики» и т.д
На ОД по рисованию знакомлю детей с народными промыслами России: городецкая, дымковская, хохломская роспись.
Самостоятельное художественное творчество детей (рисование на тему «Места, где я люблю отдыхать», «Улица, на которой живу», «В гостях у бабушки»
В свободное время предлагаю детям рассматривание альбомов «Моя станица»,»Кубань –наша Родина»
Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Детям необходимо знать и изучать историю своего народа, его культуру, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народов, проживающих на его территории, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Выводы: Художественное творчество позволяет успешнее осуществлять воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, вызывая у них повышенный интерес, расширяя их кругозор, формируя позитивное отношение, любовь и уважение к родному городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....
Мастер- класс "Воспитание гражданско-патриотических чувств через историю родного края"
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошло...
Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
Роль родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств к родному городу имеет очень большое значение....
Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю.
Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю....
Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Этот материал будет полезен для воспитателей старшего дошкольного возраста.Он представлен в виде отчёта проведённой работы по патриотческому воспитанию....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
Работа по воспитанию патриотических чувст старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25062466","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...