Опыт работы по теме: «Поликультурное воспитание дошкольников».
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети - это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty-husainova_2020.docx | 123.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого направления развития воспитанников»
Опыт работы по теме:
«Поликультурное воспитание дошкольников».
Автор и составитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Хусаинова Маужида Музафаровна
Озерский городской округ, 2020
«Человек - это уникальный мир культур, вступающей во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»
М.М. Бахтин
«Народ, который не знает своей культуры, истории - презренен и легкомыслен»
Н.М. Карамзин
Введение
В нашем мире живет множество людей, разных по национальности, религии, характеру. Каждый из нас должен понимать и уважать друг друга, несмотря на наши отличия.
По нашим манерам, поступкам, образу жизни и даже по нашим друзьям общество строит своё мнение о нас. В каждом аспекте нашей жизни нам приходится задумываться о том, как лучше бы строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, о том, что помогает и что мешает лучше понимать друг друга. Мы можем ненамеренно обидеть, даже оскорбить кого-то, просто общаясь в обыденной жизни.
Как говорил Джон Локк, «в оценке всех поступков, дурных и хороших, мы руководствуемся опытом предшествующих поколений». «Воспитанность - это единственное, что может расположить к себе людей с первого взгляда». «Хорошее воспитание заключается не в низких поклонах и соблюдение всех правил вежливости, а в непринужденном учтивом и уважительном поведение». «В человеке плохо воспитанным отвага становится глупостью, ученость - педантизмом, остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие – лестью».
Люди, часто из-за не умения ладить с собой и окружающими причиняют друг другу моральный ущерб, вызывая душевную боль. Дефицит культурного общения привёл людей к нравственному обнищанию, а нормой жизни стало грубое обращение. Для каждого индивида сутью жизненной позиции должен стать кодекс поведения.
Мы все должны научиться общаться с миром. Прежде всего, надо сердцем понять, что такое благородство души, корректность, деликатность, чуткость, совесть, честь. Необходимо учиться любить не только самого себя, но и других, не просто говорить о добре, а делать добро, не требуя отдачи или вознаграждения, быть толерантным по отношению к другим людям.
Ребёнка надо воспитывать с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь. Воспитание делает ребёнка русским или французов, эскимосом или немцем, каждому обществу важно, чтобы ребенок вырос достойным своего народа, а народ стал достойным своей страны.
Процессы глобализации в современном мире стали причиной обсуждения проблем формирования единого информационного, культурного, образовательного пространства, единого мирового сообщества. Значительно повышается важность воспитания личности нового формата - гражданина мира, готового к межкультурному диалогу и транснациональной коммуникации. Необходимо разработать новые концепции и модели образования, в основу которых будут положены методологические ориентиры мировой педагогики.
По прогнозам ученых, краеугольным камнем данной концепции станет поликультурность, в конструирование и обоснование основ которой положены многоаспектность, фундаментальность и функциональное назначение культуры. Огромное количество национальных культур составляет многослойность мировой культуры.
Настала необходимость создания средствами культуры и науки единого поликультурного образовательного пространства, главными ориентирами которого будут гуманистические принципы духовной культуры, свободы, национальные и общечеловеческие ценности.
Понятие поликультурного воспитания, получившие широкое распространение в мировой педагогике с 1960-х годов, в связи с реакцией западной части европейского континента на наплыв чёрных и цветных эмигрантов, определялось как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному и расовому признаку».
В настоящее время в Отечественной научной литературе достаточно широко используются термины «поликультурность», «многокультурность», «мультикультурность», которые фактически используются как синонимы, ибо первая часть этих слов обозначают одно и тоже, но имеет разное происхождение (поле – латынь, мульти - греческий язык, много - русский язык).
При характеристике поликультурного воспитания используются и другие термины: «мультирассовое», «мультиэтническое», «мультикультурное», «интеркультурное» образование. В отечественной педагогике это понятие вошло в научный оборот в 1990-х годах и наиболее близкие к нему по значению следует признать «межнациональные отношения», «межкультурные контакты».
Актуальность темы.
Моя семья - моя Родина - моя Земля - моя Россия. Этим четырём этапом соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, дошкольники найдут свое место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями. Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Очевидно, что много культурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Всё это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общие основы воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследием.
Теоретическое обоснование опыта
1. Ценностно-целевые ориентиры поликультурного образования детей дошкольного возраста.
1.1. Понятие поликультурное образование дошкольников.
Определение поликультурности очень ёмко дала российский исследователь В.И. Матис: «Поликультурность – сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения».
Понятие «поликультурное образование» представлено в научной литературе в виде мультиэтнического образования (Дж. Блэнке), мультикультурного образования (Я. Пай, Р. Лисиер), поликультурного образования (В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова); поликультуризма в образовании (Г.М. Коджаспирова), лолл-культурного воспитания (Е.В Бондаревская, А.Н. Джуринский, А.А. Реан); многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев).
А.Н Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
М.А. Богомолова исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям.
В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Ряд авторов (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова) связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Поликультурное образование имеет смысл - это прогресс формирования и развития у детей представлений о многообразии культур в мире и в своей стране, воспитания у них позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
Цель поликультурного образования - восхождение от личностно-этнического к общечеловеческому, формирование планетарного мышления через осознание себя частью этноса, государства, человека. Процесс поликультурного образования включает этнический, гражданский и глобальный уровни.
Первый уровень - приобщение к культуре своего этноса и знакомство с этнокультурной других народов, формирование толерантного отношения к другим людям, освоение культуры межнационального общения.
Второй уровень - развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны, формирование политической, правовой, экономической культуры.
Третий уровень - знакомство с системой знаний о правах и свободах человека, направленный на формирование позитивного опыта совместного сосуществования.
1.2 Принципы поликультурного образования:
- гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности;
- демократизация образования - связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов;
- диалог и взаимодействие культур - основополагающий принцип поликультурного образования.
К основным целям поликультурного образования отнесем:
- обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения в школе;
- создание комфортной для ребёнка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры.
Задачи поликультурного образования:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев;
- предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке, изучения русского и других языков, как средство общения
- формирование основ поликультурной личности, расширение знаний детей о родном крае, Южном Урале, России и мире;
- формирование культурной личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Таким образом, одной из ключевых задач в реализации поликультурного образования является формирование у детей высокого уровня межкультурной компетенции, включающей в себя способность к диалогу с представителями иных культурных, расовых и конфессиональных сообществ.
2. Поликультурное образовательное пространство России как фактор развития дошкольного образования.
2.1. Поликультурное образовательное пространство.
Формирование поликультурного образовательного пространства России обусловлено:
- экономическими и демографическими причинами: неуклонное сокращение численности населения России и его отрицательный естественный прирост, усиление дефицита рабочих кадров для малоквалифицированных (низкооплачиваемых) вакансий; изменения в структуре занятости коренного населения России, проявляющиеся в неуклонном снижении доли занятых в промышленности, строительстве и на транспорте и при росте доли занятых в торговле и сфере услуг;
- количественным ростом приезжающих на работу в Россию и желающих остаться в стране вместе со своими детьми, а также с расширением количества субъектов Российской Федерации, принимающих рабочую силу;
- качественными характеристиками трудовых мигрантов: в основном это выходцы из стран СНГ, выросшие в самостоятельных и независимых государствах и получившие образование на своем национальном языке, имеющие представления и знакомство с русской и российской культурой и традициями только в рамках той образовательной политики, которая проводится в государстве; но при этом родители этих мигрантов ещё жили в Советском Союзе, во многом сохранив позитивное отношение к России в целом;
- формирование новой этнополитики современной России, которая должна быть ориентирована на этносоциокультурную интеграцию в единое национальное социокультурное пространство.
В поликультурном образовательном пространстве обеспечивается разнообразие социокультурного взаимодействия субъектов образования, видов профессиональной деятельности и системы непрерывного образования, многоплановость и вариативность которого обеспечивает не только открытость и безграничность развития всех субъектов этого взаимодействия, но и целостность современного общества.
Поликультурное образовательное пространство России - особый социально-психологический и социокультурный феномен, сложившийся на основе уже имеющегося опыта межкультурного и межнационального отечественного образования и актуализировавшийся в условиях усилившихся миграционных процессов.
Категория «пространства» в педагогике связано с гуманизацией - пониманием образования не как внешнего управления, а как стимула и предпосылки к саморазвитию и самостроительству человеком самого себя. С одной стороны, пространство - это то, что занимает территориально определенное место (предметы, явления окружающего мира), с другой стороны, это то, что является смыслообразующим в организации деятельности, это то влияние, которое оказывает на развитие, саморазвитие предмета, явления окружающего мира.
Не случайно, рассматривая образовательное пространство как сложную интегральную систему, Г.Н. Сериков подчеркивает в его структуре разнородность подсистем, выполняющих функцию образования (воспитания, обучения и развития) личности и наделяет такими качествами, как формируемость, полицентричность, концентричность, культуросообразность, гуманистическая направленность. В своем исследовании образовательного пространства О.С. Гупаленко определяет его изначально «как поликультурное, если компоненты его среды используются субъектами образовательного процесса для порождения поликультурных значений, смыслов и ценностей в процессе взаимодействия и преобразования предметной (учебный, социокультурной) деятельности. Для этого пространство должно обладать педагогическим потенциалом». (Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко.- Ростов-на Дону. Изд-во РГПУ, 2003)
Среди множества трактуемых понятий сущность поликультурного образовательного пространства В.А. Мижериков рассматривает как единство образовательного и культурного пространства, взаимосвязь и взаимовлияние которых основывается на принципе государственной политики, обеспечивающей защиту и развития образовательных систем, национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства. (Словарь-справочник по педагогике / Автор-составитель В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкастого. – М: ТЦ Сфера, 2004).
Учитывая территориальную протяжённость России, её многонациональный состав, разнообразие национальных культур и традиций, возникает необходимость в рассмотрении, учёте специфики региона в определении содержательного компонента образовательного пространства (Смольникова Н.Т., к.пед.н., доцент ФГБОУ ВПО «ИГУ»).
А.А. Шогенов видит смысл поликультурности в образовании - воспроизведения в содержании образования всей полноты культурного разнообразия местного сообщества (региона, образовательного учреждения).
Регионализация образования, являясь формой проявления объективной тенденции развития поликультурного образования, способствует более глубокому и целостному взаимопроникновению образования и культуры. Культура в многообразии его форм в этом смысле становится способом образования (Г.В. Мухаметзянова). Регионализация образования - это один из инструментов его демократизации и гуманизации, способствующий постепенному формированию региональных образовательных систем, которые ориентированы на максимальное раскрытие образовательного потенциала личности (гуманистический подход). Итогом регионализации является система образования, оптимально отражающая особенности образовательной ситуации каждого региона Российской Федерации.
Образовательное пространство поликультурного региона - это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, функционирующих в течение определенного периода на территории с разнообразным национальным составом и средой обитания.
Условия социокультурного пространства каждого региона выдвигают перед образованием, наряду с общегосударственными, свои специфические цели и задачи. Это относится к организации поликультурного пространства образовательного учреждения, которое призвано учитывать условия социума и образовательной стратегии в регионе, особенности развития личности, её культурные задатки для решения проблем вхождения учащегося в культуру посредством образования (И.В. Колоколова).
Именно в региональном образовательном пространстве заложен тот «педагогический потенциал», который в полной мере может обеспечить диалог культур, их взаимопроникновение и взаимодополняемость, интеграцию знаний в целостную картину мира, способность интериоризации национальной культуры, обеспечить овладение ценностно-смысловым содержанием социокультурного окружения.
2.2. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности педагога ДОУ.
Переход к личностно ориентированной парадигме образования, внедрение программ нового поколения требует от педагога способности самостоятельно принимать решения, готовность взять на себя ответственность за их реализацию, способности к сотрудничеству, терпимости и к чужому мнению и интересу, стремление к взаимопониманию и неконфликтному разрешению разных ситуаций, способности к компромиссу. В целях воспитания у ребенка-дошкольника основы поликультурной компетентности необходимо, чтобы педагоги обладали поликультурной компетентностью, которая должна стать частью педагогической культуры (Быкова М.В.).
Поликультурная компетентность - это главное качество индивида, включающее систему поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Структурными компонентами поликультурной компетентности выступает:
- когнитивный;
- мотивационно-ценностный;
- деятельностный.
Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.
Профессиональная составляющая вышеуказанного компонента предполагает наличие знаний в области возрастных, гендерных, национально-религиозных, профессиональных культурных особенностей субъектов педагогического взаимодействия; знаний в области основ поликультурного воспитания дошкольников; умение определять поликультурные характеристики и особенности мировосприятия субъектов профессиональной деятельности; умения выстраивать взаимоотношения и предотвращать межкультурные конфликты.
Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Профессиональная составляющая компонента предполагает: ценностное отношение педагога к воспитаннику как носителям культурной самобытности; восприятие поликультурности как фактора, способствующего взаимообогащению личностного культурного опыта; наличие интереса к особенностям мировосприятия представителями иных культур; достижения эффективного сотрудничества с коллегами, родителями воспитанников; стремление к оказанию помощи в решении расовых и межкультурных конфликтов.
Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Профессиональная составляющая деятельностного компонента предполагает участие педагога в обмене опытом с коллегами; организацию конструктивных взаимоотношений со всеми участниками образовательных отношений; осуществление поликультурного воспитания дошкольников.
Современный педагог поликультурного образовательного пространства. Это: «Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран» (Я. Корчак) (5, 626).
Или это педагог, который придерживается мнения, что «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хабборд) (5, 626).
А, может быть, это педагог, воспринимающий ребёнка, как «…не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (И. Тамм) (5, 626). Шойхер В.Ю. Антология мудрости / В.Ю. Шойхер – М: ВЕЧЕ, 2007. – с. 626)
В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную и даже экстремальную, и именно они, по мнению автора, определяют профессиональную зрелость личности, а «компетентность педагога можно понимать, как способность результативно действовать в сфере образования; способность достигать результата - эффективно разрешать педагогические (социально-педагогические, психолого-педагогические) проблемы» (Хупсарокова А.М.) (18, с.11).
(Формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов [Текст]/А.М. Хупсарокова / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.-2009.-№3 - с.67-74).
Подобные компоненты поликультурной компетентности выделяет в своем исследовании Т.Ю. Гурьянова. В качестве критериев и показателей в поликультурной компетентности ученый рассматривает: когнитивный критерий (полнота поликультурных знаний); мотивационно-ценностный критерий (наличие положительной мотивации к освоению культурных знаний и взаимодействия с представителями разных культур, сформированность культурных качеств, таких как толерантность, бесконфликтность, эмпатия); деятельностный критерий (сформированность поликультурных умений и навыков); наличие опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
В структуре моделей поликультурной компетентности не хватает заключительного компонента – рефлексивно-оценочного, который может включать:
- знания, способствующие вхождению в рефлексивную позицию в ситуациях поликультурного содержания;
- умения и навыки просчитывать свои действия в процессе формирования поликультурной компетентности;
- способности: занимать исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к самому себе; анализировать и осмысливать ценностную основу своей деятельности; преодолевать проблемные ситуации, возникающие в процессе формирования поликультурной компетентности; саморазвиваться, самореализовываться и самоопределяться.
Несмотря на определенные различия в контекстном наполнении понятия поликультурной компетентности, большинство исследователей единогласно указывают на ее общий социальный характер, отдавая ей одну из главных ролей в составе ключевых компетенции профессионала.
2.3. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности.
В данной статье много говорится о толерантности. Хотелось бы раскрыть смысл понятия толерантность.
Толерантность - социологический термин, обозначает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Есть определенная традиция понимание слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века она трактовалась как пассивная позиция: терпеть - значит наступать на себя, уступать кому-то. Слова «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другой смысл. «Толерантность» - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Что такое толерантность? Определение толерантности можно сформулировать как нечто среднее между принятием и не принятием, то есть помочь непохожим друг на друга людям по мировоззрениям жить в мире рядом друг с другом.
Современный наш мир жесток. Жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека должна стать толерантность.
Чтобы люди совершали хорошие поступки, были терпимы друг другу, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Что означает слово «толерантность» на других языках?
Толерантность это:
- в испанском языке означает способность признавать отличие от своих собственных идей и мнений
- во французском языке означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
- в английском языке толерантность означает готовность быть терпимым, снисходительным
- в китайском языке означает умение позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
- в арабском языке означает прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
- в русском языке означает способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Итак:
Толерантность - это милосердие
Толерантность - это сострадание
Толерантность - это уважение
Толерантность - это доброта души
Толерантность - это терпение
Толерантность - это дружба
Толерантность - это гармония в многообразии.
Черты толерантной личности - терпение, умение владеть собой, чуткость, способность к сопереживанию, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, любознательность, умение слушать, не склонность осуждать других, альтруизм.
Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Детский сад - это маленькая семья. Нам хочется, чтобы в этой семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Практическая часть.
Приоритетной задачей ФГОС ДО выступает духовно-нравственное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, что связано с условием норм и ценностей, принятых в обществе, развитием общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду, формированием первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о традициях и праздниках своей страны.
Дошкольный возраст - это период приобщение ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные семейные праздники отмечаются в семье.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Ребёнок в детском саду получает первый опыт общения со своими сверстниками, со взрослыми.
Чтобы научить детей видеть красоту своего края, научить любить свой город, окружающую природу, видеть многообразие культур нашего края, необходимо провести кропотливую работу.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - говорили мыслители. Народ без своей истории подобен дереву без корней или дому без фундамента. Чтобы наши дети не выросли Иванами, не знающими родства, мы, начиная с младшей группы, знакомим их с понятиями семья, семейные традиции; воспитываем уважение к отцу и матери, дедушке и бабушке, и другим членам семьи.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является обеспечение исторической преемственности поколений, хранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью.
Наш край Южный Урал - место сохранения богатого культурного наследия, добрых традиций, которые передаются из поколения в поколение.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам поликультурного воспитания и образования его роли в нравственно-патриотическом и гражданском воспитании.
Актуальность.
Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом национального самосознания, а с другой усилением проявлений национализма.
Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Цель и задачи.
Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием. Совершенствование системы поликультурного образования в детском саду.
Задачи:
- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
- формировать эмоционально-положительное отношение к культурному наследию региона;
- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности;
- приобщать к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города, края;
- воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы эмоционально откликаться на неё;
- формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой Родине, к своей жизни.
Исходя из целей и задач, я наметила следующие этапы работы.
1. Изучить литературу по теме своей углубленной работы с детьми дошкольного возраста.
2. Изучить статьи в журналах по воспитанию детей по данной теме.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Поликультурное воспитание дошкольников».
4. Создать мини-музеи в группе «Народная изба».
5. Составить перспективный план работы.
Основные принципы реализации программы.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальных возможностей.
2. Принцип дифференциации - создания оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о семье, родном крае, стране с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного и регионального.
4. Принцип непрерывности - формирования у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств.
5. Принцип систематичности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная со средней группы.
6. Принцип последовательности - обучение выстроено в такой последовательности, которая определяет логику учебного материала и познавательными возможностями воспитанников.
7. Принцип научности и доступности материала - обучение строится на основе сведений об истории и культуре родного края; содержание, характер и объем учебного материала соотносится с уровнем развития, подготовленности детей.
8. Принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеями, театрами, школой искусств, музеем МБДОУ №1 СП «Лесовичок» «Русская горница», музеем МБДОУ № 43 СП «Лесная сказка» «Мой край - Южный Урал».
9. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание программы по поликультурному воспитанию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура.
10. Принцип наглядности - использование различных наглядных и технических средств обучения в процессе усвоения воспитанниками знаний.
11. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным за детей.
12. Принцип преемственности - поликультурное образование продолжается в начальной школе.
Работу по поликультурному воспитанию я проводила в трех направлениях:
1. Работа с воспитанниками велась на специально организованных занятиях в форме кружка.
2. Работа с семьями воспитанников (родительские собрания, консультация, беседы, совместные досуги, праздники, изготовление книжек самоделок, выставки детско-родительских работ, участие в конкурсах, пошив национальных костюмов, «Дни открытых дверей»).
3. Работа с педагогами - открытые занятия, мастер-класс, консультации, семинары.
Работа с воспитанниками.
Программа рассчитана на проведение кружковой деятельности с детьми в виде специально организованных занятий.
Перспективное планирование составлено по возрастным группам. Средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая группа) и подготовительная к школе группа.
Продолжительность занятия составляет 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе.
Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Поликультурное воспитание ещё осуществляется в таких направлениях:
1. Информационное насыщение - сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфики их культуры и ценности.
2. Эмоциональное воздействие - в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, расшевелить его чувства.
3. Поведенческие нормы - знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении.
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
- национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
- ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым других национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям башкирского, татарского народа;
- сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.
Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.
В своей работе использовала программы «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бобунова, Л.В. Градусова. «Южный Урал: шаг за шагом» - программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, авторы составители - коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 261» Капжелина Л.В., Куровина Н.В., под рецензией Семеновой М.Л.
Программа «Наш дом - Южный Урал» - эта программа раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности речевого развития.
Программа дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей «Южный Урал: шаг за шагом» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.
Программа закладывает базовый уровень гражданственности, патриотизма и направлена на преемственность связи с последующим уровнем образования.
Программа подготовлена с учетом интеграции различных образовательных областей, представляет собой систему работы с детьми, рассчитанную на 4 года, предусматривает вариативность её использования, внесений изменений и дополнений в соответствии с приоритетами в работе с детьми конкретной дошкольной образовательной организации.
В своей работе я использовала пособие «Краеведение в детском саду» В.Н. Матовой. В книге представлен опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, учитывающий возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой Родине в воспитании и образовании детей.
В пособии дано описание работы по пяти блокам: «Ребёнок и окружающие его люди», «Ребёнок и родина», «Ребёнок и русская народная культура», «Ребёнок и родная природа», «Ребёнок и художественное творчество», комплексно-тематическое и перспективное планирование, педагогическая диагностика, конспекты занятий, а также сказки и рассказы, написанные автором книги.
Я создала картотеку фольклора Южного Урала, в которую вошли колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, башкирский, татарские).
Работа с детьми в средней группе.
В сентябре месяце я провела досуг «Волшебный сундучок»:
1. Ребята узнали о жанровых особенностях загадок, скороговорок, считалок, потешек, колыбельных песен.
2. Использовали малые фольклорные формы в режимных моментах: утренняя зарядка, умывание, приём пищи, одевание, укладывание на сон.
3. Были использованы разные методы и приемы работы: словесные, игровые, наглядные, практические, что способствовало познавательно-речевому развитию детей, привитие культурно-гигиенических навыков детей.
В октябре провели беседу по теме «Во саду ли в огороде»:
1. Дидактическая игра «Что растет в саду, что в огороде?» Ребятам загадывала загадки об овощах и фруктах.
2. Разучили потешку «Наш козёл».
3. Провела дидактическую игру «Чудесный мешочек».
4. Дети слушали сказки: «Пых» (белорусская народная сказка), «Репка» (русская народная сказка) с последующей драматизации.
5. Рисование и выполнение аппликации по теме беседы.
Второе занятие в октябре месяце по теме «Русская народная игрушка»:
1. В группе устроили выставку «Русские народные игрушки» (игрушки, изображение); матрёшки, дымковские игрушки, куклы из мочала, тряпичные куклы, куклы обереги, игрушки из дерева и другие.
2. Дидактические игры «Где спряталась игрушка?», «Опиши игрушку, которую хочешь купить», «Что игрушка расскажет о себе».
В ноябре прошло занятие «Родной дом» (на основе сказки «Данилкин дом» В.Н. Матовой).
Задачи:
1. Сформировать понятие «родной дом».
2. Учить детей составлять небольшой рассказ, пользуясь предложенным планом.
3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, пользуясь картой-схемой.
4. Упражнять в рисовании родного дома, в закрашивании.
5. Воспитывать чувство привязанности, любви, бережного отношения к родному дому, родным людям.
Краткое содержание:
1. Чтение сказки «Данилкин дом» В.Н. Матовой.
2. Дидактические игры: «Найди фотографию» (фото достопримечательностей города), «Куда зовет стрелочка?» (карта-схема города), экскурсии по улицам города.
3. Проводили сюжетно-ролевые игры «Семья», «Хозяюшка», «Праздники в семье».
4. Практическая деятельность детей на занятиях по рисованию, по аппликации по теме: «Разные дома», создали альбом «Мой дом, мой двор», «Дома, терема».
Второе занятие. «Мой город, моя родная улица» (на основе сказки «Данилкина улица» В.Н. Матовой):
1. Чтение сказок «Данилкина улица», «Данилкин двор», «Данилкин дом» В.Н. Матовой.
2. Дидактические игры «Покажи свой дом на карте-схеме города Озёрска», «Расскажи о своей улице».
3. Игра-путешествие «Улица детского сада», экскурсия по улицам города вместе с родителями.
4. В группе была оформлена выставка фотографий с достопримечательностями города.
В декабре проводилось занятие «Здравствуй, зимушка-зима!»:
1. Детям загадывала загадки о зиме, снеге, льде, морозе. Разучили русскую народную песенку «Как на тоненький ледок».
2. Рассказала сказку «Зимовье зверей».
3. Вместе с детьми побеседовали о том, как живут домашние и дикие животные зимой. Как готовятся люди к встрече зимы. Пение песен о зиме, чтение и заучивание стихов.
4. Второе занятие по теме «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» (очень запомнилась детям).
5. Познакомила детей с празднованием прихода Нового года. Разучили тексты колядок. Побеседовали о подарках Деда Мороза.
6. Разучили с детьми закличку «Мороз, мороз, не морозь мой нос».
7. Выучили наизусть стихотворение «По улице гуляет Дедушка Мороз».
В январе прошёл тематический день «Русская народная игра». В совместной деятельности проводилась беседа «Русская народная игра», дети изготавливали маски для игр. Дети узнавали у родителей, в какие игры играли в детстве, в какие бабушки и дедушки.
В феврале мною был организован досуг «В гостях у бабушки Загадушки»:
1. В совместной деятельности были проведены беседы: «Малые фольклорные формы», «Что такое загадки?» Дети учились отгадывать и придумывать загадки на заданную тему.
2. Дидактические игры: «Угадай загадку, подарю отгадку», «Придумай загадку про…»
3. Рисовали с детьми на тему «Отгадай и нарисуй», лепили на тему «Отгадай и вылепить».
4. Устроили выставку книг «Малые фольклорные формы».
Второе занятие было по теме «Летят самолёты», посвященное ко Дню защитника Отечества:
1. С детьми рассматривали иллюстрации, открытки, фотографии, читали произведения художественной литературы о воинах защитниках Отечества, слушали музыкальные произведения о российских воинах-солдатах, военные песни.
2. Учились смастерить самолёт.
3. В группе организовали выставку военной техники, картин и иллюстраций, посвященных Российской Армии и защитникам Отечества.
4. Также была выставка детско-родительских поделок военной техники.
В марте прошёл досуг «Мамы - это наше всё!»:
1. Я провела беседу с детьми «Наши мамы», читали произведения о мамах: Ю. Яковлева «Мама», сказки Т.А. Шорыгина «Гостеприимная Клава», «Феи милосердия», «Добрый волшебник», «Разные вещи», И. Панькина «Корабль туча», «Машенька - ветреные косы», «Откуда у моряков взялась сила», В. Осеевой «Сыновья» и другие.
2. Разучивали песни о любимых мамах, заучивали пословицы о мамах, учили стихи.
3. Оформили выставку «Наши любимые мамы» с портретами мам, которых рисовали дети. Также оформили выставку «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» с фотографиями мам.
4. Дети изготовили подарки своим мамам.
В марте также прошла тематическая неделя «Русская народная песня». Я провела беседы с детьми на темы «Русская народная песня», «Наш музыкальный руководитель», «Народные музыкальные инструменты»; слушали в аудиозаписи русские народные песни, учили колыбельные песни; рассматривали русские национальные костюмы: народные сарафаны, косоворотки, фуражки, кокошники, накосники, лапти, сапоги, кушаки, зипуны и другое.
Апрель мы встречали весело, отмечали «День юмора и смеха», «Шутку шутить - людей насмешить»:
1. Познакомила детей с потешным фольклором, с небылицами. Вместе с детьми разучивали и самостоятельно придумывали небылицы.
2. В группе, в книжном уголке, устроила выставку книг с небылицами, дразнилками, скороговорками, пословицами, поговорками, докучными сказками, загадками.
3. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали. Детям нравятся небылицы «Медведь по небу летит», «На дубу свинья», стихи Г. Остера и другие.
4. Самостоятельное придумывание ситуации на тему «Такого не бывает».
Второе занятие было посвящено «Дню Земли». Тема «Сказка вокруг нас» на основе «Сказки о Холодном Сугробе» В.Н. Матовой:
1. С детьми прочитали сказку «О Холодном Сугробе» В.Н. Матовой.
2. Побеседовали о зайчонке Пух и мышонке Пик, беседовали о сказках, какие они бывают по жанру.
3. Дидактические игры «Закончи сказку», «Придумать сказку».
4. Игра-путешествие по участку детского сада, наблюдения на прогулке за последним сугробом, таянием снега, первой весенней травой, весенними цветами-первоцветами.
5. Познакомила детей с тем, что наша большая планета нуждается в охране, нуждаются в охране растения, животные, водоросли. Люди выходят на субботники, убирают после зимы мусор во дворах, на чердаках, приводят в порядок берега озер, рек, очищают водоемы от мусора. Земля наш общий дом!
Первое занятие мая было посвящено ко Дню Победы. Тема: «Поклонимся великим тем годам»:
1. Я оформила группу к празднику иллюстрациями о Великой Отечественной войне (выставка «Еще тогда нас не было на свете»).
2. Беседы «Великая Отечественная война», «День Победы», «Наши деды, прадеды - защитники Отечества».
3. В совместной деятельности прошли: рисование «Праздничный салют»; сюжетно-ролевые игры: «Мы – военные», «Моряки», «Пограничники»; строительные игры «Граница», «Военная техника».
4. Чтение художественной литературы: А. Кассиль «Главное войско», «Твои защитники»; С. Баруздин «Шел по улице солдат»; А. Барто «На заставе».
Последнее занятие учебного года было посвящено теме «Времена года». На занятии к ребятам приходил домовёнок Кузя, который загадывал загадки о временах года. Дети отгадывали их, дополняя отгадку небольшим рассказом о данном времени года (что ещё бывает?). В совместной деятельности был организован показ кукольного театра по желанию детей.
Работа с детьми в старшей и подготовительной группе.
Сентябрь. Первое занятие. Тема: «Моя малая Родина - Южный Урал».
1. Я проводила беседу «История жизни человека на Южном Урале». Познакомила детей с историей заселения Южного Урала людьми, раскрыла понятие «первобытные люди», также познакомила детей со строением первых жилищ, видами труда первобытных людей.
2. Дала сведения о том, что все народы, населявшие Южный Урал, жили по определенному порядку, связанному с законами природы, познакомила дошкольников с правилами природы, с народным и современным календарем.
Второе занятие по теме «Быт и традиции русского народа»:
1. На занятии познакомила детей с бытом, основными традициями и культурой русского народа, рассматривали иллюстрации с изображением русской избы, домашней утварью, орудиями труда, одежды. Разыгрывали сюжет сказки «Курочка ряба».
2. В группе воссоздали интерьер русской избы с помощью декораций, выделив печь с комплексом предметов: кочерга, ухват, чугунок, горшки и Красный угол - со столом, иконой, вышитым полотенцем.
3. Рассказала детям об отношении русских людей к печке. «Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.
У простого народа к печи была особая, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождавших жизнь человека от рождения до самой старости. Где-то тут, возле печи, верили в народе, обитает «он» - дух, охраняющий благополучие дома и живущих в нем людей. Иногда духа так и называли «запечник», но есть у него и другие прозвища: «соседка», «доможил», «домовой».
4. Рассказала детям о том, что такое Красный угол, о русской народной одежде.
5. Проводила занятия в мини-музее, организованном в группе. Ещё мы с детьми были в комнате русского быта «Уголка Южного Урала» в МБДОУ № 43 СП «Лесная сказка», в МБДОУ №1 СП «Лесовичок» музее «Русская горница», где дети смогли увидеть интерьер узкой горницы, с печкой, Красным углом, разными орудиями труда, одеждой русского народа, подворьем. В подготовительной группе знания детей о быте и традициях русского народа уточнялись, закрепляли на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
6. Я создала альбом «Орудия труда русского народа», обшили кукол, нарядили их в русский национальный костюм.
В октябре прошло занятие по теме «Жилище семьи»:
1. Познакомила детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом (выбор места, материалы, подходящего времени для строительства дома).
2. Дала сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.
3. Дала сведения о внутреннем убранстве дома, закрепили с детьми название и назначение предметов народного быта.
4. Рассказала об отношении взрослых членов семьи и детей к предметам домашнего быта, об особенностях украшения народного жилища, предметов домашнего быта, одежды.
5. Проводили досуг «Посиделки», беседа на тему «Русская крестьянская изба».
Второе занятие на тему «Труд русских людей». На этом занятии я продолжила знакомить детей с орудиями труда, со строительством русской избы. Рассматривали изображение разных домов с архитектурными особенностями и внешним убранством. Изображения магических обережных солярных знаков: солнце, коня, петуха и других. Конь на крыше - в избе тише.
В ноябре прошло занятие по теме «Родной край» с использованием авторской «Сказки о Березовом Листочке» В.Н. Матовой.
1. Я провела беседу по теме «Малая родина», рассказала «Сказку о Березовом Листочке», прочитали стихи о нашем городе Озёрске.
2. Провела дидактические игры «Подумай и расскажи» по фотографиям родного города.
3. В совместной деятельности были организованы: сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному краю», экскурсии по родному городу с родителями.
Второе занятие по теме «Путешествие по родному городу».
1. Я провела беседу с детьми, рассматривали фотографии с видами нашего родного города, оформили в группе уголок города, совершали экскурсии в театры: кукольный театр «Золотой петушок», драматический театр «Наш дом», Дворец культуры «Строитель», Дворец культуры «Маяк», «Дом творчества детей и молодёжи», были в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Детям рассказала о городах-соседях: Касли, Кыштым, Челябинск, Златоуст, Снежинск. Также дети узнали, что у нас, на Южном Урале, живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, казахи, чуваши и другие. Они все живут дружно, работают, чтобы наша Родина была сильной и богатой.
В декабре на занятии кружка «Россия - родина моя» (с использованием «Сказки о Радуге» В.Н. Матовой):
1. Я провела беседы «Наша родина», «Флаг, герб, гимн России».
2. С детьми играли в дидактические игры «Чей это герб?», «Назови свой адрес», «Собери картинку» (природа России).
3. Чтение художественной литературы: чтение рассказов о природе, о Родине, произведений Е. Благининой «Родина», Н. Рубцова «Привет, Россия!».
4. Выучили детьми из стихотворения А. Гурина «У карты Родины», З. Александровой «Родина», пословиц: «Родина краше солнца и дороже золота», «Родная землица и во сне снится».
5. Выставки: «Символы России», «Природа России», «Москва - столица нашей Родины» (иллюстрации, открытки, фотографии).
6. Оформили уголок России в мини-музеи «Народная изба». Рисовали на тему «Мой город», «То берёзка, то рябинка».
Второе занятие «Россия, Россия - края дорогие!»
1. Провела праздник для родителей. Дети пели песни о Родине, учились встречать дорогих гостей хлебом-солью, водили хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина», оркестр с песней «Во саду ли в огороде». Вспомнили пословицы о Родине, о труде, пели частушки. Дети были в русских национальных костюмах и ведущая тоже.
2. До праздника была проведена предварительная работа. Я рассказала детям о гостеприимстве. Гостеприимство - это добрая, замечательная черта характера человека. Русский народ всегда отличался гостеприимством. В старину говорили: «Что есть в печи, всё на стол мечи», «Гость в дом - хозяину радость», «Не жалей каши для гостей», «Гости придут - счастье принесут».
3. Побеседовала с детьми о щедрости и жадности. Заучили пословицы: «Жаден, как волк, и труслив, как заяц», «Жадный сам себе покоя не даёт», «Жадный богач беднее нищего», «Кто жаден, тот в дружбе не ладен».
Запомнили дети, что гостеприимный человек – человек щедрый, не жадный, добрый, хороший, приветливый. Рассказала сказку «Гостеприимная Клава» Т.А. Шоригиной.
Новый год в детском саду (с детьми подготовительной группы к школе).
Беседа с детьми о праздновании Нового года в разных странах, о традициях; рисовали, лепили на новогоднюю тематику, пели песни, учили стихи, читали сказки.
В январе прошло занятие «Праздничное колесо», где познакомила детей с зимними праздниками: Новый год, Рождество, Святки, Крещение.
На этом занятии мы закрепляли знания детей о традициях празднования Нового года. Рассказала детям о том, что праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определённые обряды. В них принимали участие дети. На Рождество они ходили по деревне от дома к дому с Рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир. А потом поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, по обычаю, исполняли песенки-колядки. За исполнение песенок-колядок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков. Люди верили, что если ребятишки съедят такое печеньице, то домашние животные будут живы и здоровы. В городах можно было посмотреть представление кукольного театра – вертепа - о чудесном рождении Спасителя.
С Рождества начинались Святки. Этот праздник длится 2 недели. На Святки принято было рядиться. Парни и девушки, переодетые в необычные костюмы - ряженые козой, медведем, конём, журавлём, ходили по деревне, шумной ватагой вваливались в дома, пели, плясали, смешили хозяев, желали счастья в новом году.
В феврале прошла тематическая неделя «Башкирский народ».
1. Познакомила детей с историей башкирского народа, местопроживанием на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба).
2. Я познакомила детей с устройством юрты: решётки, орнаментированный войлок, два типа купола юрты: полусферическая (тюркская) и коническая (монгольская). Рассказала детям об особенностях интерьера - две половины: большая - мужская (гостевая), меньше - женская. Познакомила детей с художественным оформлением экстерьера юрты - цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, ракообразные, сердцевидные мотивы, круги
3. Рассказала, что летом башкиры выезжали на джайляу, они жили в лесу, оставляя свои зимние избы. Башкиры ставили юрты. Юрты располагались по кругу - белая, гостевая юрта, в центре круга, дверь юрты устанавливалась всегда на южную сторону.
4. Выучили пословицу: «Нет дороже земли, чем родная сторона, нет дороже страны, чем родная страна».
5. Познакомила детей с башкирской избой. Дети отгадывали загадки: «Голову в небо устремила, сама синим зипуном накрылась», «Из серой травы стог поставила, верхушку открытой оставила» (юрта), «Сложен добро, вытирают рёбра», «Бревно да мох, мох да бревно» (изба).
6. Рассматривали иллюстрации, альбомы о башкирском народе. Учились украшать юрту, наличники избы элементами башкирского орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, ракообразные, сердцевидные мотивы.
Второе занятие в феврале «День защитника Отечества».
1. Я провела беседу с детьми «Почему Армия родная», прочитала рассказ А. Митяева «Почему Армия родная», обсудили по вопросам.
2. Совместно с музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО провели праздник «Нашей армии салют», где музыкальные номера были и игры-соревнования на ловкость, выносливость, меткость, сообразительность.
3. В группе были оформлены уголки с иллюстрациями военной техники, с изображением воинов, солдат различных родов войск.
4. Проводила сюжетно-ролевые игры: «Мы моряки», «Пограничники», «Солдаты на учении», «Лётчики».
В марте провела занятия «Моя семья и моё семейное древо».
1. На занятия дети узнали о семейном древе, рассказывали о своих семьях, как они заботятся и помогают друг другу.
2. Закрепляли понятия «прабабушка», «прадедушка», «семейное древо», «семейный фотоальбом». Рисовали с детьми дерево с корнями и листьями, оформили аппликацию «Берёзка».
3. Был организован вместе с музыкальным руководителем досуг «Мамы - это наше всё!».
4. Провела беседы о маме. Я с детьми заучивала песни, пословицы, стихи о маме. Провели игры с детьми «Узнай мамину фотографию», «Мамины руки», «Узнай мамин голос», игру-соревнование «Помогаю маме», «Назови какая мама?».
5. Пословицы о маме: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло - при матери добро», «Любящая мать - душа семьи и украшения жизни», «Мать - всякому делу голова», «Мать - приветная ограда каменная», «Сердце матери лучше солнца греет».
6. Прочитали стихи о маме «Мамины глаза», «Мамин голос», «Пожелание маме», «Руки мамочки моей» Т.И. Шоригиной, стихи Е. Благининой.
7. Смотрели мультфильмы «Мама для мамонтёнка», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Айога», «Кукушка» и другие. Читали сказки о маме «Добрый волшебник», «Феи милосердия» Т.И. Шоригиной.
Второе занятие – «Малые фольклорные формы».
1. Вместе с детьми вспоминали колыбельные песни. Колыбельной песни или байки относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен - убаюкать, усыпить ребёнка, определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребёнку взрослых, фантастические образы, сны и дрёмы).
2. Также вспомнили пестушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы, поговорки, народные игры.
В апреле говорили о России.
Первое занятие «Символика нашей Родины России - герб, флаг, гимн».
В своей работе я использовала изображения на тему «Природа России», открытки с видами города Москвы - столицы нашей Родины, изображения герба и флага России, портрет Президента, политическую карту мира, глобус, атлас для самых маленьких, аудиозапись «Гимн России», герб города Озерска, флаг, герб и флаг города Челябинска.
Второе занятие «Русский национальный костюм».
Провела беседы «Какую одежду носили в старину?», «Обувь и головные уборы».
Детей я познакомила с русским народным костюмом. Одежда была у бояр и царей дорогая, из хорошего материала, украшенная дорогими камнями, её редко надевали, передавали по наследству. Материалом для одежды служили: шкуры, меха, лен, конопля, крапива, сермяга. Дети узнали о рубашках мужских, женских. Мужская рубаха называлась косоворотка, брюки - штаны, одежда, которую одевали поверх рубахи, называли кафтан, зипун - тёплая одежда. Понева, фартук, душегрея, телогрея, сарафан, накапки, кушак - все эти слова относятся к русскому национальному костюму.
В подготовительной к школе группе я провела занятие «История мужской и женской одежды. Народные костюмы Южного Урала».
Мы с детьми закрепили элементы русского национального костюма. Рассмотрели куклу в башкирском национальном костюме. Отметили элементы костюма, особенности украшения. Также рассмотрели иллюстрации с изображением людей в башкирских национальных костюмах. Дети узнали, что верхней одеждой и мужчин и женщин служили халаты, стеганое полупальто, пальто. Женщины носили платья с оборками, обязательно вышитый фартук, на голове - калфак, голову покрывали платком, шалью. Мужчины носили рубашки, брюки, высокие сапоги, на голове тюбетейка, зимой - шапки малахай.
В мае мы подводили итоги.
Прошёл праздник «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённый Великой Победе.
Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников.
С детьми я провела беседы: «Нападение германии. Начало войны», «Блокада Ленинграда», «Дорога жизни. Прорыв блокады», «Письма с фронта», «Оборона Москвы», «Сталинградская битва», «Солдаты идут в бой. Памятники Победы», «Солдаты Победы».
Читали произведения о Великой Отечественной войне А. Кассиля «Самое главное войско», З. Александрова «Дозор», Е.А. Благинина «Шинель», Р. Погодин «Послевоенный суп», А. Митяев «Землянка», Б. Никольский «Препятствия», А. Кассиль «Твои защитники», сказка В.Н. Матовой «Поёт Земля», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
В группе была выставка «Еще тогда нас не было на свете», с иллюстрациями.
Собираем материал про родственников участников Второй мировой войны.
Есть альбом с фотографиями, воспоминаниями родственников об участниках Великой Отечественной войны.
Целевые прогулки: к мемориалу «Вечный огонь», возложение цветов, принятие присяги молодыми полицейскими; в городскую библиотеку на выставку «День Победы»; к памятнику героям Великой Отечественной войны.
Последнее занятие было посвящено «Стране, в которой мы живем».
С детьми проводилась беседы: «Символы России», «Мы - будущее России», «Я – россиянин», «Сказки А. Пушкина», «Природа России», «Природа Южного Урала», «Москва - столица нашей Родины», «Берёза - символ России», «Это русская сторонка, это Родина моя», «Профессии взрослых», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Кто прославил нашу Родину? Писатели, композиторы, художники», «Герои космоса».
В совместной деятельности с детьми чтение произведения о Родине России, о труде взрослых, о народном декоративно-прикладном искусстве: «Свистулька» А. Митяев, «Русская матрёшка» Т. Шпикалова, «Про игрушки» Л. Токмаков, «Красивое и полезное» Л. Токмаков, «О добром льве и волшебной птице», «Конь на крыше», «Золотые ложки», «Снежинка, которая не тает», «Петух на крыше» Е. Каменева; «О народной вышивке», Л. Токмаков; «Русская прялка» Л. Токмаков; «Рисунки на моржовом клыке» В. Воскобойников и другие.
Дидактические игры: «Мой адрес», «Когда это бывает?», «Сложи фотографию», «Сложи открытки» (пазлы), «Путешествие по стране» (физическая карта России, Челябинской области), «Путешествие по городу Озёрску» (карта города), «Что где?» (политическая карта мира).
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествия в дальние страны», «Мы в музее», «Семья», «Детский сад», «Больницы», «Школы» и другие.
Выставки иллюстраций, репродукций картин художников, фотографий, изделия народного декоративно-прикладного искусства.
Рисование: «Достопримечательности города Озёрск», «Флаг России», «Городской пруд», «Москва - столица нашей Родины», «То берёзка, то рябинка», «Животные нашего леса», «Певчие друзья» и другие.
Аппликация: «Уральские горы», «Флаг России», «Березка белоствольная» и другие.
Лепка: «Моё любимое животное», «Мои друзья» и другие.
Целевые прогулки по улицам города.
Работа с семьями воспитанников.
Я считаю, что успешное решение задач по усвоению знаний по поликультурному воспитанию возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Сотрудничество с семьей является одним из важных условий реализации перспективного плана. Наша задача установить конструктивные партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Особенностями этого возраста является высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного духовно-нравственного воспитания и социального развития личности.
Первые уроки, знания об окружающем мире ребёнок получает в семье. На данном жизненном этапе самым близкими людьми для ребенка являются родители. В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план. Родители, семья должны принимать активное участие в формировании основ активной гражданской позиции ребенка. Семья постепенно вводит ребенка в общество, обучает его тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям своего народа. В основе традиции всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл поведения, отражаются этнические, культурные особенности семьи. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Главное - чтобы семейные традиции способствовали утверждению взаимоотношений родителей и детей.
В своей семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.
Главные направления в работе с родителями:
1. Установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей;
2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения проблемы друг друга;
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Родителей на собрании познакомила с целями и задачами кружковой работы.
Провела родительское собрание «В каждой семье свои традиции», «Что такое толерантность?», «Генеалогическое древо семьи» (семейное древо).
Подготовила консультации для родителей «Приобщение к истории, традициями и культуре России», «Приобщение дошкольников к народной культуре Южного Урала». «Как рассказать ребенку о пасхе?», «Игры для праздника пасхи», «Береза белоствольная - краса России».
Дети совместно с родителями создали альбом «Мой дом, моя улица», когда проходили тему «Мой город Озёрск».
Альбом «Моя родословная», когда проходили тему «Семья - это семь Я», совместно с детьми создали альбом «Дома и терема» по рисункам детей. Ещё мы создали книгу со сказками о Бабе-Яге, сказки сочиняли всей семьёй и рисовали иллюстрации.
Дети совместно с родителями изготавливали и участвовали в конкурсах поделок «Дары золотой осени», «Снеговики», «Символ Нового года», «Ёлочные украшения», «Укрась елку», «Военная техника», «Верба пушистая» (рисование в нетрадиционной технике), «Весенние мотивы», «Летние картинки», изготовление поделок из природного, бросового материала.
Совместно с родителями мы ежегодно участвую в сборе корма для зимующих птиц, организованном ДЭБЦ.
Совместно с родителями организовали выставку фотографий «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Ко Дню Победы родители приняли участие в оформлении «Бессмертного полка» в СП «Лукоморье» с рассказами, фотографиями о своих девушках, прадедушках - участников Великой Отечественной войны. Родители наших детей приняли активное участие в «Эстафете Победы».
Вместе с детьми мы изготавливали подарки для членов клуба ветеранов «Надежда» ко всем праздникам.
Для родителей я провела мастер-класс «Изготовления куклы Берегини». Родители благодарили за проведённый мастер-класс, а родители других групп попросили провести такой же мастер-класс с детьми.
Родители приняли участие в изготовлении поделок из бересты, из березовых веток, пенечков. В группе организовали выставку, работа «Лодка из бересты» заняла первое место в конкурсе поделок, организованном ДЭБЦ.
Ребята вместе с родителями приняли участие в конкурсе на лучшую кормушку.
Родители с детьми совершают экскурсии по городу, рассматривают достопримечательности любимого города, посещают театры, кинотеатры, знакомят с названиями улиц и почему эту улицу так назвали.
Работа с педагогами.
На педсовете я познакомила своих коллег с перспективным планом кружковой работы. Рассказала о том, что все задачи дошкольного воспитания важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу и краю.
Познакомила педагогов с экспонатами мини-музея «Народная изба».
Подготовила и раздала консультацию «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста».
Принимала участие в педчасе совместно с воспитателем Букреевой Е.А. «Центр краеведения в предметно-пространственной среде группы», педагогам были розданы памятки по созданию центров краеведения по возрастам.
Совместно с педагогом-психологом Зиянгировой Л.Ф. провела семинар «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них толерантности».
Для педагогов подготовила консультацию «Игры народов Южного Урала».
Совместно с педагогом Букреевой Еленой Анатольевной провели семинар «Мифы и легенды Южного Урала».
Совместно с СП «Лесовичок» приняла участие в Панораме педагогических достижений по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством краеведения и музейной педагогики», где познакомила коллег с работой кружка нашего детского сада № 1 других структурных подразделений, с мини-музеем «Народная изба», были представлены слайды с изображением предметов, находящихся в мини-музее.
Результативность опыта.
На первом этапе своей работы я провела диагностику. Диагностику проводила с группой детей 5-го года жизни в количестве 10 человек. В качестве критериев я использовала следующие положения:
- Семья, дом;
- Моя Родина;
- Народный фольклор.
Каждый критерий оценивания по 5-бальной системе:
- 1 балл - ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- 2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- 3 балла - ребенок выполняет все параметры с частичной помощью взрослого;
- 4 балла - ребенок выполняет самостоятельно из с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- 5 баллов - ребенок выполняет все параметры самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и в конце учебного года для проведения сравнительного анализа.
Технология работы с таблицами включала следующее: напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается (считывается) итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение - все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Балловой диапазон:
- от 4,5 до 5 баллов - высокий уровень развития;
- от 3,8 до 4,4 баллов - уровень выше среднего;
- от 3,0 до 3,7 баллов - деятельность на среднем уровне;
- от 2,3 до 2,9 баллов - уровень ниже среднего;
- ниже 2,2 баллов - деятельность низкого уровня.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая
Диагностика уровня развития по поликультурному воспитанию детей среднего дошкольного возраста (2016-2017 учебный год)
Сентябрь 2016 года: в/с – 2; с – 4; н/с – 3; н – 1.
Диагностика уровня развития по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (2017-2019 учебный год)
Май 2019: в-4; в/с – 3; с – 3.
Диаграмма развития детей по поликультурному воспитанию детей за период сентябрь 2016 – май 2019
Проведенная мною работа по поликультурному воспитанию принесла свои результаты.
К концу года обучения ребёнок понимает:
- Что такое семья.
- Имеет представление о взаимоотношениях в семье.
- Имеет представление о жизни детей в детском саду, о взаимоотношениях детей.
- Знает и называет имена родителей.
- Имеет представление о родном городе, истории его возникновения.
- Знает и называет достопримечательности города.
- Имеет представление о предприятиях города, их продукции.
- Знает места культурного и спортивного времяпрепровождения.
- Имеет представление о Великой Отечественной войне, о подвиге советских людей в годы войны.
- Имеет первичные представления об истории заселение Южного Урала.
- Имеет первичные представления о народах Южного Урала, их быте и традициях.
- Имеет представление о календарно-обрядовых праздниках народов Южного Урала.
- Имеет представление о народных промыслах Южного Урала.
- Имеет представление о природе Южного Урала, его животных и птицах.
- Имеет представление о фольклоре народов Южного Урала.
- Знаком с творчеством П.П. Бажова.
Заключение.
Считаю, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Как бы не менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда. Это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, я любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о своей стране, тем больше будут их любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, края, страны, изучать культуру своего народа.
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети - это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиции, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, справедливость, взаимопомощь, любовь).
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э.К. Суслова).
Используемая литература
- Бабунова Е.С., Градусова Л.В. Наш дом – Южный Урал. – Магнитогорск: МаГу, 2003.
- Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магнетр. – 2000
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М.: Прометей, 2002.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
- Борисенков В.П., Гуколенко А.Я., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М., 2004
- Гуколенко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 2003 – 290 с.
- Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся. – М.: 2001.
- Антипова Н.А. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» (составлена на основе программы учителя географии и краеведения МОУ Новокаолиновой СОШ З.Ш. Макановой) – Пермь, 2012.
- Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. Российский этнографический музей – детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с
- Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004
- Гитис М.С. Челябинская область: занимательная география в вопросах и ответах. «Познай свой край». – Челябинск, 2006. – 96 с.
- Гитис М.С. Челябинская область: краткий географический справочник. – Челябинск: АБРИС, 2011.
- Гуколенко О.С. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве. – Симферополь, 2004.
- Тайчинов М.Т. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. – Научно-методический журнал «Педагогика». – 1999.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-пресс, 2004.
- Каптелина Л.В., Куравина Н.В., Семенова Л.М. Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Челябинск: ООО «Издательство «Уникальная книга», 2016
- Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.
- Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-176 с.
- Под общей редакцией Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М., 2004.
- Под редакцией Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М.: ТЦ СФЕРА, 2004
- Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2004, - 128 с
- Азбука профессий. Южный Урал. Сост. Н. Андреева, Е. Селиванова. – Челябинск. Администрация Губернатора Челябинской области. – Форт Диалог. – Исеть, 2014 – 40 с.
- Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли. – М.: ООО «Белый город», 2009 – 47 с.
- Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. – Челябинск.
- Новоселов В.Н., Толстиков В.С. Тайны «Сороковки». – Екатеринбург, ИПП «Уральский рабочий», 1995.
- Тряпин П. Памятные места города Озерска. – Озерск, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»
Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую де...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта....
Опыт работы на тему: "Валеологическое воспитание дошкольников"
В статье описывается опыт работы по валеологическому воспитанию с детьми дошкольниками. Представлены методы и приёмы валеологического воспитания с детьми дошкольного возраста....
Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».
Ведущая педагогическая идея опыта - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности посредством вовле...
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...