Нравственно – трудовое воспитание в играх с технической игрушкой.
статья
Мамедова Ольга Анатольевна
воспитатель высшей категории
Шафеева Альфия Ракибовна
воспитатель
Сипатова Виктория Викторовна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 99 «Капелька»
Нравственно – трудовое воспитание в играх с технической игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mamedova_o.a.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамедова Ольга Анатольевна
воспитатель высшей категории
Шафеева Альфия Ракибовна
воспитатель
Сипатова Виктория Викторовна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 99 «Капелька»
Нравственно – трудовое воспитание в играх с технической игрушкой.
Нынешнее поколение дошкольников растёт в условиях постоянно обновляющихся бытовых и технических гаджетов. Техника безудержно влечёт к себе детей. В технической игрушке сходятся интересы детей и родителей, в ней сосредоточена педагогическая и техническая мысль. Она не просто развлекает ребёнка, она будит его фантазию, творчество.
Ознакомление с техническими устройствами, является предварительной профориентационной работой, которую с учётом современных требований ФГОС ДО следует начинать уже с дошкольного возраста. Мы решили систематизировать данную область педагогической деятельности и начали с взаимодействия с семьями воспитанников. Давно известно, что дети играют в то, что видят. Так, например, в семьях военнослужащих много оборудования, отражающего военную технику, поэтому дети из таких семей достаточно легко могут организовать сюжетную игру, данной тематики, используя игровые модели или маркеры по их назначению. Дети водителей с особым увлечением играют в легковые и грузовые машины. И, конечно, в играх девочек достойное место занимает бытовая игрушечная техника (утюги, микроволновые печки, миксеры и другие). В играх производственной тематики «Автомобильный завод», «Аэропорт», дети отражают соответствующие профессии взрослых, используя игрушки и их заменители.
При ознакомлении детей с техникой педагог должен сам обладать элементарными сведениями из этой области, некоторым запасом технической терминологии, вошедшей в быт и являющейся достоянием наших дней.
В связи с этим, мы решили изучить вместе с детьми историю технической игрушки, что оказалось очень занимательным и полезным. Ещё в античном мире создавались миниатюрные предметы, близкие по типу действия к нашим современным механическим игрушкам. Например, фигурки людей со сложными движениями – рисующий мальчик, играющая пианистка. Но это были механические игрушки, а не технические. Последние должны, прежде всего, передавать образы техники. К ней в первую очередь должны быть отнесены научно познавательные игровые наборы, знакомящие детей с различными законами физики.
Наряду с этим мы использовали традиционные формы ознакомления детей с миром техники — содержание, методы и формы ознакомления, направленные на обогащение знаний детей о ней. С этой целью широко применяли различные организационные формы: дидактические игры, экскурсии, просмотр слайдов, видеороликов, рассказывание на заданную тему, рассматривание иллюстративного материала, изобразительная деятельность, конструирование.
С целью расширения понятий о технике, углубления интереса к ней использовали чтение художественной литературы, но с обязательной демонстрацией соответствующей технической игрушки.
После чтения произведений с сопутствующей демонстрацией технической игрушки развёртывались игры по их сюжетам.
Ещё одним из действенных направлений обогащения представлений о технике является ознакомление детей с загадками. Их использовали на занятиях перед творческими играми, в ходе дидактических игр. Цель: напомнить, какая игрушка необходима для реализации игровых замыслов при отражении труда взрослых.
Дети среднего дошкольного возраста после отгадывания загадок более заинтересованно использовали в играх на бытовую тему технические игрушку или пытались сделать её из конструкторов, бросового материала. Самодельные технические игрушки занимали достойное место в творческой игровой деятельности.
Организованная образовательная деятельность проводились в виде игр по конструированию технической игрушки. К которой дети стали относиться с большим интересом. Они приносили её из дома, просили родителей помочь в конструировании самодельной техники, с удовольствием чинили её в ходе игры. Игрушки не просто убирались на полки стеллажей, а превращались в технические выставки «Аэропорт», «Морской порт», «Строительная площадка».
Одной из любимых игр детей среднего дошкольного возраста стала игра «Автомобильный завод», в которой обыгрывались цеха сборки, упаковки продукции, её транспортировка. Игрушки стали меньше ломаться, так как они использовались более целесообразно.
Особую заинтересованность дошкольники проявляли к наличию игрушечных машин специального назначения («милиция», «скорая помощь», «пожарная»). Ярко выражалось их стремление в ходе игры или перед нею самостоятельно сконструировать разнообразные технические игрушки.
Таким образом, нравственно-трудовое воспитание детей в играх с технической игрушкой – одна из важнейших задач педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников.
Список литературы:
- Богатырёва А.М. и Подрезова И. Л. «Игры детей с технической игрушкой», «Творческие игры дошкольников» Москва 1997г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва 1995г.
- Комратова Н.Г. «Воспитание у дошкольника интереса к технике в условиях семьи» Горький 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Педагогический проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников....
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
В работе освещен опыт по формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....
Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников
Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственна...
«Развитие нравственно-трудового воспитания у детей дошкольного возраста»
консультации для родителей...
Нравственно-трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Консультация для молодых воспитателей на тему "Нравственно-трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста"...
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников
Чем является труд в жизни каждого человека и как посредством труда дать ребёнку почувствовать свою самоценность....
Роль нравственно-трудового воспитания в развитии ребенка пяти лет
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания ...