проект "Лекарственная аптека"
проект (средняя группа)

Свиридова Людмила Петровна

Тип проекта: познавательно-исследовательский, уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях , выяснить, какие растения растут в нашей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lekarstvennaya_apteka.docx913.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Пограничный детский сад»

средняя группа «Пчёлки»

                  Экологический проект

«Природная аптека»

hello_html_407a3089.jpg

Воспитатель: Свиридова Л.П.

Лето 2019 год

Цель проекта:

- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, выяснить какие из них растут в данной местности; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада, в ближайшем окружении,  в естественных условиях произрастает не мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Приобщать детей к процессу познания;

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях.

Прогнозируемый результат:

1. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

2. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

3. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

                             Этапы проекта.

Подготовительный.

- составление перспективного плана мероприятий проекта;

- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

- подборка иллюстраций лекарственных растений;

- подготовка материала и оборудования.

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

  • Растения бывают полезные и не полезные.
  • Есть лекарственные растения.
  • Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.
  • Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

  • Какие болезни могут лечить лекарственные растения?
  • Какие бывают лекарственные растения?
  • Как их правильно хранить и собирать?
  • Прочитать книгу.
  • Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.
  • Спросить у родителей.
  • Узнать в интернете.
  • Сходить с родителями в лес.


              Практический.

 1 Беседа «Зелёная аптека»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения;

 - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

 2 Виртуальная экскурсия на луг

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; рассказать о том, какую пользу приносят эти растение человеку.

3 Экскурсия по экологической тропе «Путешествие в мир лекарственных растений»

Цели: Познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав, произрастающих у нас, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут на территории детского сада (ромашка, одуванчик, календула, крапива, мята), развивать мыслительную деятельность, память, внимание, воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

4 Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

5 Наблюдение «Где растут лекарственные растения»

6 Лепка « Чудо - растение»

7 Аппликация «Ромашка»

Чтение художественной литературы:

А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению).

Опыты и исследовательско-поисковая деятельность:

Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.

Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растений?

Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на территории детского сада».

Экспериментирование – сбор мяты и заваривание чая.

Слушание музыки:

Ю. Антонов «Не рвите цветы», Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики»


Заключительный

Изготовление ароматных мешочков - саше


hello_html_m42aa090e.jpg


         Изготовление лэпбука «Лекарственные травы»









     

                                             Приложение.  

Беседа «Зелёная аптека»

Цель:

- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).

Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).

Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно называется? (Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих местах нашего города.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, дождик, веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Воспитатель предлагает поиграть в больницу.

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

 1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.

2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Подведение итогов занятия.

Экскурсия по экологической тропе

«Путешествие в мир лекарственных растений»

Цели:

 Познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав, произрастающих у нас, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут на территории детского сада (ромашка, одуванчик, календула, крапива, мята).

 Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.

 Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в наших краях?

Я приготовила для вас загадки.

1.Злая как волчица

Жжётся как горчица

Что это за диво?

Это же ……….

Правильно, конечно же крапива.

Дети самостоятельно находят крапиву на полянке и показывают ее воспитателю.

Загадка следующая:

2. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.

(Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю).

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)hello_html_a978967.jpg

Это лечебный цветок. Вот несколько советов:

- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

(Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножкеhello_html_2ce49403.jpg

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце « Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики.

Подвижная игра «Лечебная полянка».

Воспитатель называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их.

Воспитатель: А все ли растения безопасны?

Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?

 Нельзя много рвать растений.

 Нельзя пробовать плоды ( если не знаешь точно)

 После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки.

 И самое главное правило – не ходить в парк или лес одному.

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.


Исследовательские наблюдения-сравнения

На территории детского сада ищем полезные растения.

Наблюдаем, как растет мята

Изучили строения растения.

Определили, одинаков ли стебель у разных растений.

Погладили стебли растений, листья. Определили, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?


Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растений?

Мы заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и теплые. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, пылью, медом…). Мы обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчелы, шмели, бабочки). Все растения опыляемы.

Выводы:

Лекарственные растения – помощники человека. Они помогают людям лечить многие болезни.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

hello_html_9866f1e.jpg

  Читаем о лекарственных растениях.

 

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить… А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

С.П. Красиков

* * *

Одуванчик

— очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Загадки о лекарственных растениях.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки.

(мать-и - мачеха)

hello_html_m44137782.jpg

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся, кто такой ? (подорожник)

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (календула)

Сидит на палочкеhello_html_m3e6a842.jpg

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито.

(Шиповник)

Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

hello_html_m33fd1939.jpg

Шел я лугом, по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца жгучие лучи.

(ромашка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....