Организация прогулок в детском саду
методическая разработка
Организация прогулок в детском саду
Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, двигательная активность детей на прогулке, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка, кроме того, прогулка способствует умственному воспитанию.
После игр и занятий, связанных с умственной работой, сидением в малоподвижной позе, ребенок нуждается в движении. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) ежедневно до 4 – 5 часов в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом. В этом случае с детьми проводят беседы, читают сказки, организуют игры малой подвижности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация прогулок в детском саду | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулок в детском саду
Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, двигательная активность детей на прогулке, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка, кроме того, прогулка способствует умственному воспитанию.
После игр и занятий, связанных с умственной работой, сидением в малоподвижной позе, ребенок нуждается в движении. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) ежедневно до 4 – 5 часов в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом. В этом случае с детьми проводят беседы, читают сказки, организуют игры малой подвижности.
Режим прогулок в разное время года, при различной погоде, в разных возрастных группах носит свой характер:
Ранний возраст – 1 час
Младший возраст – 1час 20 мин.
Средний возраст – 1 час 30 мин.
Старший возраст – 1 час 40 мин.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. К сожалению, нередко педагоги дошкольных учреждений не уделяют должного внимания организации прогулки. Зачастую сокращается длительность прогулки, особенно в холодное время года (до 30-40 мин.). Так же в этот период большинство педагогов затрудняются в организации игровой деятельности детей, ссылаясь на то, что дети слишком укутаны, это стесняет их подвижность и снижает двигательную активность.
Одежда и обувь ребенка нам прогулке зимой
Одежда и обувь имеют большое значение для защиты организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, но в то же время, они не должны ограничивать движения детей. Поэтому педагогам следует заранее провести консультации для родителей о значении двигательной активности ребенка во время прогулки. Рассказать о том, как его одевать и закаливать. Желательно, что бы одежда даже в зимний период была достаточно легкой, теплой и удобной для движения ребенка.
Подготовка к прогулке
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать детей в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром младшего воспитателя, которая их выводит гулять позже. В самом процессе одевания прослеживается воспитательно-образовательное направление: детей учат правильно одеваться в определенной последовательности; обращают внимание на цвет одежды, качество материала, на правильность надетой одежды (задом наперед, на изнанку, обувь на свою ножку и т. п.). Дети учатся просить о помощи, помогать друг другу (застегнуть верхнюю пуговицу, завязать шарф).
Основные задачи прогулки
В ходе прогулки должны решаться следующие задачи:
▪ Создание благоприятных условий для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния;
▪ Знакомство детей с разнообразными видами движений и создания вариативных условий для систематического выполнения;
▪ Развитие пространственной ориентировки у детей и умение действовать совместно;
▪ Формирование двигательных умений и навыков у детей в процессе коллективных игр и игровых упражнений.
Успешное решение основных задач прогулки может быть осуществлено лишь при рациональном сочетании разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога.
Структурные компоненты прогулки
▪ Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий, экспериментов);
▪ Труд на участке;
▪ Самостоятельная игровая деятельность детей;
▪ Подвижные игры;
▪ Индивидуальная работа по развитию физических качеств.
Предполагается, что эти компоненты могут варьироваться в чередовании между собой. Так, если перед прогулкой дети находились на занятии, требующих больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдению. Если же до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать нужно с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной, содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.
Наблюдения
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения и т. п. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у ребят интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Наблюдения могут быть плановыми. При подготовке к плановому наблюдению педагог намечает и продумывает:
Дидактические задачи;
Выбирает объект (желательно с ним познакомиться заранее на практике или из литературы);
Место наблюдения;
Организацию детей;
Структуру наблюдения
(мотивация – стих или загадка; рассматривание объекта, обращая внимание на характерные особенности его; игры и задания; подведение итогов).
Случайные наблюдения - не требуют специальной подготовки. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке. Чтобы воспитатель смог увидеть что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать биологическими познаниями. Иначе интересные события пройдут мимо него не понятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовка к случайным наблюдениям – это постоянное самообразование.
Наблюдения как ответ на вопрос
Помимо запланированных и случайных наблюдений, существуют наблюдения, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению наблюдения приглашается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не сразу отвечает на него, а предлагает ребенку самому провести несложные наблюдения («как поведет себя муравей, если перекрыть ему дорогу к муравейнику», «сможет ли развернуться кораблик в узком месте ручейка», «есть ли под снегом трава»). Эти наблюдения проводятся как случайные; если требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанных для плановых наблюдений.
Хорошим подспорьем для воспитателей будет картотека наблюдений. Отлично зарекомендовали себя циклы наблюдений. При этом, во время каждого наблюдения за одним и тем же объектом, ребенок получает небольшой объем информации. Но ее он может использовать , как ступеньку, при следующем наблюдении за данным объектом.
При проведении наблюдений за объектами и явлениями природы следует помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным, и помнить правило: не навреди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация прогулок в детском саду во 2 младшей группе на тему: "Весна"
Прогулка- это один из основных режимных моментов в детском саду, которая направлена на укрепление здоровья, профилактики заболеваемости, физическое, умственное, познавательно речевое, художественно эс...
Организация прогулок в детском саду
Организация прогулок в детском саду...
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13311603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280px; height: 158px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"me...
Инструкция для педагогов об организации прогулок в детском саду
Инструкция для педагогов о том как можно организавать и провести прогулку с детьми в детском саду....
Организация прогулок в детском саду
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма? способствует пов...
Консультация для педагогов " Организация прогулок в детском саду"
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:1. Оздоровление детей.2. Физическое развитие.3. Развитие самостоятельности.4. Расширение кругозора.5. Ознако...
- Мне нравится (1)