"Способы и приемы работы с пословицами и поговорками"
методическая разработка

Ефремова Светлана Ивановна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_i_priemy_raboty_s_poslovitsami_i_pogovorkami.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель
высшей категории
Ефремова С.И.

МАСТЕР-КЛАСС

Способы и приемы работы с пословицами и поговорками

        Известно, что образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста происходит средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок.

        Мой мастер-класс сегодня посвящен теме: «Способы и приемы работы с пословицами и поговорками с детьми старшего дошкольного возраста».

        В старшем дошкольном возрасте детям дается доступное для них определение пословиц. Пословицы – это мудрые мысли народа. Они учат, помогают жить. Если не знаешь, как тебе поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет. А поговорки делают нашу речь более красивой и интересной.

        Начинать работу нужно с использования педагогом пословиц и поговорок в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Починили игрушку – «Как говорится, дело мастера боится». Детям, которые скучают и не знают, чем заняться – «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

        Детям называют отличительные особенности формы пословиц (краткие, всего несколько слов).

        Знакомить детей с пословицами можно с помощью игр:

  1. «Закончи предложение» (обыгрывание с участниками мастер-класса).

Ученье свет – (неученье - тьма)

Человек без друзей – (что дерево без корней)

Тише едешь – (дальше будешь)

Береги платье снову – (а честь смолоду)

За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)

  1. «Ответь на вопрос пословицей»

- Без чего не вытащишь рыбку из пруда? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

- В какие сани не следует садиться? (Не в свои сани не садись).

- Чего не вырубишь топором? (Что написано пером, того не вырубишь топором). 

- Какой праздник для кота однажды заканчивается?  (Не все коту масленица, настал и великий пост.) 

3. «Составь пословицу или поговорку»

- Пруд, труд, вынимать, рыбка.

- Медведь, наступил, ухо.

- Мудренее, вечер, утро.

- Велики, страх, глаза.

- Мастер, дело, боится.

(В этой игре важно понимание каждого слова в пословице или поговорке, умение грамматически правильно строить предложение).

Следующим этапом работы надо пословицами будет – умение их объяснять.

4. «Объясни пословицу» (игра проводится с участниками мастер-класса)

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Сем раз отмерь, один раз отрежь.

- Дело мастера боится.

5. «Соотнеси пословицу с конкретным случаем, ситуацией из твоей жизни»

«Поспешишь – людей насмешишь».

«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

6. «Подбери пословицу к произведению» (подбор пословиц к художественному тексту)

«Лиса и журавль» - (Как аукнется, так и откликнется).

«Крылатый, мохнатый да масленый» - (Так всегда бывает, когда один на другого кивает)

«Репка» - (Один горюет, а семья воюет), (Одна пчела много меда не наносит).

«Рукавичка» - (В тесноте да не в обиде).

«Гуси-лебеди» - (Трудно найти, легко потерять).

«Каша из топора» - (От умного научишься, от глупого разучишься).

В старшем дошкольном возрасте можно знакомить с пословицами разных народов, отражающими одну и ту же мысль.

7. «Подбери схожую пословицу»

Русская пословица

Татарская, башкирская пословица

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без труда и зайца не поймаешь.

Кто не сеял, тот не пожнет.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Ребенок в молоке пять раз изменится.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

На что клад, коли в семье лад.

В доме где есть старшие, есть благородство.

В доме, где согласие, изобилие и счастье.

В старшем дошкольном возрасте развиваются творческие способности детей. Их можно учить придумывать сказки, рассказы по содержанию пословиц.

8. «Придумаем сказку по поговорке»

«Маленький, да удаленький»

Что значит удаленький?

Я начну сказку, а вы по цепочке продолжайте: Жили-были два мышонка. Один был большой сильный, а второй – маленький… (участники мастер-класса по цепочке составляют сказку).

9. «Дидактические игры по пословицам»

В работе с детьми широко используются дидактические игры по пословицам. Словесные –  «Кто больше назовет»; наглядные – «Собери пословицу».

В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки должны широко использоваться в педагогическом процессе в различных видах деятельности, что будет способствовать воспитанию интереса к языку, желанию сделать свою речь выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки в работе с детьми.

Пословицы и поговорки издавна передают из поколения  в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы....

Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот пр...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

Пословицы и поговорки для работы с детьми по образовательной области "Речевое развитие"

Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости,...

Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».

Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....

Использование фольклора (пословицы и поговорки) в работе с детьми по программе «Социокультурные истоки»

Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и физической....