"Способы и приемы работы с пословицами и поговорками"
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_priemy_raboty_s_poslovitsami_i_pogovorkami.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель
высшей категории
Ефремова С.И.
МАСТЕР-КЛАСС
Способы и приемы работы с пословицами и поговорками
Известно, что образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста происходит средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок.
Мой мастер-класс сегодня посвящен теме: «Способы и приемы работы с пословицами и поговорками с детьми старшего дошкольного возраста».
В старшем дошкольном возрасте детям дается доступное для них определение пословиц. Пословицы – это мудрые мысли народа. Они учат, помогают жить. Если не знаешь, как тебе поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет. А поговорки делают нашу речь более красивой и интересной.
Начинать работу нужно с использования педагогом пословиц и поговорок в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Починили игрушку – «Как говорится, дело мастера боится». Детям, которые скучают и не знают, чем заняться – «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям называют отличительные особенности формы пословиц (краткие, всего несколько слов).
Знакомить детей с пословицами можно с помощью игр:
- «Закончи предложение» (обыгрывание с участниками мастер-класса).
Ученье свет – (неученье - тьма)
Человек без друзей – (что дерево без корней)
Тише едешь – (дальше будешь)
Береги платье снову – (а честь смолоду)
За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
- «Ответь на вопрос пословицей»
- Без чего не вытащишь рыбку из пруда? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои сани не садись).
- Чего не вырубишь топором? (Что написано пером, того не вырубишь топором).
- Какой праздник для кота однажды заканчивается? (Не все коту масленица, настал и великий пост.)
3. «Составь пословицу или поговорку»
- Пруд, труд, вынимать, рыбка.
- Медведь, наступил, ухо.
- Мудренее, вечер, утро.
- Велики, страх, глаза.
- Мастер, дело, боится.
(В этой игре важно понимание каждого слова в пословице или поговорке, умение грамматически правильно строить предложение).
Следующим этапом работы надо пословицами будет – умение их объяснять.
4. «Объясни пословицу» (игра проводится с участниками мастер-класса)
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сем раз отмерь, один раз отрежь.
- Дело мастера боится.
5. «Соотнеси пословицу с конкретным случаем, ситуацией из твоей жизни»
«Поспешишь – людей насмешишь».
«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».
6. «Подбери пословицу к произведению» (подбор пословиц к художественному тексту)
«Лиса и журавль» - (Как аукнется, так и откликнется).
«Крылатый, мохнатый да масленый» - (Так всегда бывает, когда один на другого кивает)
«Репка» - (Один горюет, а семья воюет), (Одна пчела много меда не наносит).
«Рукавичка» - (В тесноте да не в обиде).
«Гуси-лебеди» - (Трудно найти, легко потерять).
«Каша из топора» - (От умного научишься, от глупого разучишься).
В старшем дошкольном возрасте можно знакомить с пословицами разных народов, отражающими одну и ту же мысль.
7. «Подбери схожую пословицу»
Русская пословица | Татарская, башкирская пословица |
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. | Без труда и зайца не поймаешь. Кто не сеял, тот не пожнет. |
Яблоко от яблони недалеко падает. | Ребенок в молоке пять раз изменится. Какова яблоня, таковы и яблоки. |
На что клад, коли в семье лад. | В доме где есть старшие, есть благородство. В доме, где согласие, изобилие и счастье. |
В старшем дошкольном возрасте развиваются творческие способности детей. Их можно учить придумывать сказки, рассказы по содержанию пословиц.
8. «Придумаем сказку по поговорке»
«Маленький, да удаленький»
Что значит удаленький?
Я начну сказку, а вы по цепочке продолжайте: Жили-были два мышонка. Один был большой сильный, а второй – маленький… (участники мастер-класса по цепочке составляют сказку).
9. «Дидактические игры по пословицам»
В работе с детьми широко используются дидактические игры по пословицам. Словесные – «Кто больше назовет»; наглядные – «Собери пословицу».
В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки должны широко использоваться в педагогическом процессе в различных видах деятельности, что будет способствовать воспитанию интереса к языку, желанию сделать свою речь выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки для детей
подборка...
Пословицы и поговорки в работе с детьми.
Пословицы и поговорки издавна передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы....
Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот пр...
Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)
Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....
Пословицы и поговорки для работы с детьми по образовательной области "Речевое развитие"
Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости,...
Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....
Использование фольклора (пословицы и поговорки) в работе с детьми по программе «Социокультурные истоки»
Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и физической....