Пословицы и поговорки в работе с детьми.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Пословицы и поговорки издавна передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovici.doc | 612 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки
в работе с детьми.
Пословицы и поговорки в работе с детьми.
Пословицы и поговорки издавна передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности к отечеству и т.д. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребенку знания не только о своем народе, но и в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражения человеком окружающей действительности и его отношение к ней.
В народных пословицах и поговорках Л.Н. Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих "бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений". Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.
Обладая мощным воспитывающим, эстетическими развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития детей.
Рассмотри сюжетный рисунок. Прослушай пословицы и поговорки.
Ученье и труд все перетрут.
Всему свое время.
Слезами горю не поможешь.
Время, как воробей: упустишь – не поймаешь.
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
К кому из детей учитель может обратиться с такими пословицами? Выбери соответствующую пословицу или поговорку и закрась нужным цветом кружочки рядом с учениками.
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Рассмотри картинки. Какое время года на них изображено? С каким временем года связана каждая пословица? Нарисуй в квадратах рядом с пословицами значки, соответствующие временам года. О каких явлениях природы идет речь в пословицах?
Мороз не велик, а стоять не велит.
С сентября и лист на дереве не держится.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнце пригреет – все поспеет.
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Рассмотри картинки. Внимательно прослушай пословицы и поговорки. Подбери к каждой картинке два подходящих по смыслу высказывания. Чем они похожи? Соедини их с линией с картинки.
Трусливому зайке
и пенек - волк.
Береги платье снова,
А здоровье смолоду.
Быстрого и ловкого
Болезнь не догонит.
После дела и гулять хорошо.
Сделал дело, гуляй смело.
Трус и таракана
Принимает за великана.
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Найди начало и конец пословиц. Соедини их между собой линией.
Запомни эти пословицы. Объясни, как ты их понимаешь.
К какой пословице подходит рисунок?
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Прослушай пословицы и рассмотри рисунки. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди и отметь лишнюю пословицу. Объясни свой ответ.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Каково дерево, таковы и ветви.
Криво дерево, да яблоки сладки.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Кошки нет дома – мышам воля.
Вспомни случай, когда можно было бы употребить одну из лишних пословиц
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Прослушай текст. Придумай название.
Слава очень любил побеждать. Во дворе он часто уговаривал малышей посоревноваться в беге или в прыжках. И, конечно, всегда выигрывал.
Слава очень гордился своими победами, и все время хвастался перед друзьями. Но почему – то никто из них не считал его хорошим спортсменом.
А ты как считаешь, Слава – хороший спортсмен? Объясни, почему ты так думаешь.
Прослушай пословицы и поговорки и выбери те, которые характеризуют поведение Славы. Объясни свой выбор. Приведи свои примеры к этим пословицам и поговоркам.
Хвались, да не поленись.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Не спеши языком, спеши делом.
Видом сокол, а голосом ворона.
Видом ежик, а сердцем орел.
Развитие умения определять близкие по смыслу пословицы и поговорки
Собери слова на карточках пословицы и поговорки. Объясни, как ты их понимаешь.
Мороз______________ ___________, а______ __________ _______.
Не ___________ ___________ ____________, а _________ _______________ ______________.
Поспешишь- _______ __________.
Правда ____________ ________________.
не вынешь рыбку из пруда.
Любишь кататься,
людей насмешишь
Семь раз отмерь,
люби и саночки возить.
Поспешишь -
Без труда
а один раз отрежь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)
Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....
"Способы и приемы работы с пословицами и поговорками"
Мастер-класс для педагогов...
Пословицы и поговорки для работы с детьми по образовательной области "Речевое развитие"
Пословицы и поговорки - это образные, краткие изречения, неисчерпаемый источник, запечатлевший опыт многих поколений, в которых нашли отражение все стороны нашей жизни: суждения о мудрости и глупости,...
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке....
Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки русского народа".
Представлен материал для беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Пословицы и поговорки"....
Использование фольклора (пословицы и поговорки) в работе с детьми по программе «Социокультурные истоки»
Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и физической....
- Мне нравится (1)