Программа дополнительного образования "Интерактивный проект "Русская изба", работа в мини-музее МБДОУ "Детский сад "Снежинка"
рабочая программа (средняя группа)
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).
2. Познакомить с народными традициями и праздниками.
3. Познакомить с декоративно-прикладными промыслами.
4. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, художественный вкус.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
6. Воспитывать духовно-нравственные качества: уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_kruzhok.docx | 254.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Меняются времена, эпохи, люди,
но вечным остается стремление человека
к добру, любви, свету, красоте, истине.
Натарова В.И.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, ведь не даром говорят: «Все начинается с детства». Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чтобы научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в атмосферу народной культуры, почувствовать глубину и содержание изучаемого материала. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детей формы работы.
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).
2. Познакомить с народными традициями и праздниками.
3. Познакомить с декоративно-прикладными промыслами.
4. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, художественный вкус.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
6. Воспитывать духовно-нравственные качества: уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, доброту.
Примерное планирование познавательной деятельности в средней группе
Сентябрь
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | Игра | |
1. «Милости просим, гости дорогие!» | Первое посещение детьми «Русской избы». Цель: знакомство с хозяйкой, горницей, её обстановкой. | Рассматривание предметов в горнице. Знакомство с хозяйкой. Игра с матрёшками. Ритуал прощания. | «Каравай» | ||
2.«Во саду ли, в огороде» | Цель: расширение знаний детей о родной природе через знакомство с русским фольклором: загадки, потешки. | Корзина с овощами. Загадки об овощах. Разучивание потешки «Наш козел» | Рисование «Корзинка с овощами» | «Огородная- хороводная» | |
3.Музыкальное занятие «Коровушка и бычок» | Цель: знакомство детей с домашними животными. | Разучивание потешки про корову и бычка. | «У медведя во бору» | ||
4.«Бычок – чёрный бочок» | Цель: знакомство с русской народной сказкой «Бычок чёрный бочок». Уточнить знания детей о предмете обихода – корзине, её назначении, материале из которого сделана (лоза ивовая) | Создание проблемной ситуации с корзинкой. Чтение сказки. Показ бычка, рассматривание. Заучивание потешек «Бычок», «Козел». | «Купи бычка» | ||
Октябрь | |||||
1. Никита – репорез - «Выросла репка большая – пребольшая» | Цель: знакомство детей с бытом русского народа: рассказ в доступной форме о традиции дёргать репу на Никиту – репореза, печь пироги с репой и варить репную кашу. | Рассказывание сказки детьми (настольный театр зернушек) Заучивание р. н. загадки о репе. | Игра «Гуси-гуси» | ||
2. Музыкальное занятие «Весёлые козлята» | Цель: продолжать знакомить детей с русским фольклором: сказкой, с «капустницей» – периодом, когда на Руси было принято рубить капусту и заготавливать её на зиму. | Потешки «Идёт коза рогатая», «Водичка-водичка». Рубка капусты, рассматривание корытца, сечки. | Хоровод «Кто у нас хороший» | ||
3. «Гуси-лебеди» | Цель: знакомство детей со сказкой. | Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | «Карусель» | ||
4. «Сошью Маше сарафан» | Цель: знакомство детей с традиционной русской одеждой. Показать её красоту и практичность, зажечь искорку интереса к истории русского народа: как одевались люди.
| Рассмотреть одежду на куклах. | Аппликация «Украсим сарафан» | Игра «Кот и мыши». | |
Ноябрь | |||||
1.«Эх, лапти мои» | Цель: знакомство детей с самой распространённой обувью русского народа – лапти. | Показ лаптей их рассматривание. Рассказ и показ способа обувания в лапти. | Р.н. игра «Лапти». | ||
2. Музыкальное занятие «У медведя во бору» | Цель: знакомство детей с фольклорными песнями и закличками о животных, продолжать знакомить детей с предметами быта людей: берестяной короб, рассказать о его назначении. | Рассматривание иллюстраций берестяного короба. Пропевание закличек. | Игра «У медведя во бору». | ||
3. «Золотое веретено» | Цель: знакомство с предметами обихода: прялкой и веретеном | Чтение сказки «Золотое веретено». | Игра «Стадо». | ||
4.«Добрый добру научает» | Продолжать развивать интерес к быту в русской деревне, (воду в дом носили в вёдрах на коромысле). Воспитание честности и правдивости. | Рассматривание коромысла. Рассказ сказки. Показать, как носили воду на коромысле. «Добрый доброте научает, злой – на зло наставляет». | Рисование «Ведро» | Игра «Лиса и зайцы». | |
Декабрь | |||||
1.«Мурлуша в гости к нам пришёл» | Цель: знакомство детей с обитателем горницы: котом Мурлушей. Разучить игру «Кот и мыши». | Знакомство с котом Мурлуше. Игровое упражнение «Похвали Мурлушу» | Игра «Кот и мыши». | ||
2.«Здравствуй зимушка-зима» | Цель: знакомстводетей с р.н. фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. | Загадка о зиме, снеге, морозе. Приметы Сказка «Зимовье зверей» Закличка «Мороз, мороз» | Коллективная аппликация «Деревья в лесу». | Игра «Два мороза» | |
3.«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» | Цель: знакомство с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка» | Заучивание колядки «Щедровочка» Р.н. игра «Бабка Ёжка». | Игра «Два Мороза» | ||
4. Музыкальное занятие «Мороз, мороз, не морозь мой нос!» | Цель: знакомство детей с р.н. закличкой «Мороз, мороз, не морозь мой нос». | Заучивание заклички. Рассказ о традициях дарить подарки. Песни-потешки о подарках. | Хоровод «Что вы любите зимой». | ||
Январь | |||||
1.«Сундучок Деда Мороза» | Цель: знакомство с традициями празднования нового года в других странах. | Рассказы детей о новогодних забавах. | Аппликация «Рукавички» (узор из геометрических фигур) | Игра «Пастухи» | |
2. «А вот скалка – рубля не жалко» | Цель: знакомство детей с предметами обихода – скалкой. | Рассматривание скалки. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Пальчиковая игра «Тень-тень-потетень». | Игра «Лиса и зайцы». | ||
3. Музыкальное занятие «Рождественские забавы» | Продолжить знакомства с праздником Рождество Христово. | Рождественские песни, колядки. | Рождественские хороводы. | ||
Февраль | |||||
1.«Кто же в гости к нам пришел?» | Цель: знакомство с домовенком Кузей. | Речевая игра «Аюшки». | |||
2.«Веселые ложки» | Цель: знакомство с предметами обихода. | Загадывание загадок о животных. | Роспись ложек. | Игра на ложках под аудиозапись «Ах, вы сени…» | |
3. «Лисичка-сестричка» | Цель: знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». | Чтение р.н.с. Прослушивание р. н. песенок. | |||
4. Музыкальное занятие «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Цель: знакомство с русским народным праздником Масленицей. | Разучивание песенки «Блины». Прослушивание масленичных песен, частушек. | Хоровод «Шёл медведь по лесу» | ||
Март | |||||
1. Музыкальное занятие «Весна, весна, поди сюда» | Рассказать детям о старинных обычаях, закличках встречи весны. Познакомить с загадками о весне. Разучить закличу «Весна красна». | Заучивание заклички. Загадки о весне, ручье. Прослушивание песен о весне. | Весенний хоровод. | ||
2.«Нет милее дружка, чем родная матушка» | Цель: знакомство детей со сказкой «Самая красивая мама». Выучить пословицу «Нет роднее дружка, чем родная матушка». Побуждать детей рассказывать о маме, воспитывать доброе, заботливое отношение к взрослым. | Чтение сказки В.А.Сухомлинского «Самая красивая мама». Заучивание пословицы о маме. Рассказы детей «Мамочка любимая» Назови ласково маму. | Р.н. игра «У Маланьи у старушки» | ||
3. «Хозяйкины помощники» | Цель: знакомство детей с предметами быта – корытом, стиральной доской. | Сказка бабушки Вали. Показ и рассматривание коромысла и вёдер. Показ и рассматривание корыта и стиральной доски. | «Каравай» - р.н. игра | ||
4. «Пришла весна» | Цель: повторение закличек о весне. | Знакомство детей с традиционным изготовлением одеял и ковриков из лоскутков ткани. | Коллективная работа из цветных лоскутков «Пришла весна». | ||
Апрель | |||||
1. Музыкальное занятие «Шутку шутить – людей насмешить». | Цель: продолжать знакомить детей с культурным наследием: фольклором – дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Песни-дразнилки «Андрей-воробей» и «Рёва-корова» Заучивание песни-шутки. | Игра «Кот и мыши». | ||
2.Благовещение (развлечение) | Цель: продолжать знакомство детей со старинными обычаями встречи весны. Закрепить в памяти закличку о весне. Воспитывать желание принимать участие в русских народных играх. | Заучивание заклички «Весна Красна» Заучивание заклички «Жаворонушки – перелётушки» Р.н. игра «Птицы» | «Воробушки на солнышке» (тычком кисти по готовому силуэту) | «Филин» - р. н. игра | |
3. «Пасха» | Цель:знакомство детей через сказку с р.н. праздником «Пасха». Рассказать об обычае красить и расписывать яйца, дарить их с пожеланиями добра и здоровья | Рассказывание сказки «Курочка ряба» Пляска детей по желанию. Создание проблемной ситуации. Пение частушек дедом. | Рисование «Пасхальное яйцо» (крашенка). | Игры с яйцами «Катание с горки» | |
4. «Русская свистулька» | Цель: рассказ о глиняной свистульке. | Прослушивание народных мелодий. | Д\и «Угадай по звуку» | ||
Май | |||||
1. Музыкальное занятие «Времена года» | Цель: рассказ о временах года с использованием соответствующей музыки | Повторение закличек, песенок о временах года. | Хоровод «Шёл медведь по лесу». | ||
2. У бабушки в деревне | Цель: закрепление знаний детей о домашних животных, их повадках. Привлечь всех детей к участию в р.н. игре. | Загадки о коте, петушке, гусе. Р.н. игры «Кот и мыши», «Петушок», «Гуси». | «Петушок»- р. н. игра. | ||
3.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Учить разгадывать загадки. | Загадка о самоваре Рассматривание самовара Чаепитие. | Хоровод «Кто у нас хороший» | ||
4. Волшебный сундучок (итоговое) | Познакомить детей с волшебным сундучком сказок. Активизировать знания детей о русских народных сказках, желание слушать и узнавать по отрывкам, рисункам, куклам, предметам обихода. | Кот Мурлуша Сундучок с куклами зернушками. Отрывки из сказок. Рисунки детей подготовительной группы по сказкам. | Декоративное рисование «Сундучок» (печатанием) | Хоровод «Мы на луг ходили» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Программа кружковой работы по мини - музею "Курочка Ряба"
Средняя группа...
Программа мини-музея "Русская изба"
Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...
Программа дополнительного образования "Русская изба" 2018 г
Программа "Русская изба"...
Программа интерактивного проекта "Русская изба"
Цель программы: приобщение детей ко всем видам национального искусства. ...
План работы в мини-музее «Русская изба» (вторая младшая группа) 2022-2023г
Цель кружка: Познакомить детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа. Задачи: Познакомить детей с мир...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУССКАЯ ИЗБА», РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ДОРОГОЮ ДОБРА"
Музейная педагогика. Волонтерская деятельность....