Педагогический проект «Машина времени», посвящённый 75 – летию Победы в ВОВ (номинация «Дошкольное образование») с применением технологии сторителлинг
проект (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

В документе педагог представляет опыт своей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с применением технологии сторителлинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Машина времени»,

посвящённый 75 – летию Победы в ВОВ

(номинация «Дошкольное образование») с применением технологии сторителлинг

Аннотация

Каждый год наша страна отмечает самый главный праздник – День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребенке дух патриотизма. И нам взрослым необходимо дать детям знания о Дне Победы в Великой Отечественной войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том,  как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной войне. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Именно поэтому мы решили познакомить детей  с подвигом своего народа в годы Великой Отечественной войны.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к Родине, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть быстро,  это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка и должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях «Формирование целостной картины мира». Наличие такой непосредственно образовательной деятельности, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся  неполными.

Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Такая работа  в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм. Необходима система работы, включающая непосредственно образовательную деятельность по развитию речи, окружающему миру, ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

Актуальность и социально – экономическая значимость проекта

Сегодня приоритетной задачей воспитания ребёнка в дошкольном учреждении является адаптация его в социуме; организация общения с окружающими людьми. Решение поставленной задачи ведёт к развитию социально – активной личности, столь необходимой для общества и государства.  Однако, не следует забывать, что социально – активная личность – это ещё и гражданин своей страны, глубоко любящий свою Родину, уважающий свой народ.

А, что происходит сегодня? К сожалению, уже в дошкольном возрасте мы отмечаем тот факт, что дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям; редко сострадают чужому горю. Возникает проблема гражданского и духовно – нравственного становления личности, которую необходимо решать с самого раннего возраста. Наиболее эффективным методом работы для решения данной проблемы является знакомство детей с историческим прошлым своей Родины. Именно с дошкольного возраста, когда ребёнок с большим интересом воспринимает исходящую информацию, необходимо приобщать его к традициям русского народа; изучать основные памятные события, факты в истории своей малой родины и великого государства.

Василий Александрович Сухомлинский писал «Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Новизна проекта

Патриотическое и гражданское воспитание личности – это длительный, систематический процесс, который требует от специалистов большого терпения, соответствующих знаний и умения вовлечь детей в совместную продуктивную работу. В результате необходим инновационный подход в работе с дошкольниками: применение на занятиях нетрадиционных методов и технологий.

Одной из таких технологий и является сторителлинг – «рассказывание историй». Применение данной технологии эффективно при изучении исторических событий и даёт огромный положительный результат.

Направленность проекта

Педагогический проект «Машина времени» направлен на патриотическое воспитание дошкольников через приобщение их к изучению исторических событий Великой Отечественной войны и приурочен к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Целью технологии сторителлинга, в нашем случае, является управление вниманием и чувствами детей. Это необходимо для того, чтобы история о событиях и фактах Великой Отечественной войны осталась в памяти на долгое время и послужила шагом к воспитанию гражданина и патриота.

Цель и задачи проекта

Цель проекта. Формирование гражданских и патриотических качеств дошкольника на основе изучения основных событий Великой Отечественной войны с применением технологии «сторителлинг».

Задачи:

  1. Познакомить дошкольников с основными военными событиями 1941 – 1945 годов с применением технологии «сторителлинг».
  2. Способствовать формированию интереса к причастности своей семьи, своей малой родины к приближению Победы
  3. Содействовать воспитанию уважения к людям, которые внесли неоценимый вклад, принимая участие в Великой Отечественной войне.
  4. Способствовать развитию умения составлять рассказы о войне; обогащать словарный запас детей.

Участники проекта

  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Педагоги: учитель – логопед, психолог, музыкальный руководитель
  • Родители

                                             Срок реализации проекта

Проект рассчитан на 1 год (май 2019 – май 2020)

Этапы реализации проекта

    1 этап – организационный (май – июнь 2019  г.)

  • сбор информации по теме проекта, работа с педагогической и методической литературой, изучение интернет – источников;
  • изучение особенностей технологии «сторителлинг», результатов её практического применения;
  • подборка художественной и публицистической литературы для работы с детьми;
  • формирование методической базы для организации учебно – воспитательного процесса: конспекты занятий; сценарии по темам: «Таинственная дверь», «Старинный альбом», «Арт – картина»; «Военные путешествия», «Легендарный город», «Интервью с героем», «Детский театр» разработки игр, упражнений;  
  • подборка наглядно-дидактического, презентационного, видео материала на тему ВОВ.

  1. этап – основной (июнь 2019 – май 2020 г.)
  1. Реализация проекта по блокам с применением технологии: «сторителлинг»
  1. «Таинственная дверь». (июнь – июль) Этапы блока.
  • Рассказ, показ начала Великой Отечественной войны, обсуждение;
  • Квест – игра «Наш солдат умом богат»;
  • Упражнение для развития творческих и умственных способностей:         «Представь себе, что ты идёшь по улице и вдруг видишь -  летит вражеский самолёт, звучит предупредительная сирена. Вдоль тротуара тянется высокая стена из старого, временами потрескавшегося кирпича, увитая плющом. В конце тротуара находится бомбоубежище, но до него ещё далеко. Ты подходишь поближе стене и проводишь ладонью по шершавому кирпичу, а потом вдруг замечаешь небольшую узенькую деревянную калитку в стене. Она слегка приоткрыта и тихонечко поскрипывает на ветру. Вопрос: войдёшь ли ты в калитку или будешь добираться до бомбоубежища.

Если выбран второй вариант: «Ты осторожно заглядываешь сквозь   приоткрытую калитку и видишь красивый зелёный луг с цветами, голубое небо и тишина.  Ты заходишь внутрь сада... Опиши, что ты там увидел? Где ты чувствовал себя безопасно: в городе или на лугу? Какие эмоции и ощущения ты испытывал на улице в городе и на лугу? Что было потом?

  • Занятие в студии ИЗО «Картинка твоей истории".
  • Рефлексия
  1. «Военные путешествия» (август – сентябрь) Этапы блока
  • Виртуальное путешествие по городам, селам России в годы Великой Отечественной войны, обсуждение.
  • Экскурсия в музей «Родной город в годы войны»
  • Своя игра «Роль малой родины в приближении Победы»
  • Игра для развития творческих и умственных способностей:         Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или всей семьёй "карточек-воспоминаний" о путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать друзьям и близким, как вы провели летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое. Карточки можно нарисовать от руки, либо сделать коллаж из фотографий и вырезок из различных журналов, снабдив их небольшими комментариями, например: "Когда мы приехали на море, то в первый день был сильный шторм", или "Больше всего мне понравился земляничный торт, который для меня испекла мама на даче!". Так же можно сшить "волшебный мешочек", в котором будут храниться памятные вещицы из семейных поездок: ракушки, камушки, шишки, монетки, браслетики, обертки от конфет, старые билетики и многое другое. Ребёнок будет их доставать, трогать, рассматривать и строить свой рассказ со зрительной опорой на эти предметы. Если вы создали несколько наборов таких карточек к разным семейным событиям или путешествиям, то попробуйте их перемешать и предложить ребёнку снова разложить на две стопки в соответствии с подходящим событием. Кроме того, эти карточки станут прекрасной основой для придумывания новых историй о каких-нибудь фантастических путешествиях, в которых вы или дети хотели бы побывать. Педагогам "карточки-воспоминания" пригодятся на уроках, помогая детям учиться строить пересказ и делиться в игровой форме с одноклассниками историями о том, как они провели каникулы

- непосредственная реализация проекта по образовательным областям Мероприятия: -беседы с детьми, просмотры презентаций, чтение художественных произведений о ВОВ; - «Хроника военных лет» (с использованием ИКТ); - «Дети и животные войны» (с использованием ИКТ); - «Тыл во время войны» (с использованием ИКТ); - «Герои и подвиги»; (с использованием ИКТ) - оформление «Стены Славы» на третьем этаже; -оформление на первом этаже «Аллеи Славы»; -изготовление подарков для ветеранов; -встреча с ветеранами ВОВ; -смотр военной песни; - совместная работа родителей и детей «Герой рядом с нами» (подбор материала и составление рассказов родителями совместно с детьми о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ); - чтение художественной литературы, посвящённой ВОВ 3 этап – заключительный - подведение результатов, презентация работы над проектом. Мероприятия: - оформление выставки рисунков дошкольников «9 мая – День Победы! »; - участие в митинге к 70-летию Победы; - участие в шествие «Бессмертный полк» по посёлку; - выставка работ на 3 этаже


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Машина времени»

Слайд 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Оленёнок» г. Мичуринска Тамбовской области Муниципальный конкурс педагогических проектов Педагогический проект «Машина времени» (номинация «Дошкольное образование») Автор -учитель – логопед Кузнецова Елена Вячеславовна г . Мичуринск, 2020 г.

Слайд 3

Актуальность проекта Приоритетная задача воспитания ребёнка в дошкольном учреждении - адаптация его в социуме; организация общения с окружающими людьми. Развитие социально – активной личности Воспитание гражданина своей страны, глубоко любящего свою Родину, уважающего свой народ. Актуальность проекта

Слайд 4

Д ети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям; редко сострадают чужому горю. Решение П риобщать ребёнка к традициям русского народа; изучать основные памятные события, факты в истории своей малой родины и великого государства. Проблема

Слайд 5

Технология « с торителлинг» — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Педагогический сторителлинг как техника подачи учебной информации выполняет следующие функции: • наставническая; • воспитательная; • мотивирующая; • образовательная; • развивающая.

Слайд 6

Педагогический проект «Машина времени» направлен на патриотическое воспитание дошкольников через приобщение их к изучению исторических событий Великой Отечественной войны и приурочен к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд 7

Формирование гражданских и патриотических качеств дошкольника на основе изучения основных событий Великой Отечественной войны с применением технологии «сторителлинг». Задачи проекта 1. Познакомить дошкольников с основными военными событиями 1941 – 1945 годов с применением технологии «сторителлинг». 2. Способствовать формированию интереса к причастности своей семьи, своей малой родины к приближению Победы 3. Содействовать воспитанию уважения к людям, которые внесли неоценимый вклад, принимая участие в Великой Отечественной войне. Способствовать развитию умения составлять рассказы о войне Способствовать развитию речи, обогащать их словарный запас. 6. Содействовать развитию творческих способностей дошкольников; аналитического и творческого мышления.

Слайд 8

у детей повысится интерес к истории России, малой родины; сформируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношения к семейным фотографиям .. Расширятся и систематизируются знания о Великой Отечественной войне; понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; о городах – героях. Дошкольники научатся составлять связанные рассказы о войне, обогатиться их словарный запас; научатся находить пути решения выхода сложных ситуаций Педагоги научатся применять в работе с детьми инновационную технологию «сторителлинг ».

Слайд 9

• игровые; • словесные; • наглядные; • практические Основные формы реализации проекта: • экскурсии; • рассказы, беседы, рассуждения; • встречи, • просмотр презентаций о войне, мультфильмов; • мини-выставки; • чтение стихов; • музыкально - литературные композиции; • виртуальное путешествие; • смотр строя и песни;

Слайд 10

Дети старшего дошкольного возраста Педагоги: воспитатель, учитель – логопед, психолог, музыкальный руководитель Родители Срок реализации проекта 7 месяцев (ноябрь 2019 – май 2020)

Слайд 11

Этапы реализации проекта Организационный (ноябрь 2019 г.) Сбор информации по теме проекта, работа с педагогической и методической литературой, изучение интернет – источников. Изучение особенностей технологии « сторителлинг», результатов её практического применения. Подборка художественной и публицистической литературы для работы с детьми. Формирование методической базы для организации учебно – воспитательного процесса: конспекты занятий. Подборка наглядно-дидактического, презентационного, видео материала на тему ВОВ.

Слайд 12

Этапы реализации проекта Основной (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) Блок №1 «Таинственная дверь». (ноябрь – декабрь 2019 г.)  Рассказ, показ начала Великой Отечественной войны, обсуждение;  Квест – игра «Наш солдат умом богат»;  Упражнение для развития творческих способностей и закрепления изученного материала «Таинственная дверь»  Рефлексия

Слайд 13

Этапы реализации проекта Основной (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) Блок №2 «Военные путешествия» (декабрь 2019 – январь 2020)  Виртуальное путешествие по городам, селам России в годы Великой Отечественной войны, обсуждение (видеофильмы, презентации).  Экскурсия в музей совместно с родителями «Родной город в годы войны»  Своя игра «Роль малой родины в приближении Победы»  Упражнение для развития творческих способностей и закрепления материала «Военные путешествия»

Слайд 14

Этапы реализации проекта Основной (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) Блок №3 «Старинный альбом» (январь 2020)  Презентация «О героях былых времён»  Встреча с героем Полубояриновым Николаем Василевичем  Упражнение для развития творческих способностей и закрепления материала. Дошкольникам надо было расспросить родителей, бабушек, мам о героях своей семьи, отобрать из семейного архива фотографии. На отдельном занятии воспитанники рассказывали о своём семейном герое.  Стена памяти «Бессмертный полк»

Слайд 15

Этапы реализации проекта Основной (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) Блок №4 «Легендарный город» (январь - февраль 2020)  Видеофильмы «Блокадный Ленинград», «Города – герои»  Квест – игра, посвящённая снятию блокады Ленинграда.  Упражнение для развития творческих способностей и закрепления материала. Коллективное творчество – изготовление панно «Город в огне».  Смотр строя и песни, посвящённый 23 февраля и 75 – летию Победы.  Начало акции "Обратный отсчёт - 75 дней до дня Победы».

Слайд 17

Этапы реализации проекта Основной (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) Блок №5 «Май 1945 – май 2020» (март - май 2020)  Виртуальное путешествие «Победный май»  Упражнение для развития творческих способностей и закрепления материала. Конкурс чтецов «Когда закончилась война…»  Подготовка и проведение совместно с родителями литературно – музыкальной постановки «Мы - наследники Победы»  Завершение акции "Обратный отсчёт - 75 дней до дня Победы».

Слайд 19

Этапы реализации проекта Заключительный (май 2020 г.) Мониторинг духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Презентация проекта на родительском собрании, на педагогическом совещании. Размещение проекта и его итогов на сайте учреждения

Слайд 20

Управление проектом Координатор проекта – заведующий детским садом комбинированного вида №11 «Оленёнок» г. Мичуринска Управление проектом осуществляет команда в составе:  учитель – логопед – руководитель;  педагог - психолог, музыкальный руководитель, родители – исполнители.

Слайд 21

Обеспечение проекта Обеспечение проекта Наименование статьи расхода единица - (чел., мес., шт. и т.п.) кол-во цена (руб.) стоимость Приобретение (изготовление) солдатской формы шт. 15 1000 15 000 Закупка канцелярских товаров: краски, альбомы, карандаши, ластики, кисточки - - 3 000 3 000 Закупка бумаги «Снегурочка» шт. 3 300 900 Оформительские материалы, сувениры - ИТОГО 28 900 руб.

Слайд 22

Оценка результатов проекта. Критерии и показатели Дети: 1. Имеют представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы; знают о городах – героях. 2. Знают о роли как целого народа, так и отдельных героев в приближении Великой Победы. 3. Имеют представление о роли своего города в Великой Отечественной войне. 4. Знают о героях своей семьи. 5. С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ и высказывают своё отношение. 7. Читают наизусть стихи о войне и Победе; принимают участие в творческих мероприятиях .

Слайд 23

Оценка результатов проекта. Критерии и показатели Педагоги: 1. Компетентны в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста; 2. Знают особенности инновационной технологии «сторителлинг» и умеют применять данную технологию в работе с детьми. 3. Знают особенности проектной деятельности. 4. Умеют создать среду для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике День Победы. 5. Знают приёмы вовлечения дошкольников в различную деятельность в рамках реализуемого проекта

Слайд 24

Оценка результатов проекта. Критерии и показатели Родители: 1. Проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к героическому подвигу русского народа в годы ВОВ. 2. В общении с детьми обсуждают героическое прошлое членов семьи, отдавших свой долг Родине в годы ВОВ. 3. Проявляют творческую активность в совместной с детьми творческой деятельности. 4. Принимает активное участие в мероприятиях проекта.

Слайд 25

Достигнутые результаты  Повысилась эффективность взаимодействия педагогов с родителями по вопросам расширения знаний дошкольников о героях Великой Отечественной войны, о празднике – День Победы, о 75- летнем юбилее Победы нашей страны в войне.  Воспитанники приобрели новые знания о Великой Отечественной войне; осознали важность праздника – Дня Победы в жизни российского человека; о городах – героях.  Дошкольники научились составлять связанные рассказы о войне, обогатился их словарный запас; научились находить пути решения выхода сложных ситуаций.  Дети стали активными участниками творческих мероприятий. Все воспитанники старшей группы стали активными участниками творческих мероприятий  Педагоги научились применять в работе с детьми инновационную технологию «сторителлинг». Наблюдая за активностью и развитием детей, совершенно точно можно сказать, что применение технологии имеет положительные результаты: дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.  У родителей повысился уровень педагогической культуры в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. В процессе реализации проекта, наблюдая за родителями можно отметить их огромное стремление помочь ребёнку осознать себя частичкой малой и большой Родины; привить им уважение к событиям и людям Великой Отечественной войны через совместное творчество, совместное участие в мероприятиях

Слайд 26

Достигнутые результаты  Дети стали активными участниками творческих мероприятий.  Педагоги научились применять в работе с детьми инновационную технологию «сторителлинг».  У родителей повысился уровень педагогической культуры в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд 27

Практическая значимость  Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждений. Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к событиям Великой Отечественной войны, людям, защищавшим Родину много лет назад. Дошкольники словно сами становятся участниками того времени и эмоционально переживают каждый эпизод, каждое событие вместе с героями. Данное обстоятельство способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу формирования личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Слайд 28

Заключение «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В.А.Сухомлинский

Слайд 29

Информационные источники: 1. Журнал Справочник старшего воспитателя №5. 2015 – 38 стр. 2. Дошкольникам о защитниках Отечества (под ред. Л.А. Кондрыкинской), 2005 – 99 стр. 3. Казаков А.П. Детям о великой победе, - М., 2005 – 121 стр. https://infourok.ru/pedagogicheskij-proekt-k-75-letiyu-pobedy-4214224.html https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-storitelling-dlya-chego-on-nuzhen-i-kak-napisat-interesnuyu-istoriyu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Применение технологии сторителлинга в образовательной и в игровой деятельности

Термин «сторителлинг» употребляется в последнее время все чаще. Он пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в рус...

Применение технологии “ Сторителлинг” как основа речевого развития детей .

Применение технологии “ Сторителлинг” как основа речевого развития детей .Слайд 2Актуальность проблемы: 1.Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагог...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с применением технологии сторителлинг "Я и мои друзья"

Здесь представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию "Я и мои друзья" с применением технологии сторителлинг. Да...

Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок», номинация «Дошкольное образование», 29.11.2021.

Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок&raq...

Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига: многонациональная Россия» в номинации «Дошкольное образование», 2024 год

Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига: многонациональная  Россия» в номинации «Дошкольное образование», 2024 год...