Народные традиции и игры по теме "Пасха"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_nedeli_narodnye_traditsii._svetlaya_pasha.docx | 492.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Народные традиции. «Светлая Пасха»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Праздник Пасха»
Цель: Познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой, чтобы дети побольше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как требуют обычаи; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры которая базируется на православных ценностях.
Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. Для того чтобы все пасхальные приготовления, были осмысленными и по-настоящему увлекли ребенка, нужно обязательно рассказать ему о Пасхе, ее традициях и истории понятными для него словами. Небольшой рассказ о жизни и смерти Иисуса Христа внесет смысл и понимание в праздник Пасхи.
Для того чтобы рассказ получился понятным, красочным и интересным, я предлагаю подготовить иллюстрации с изображениями посвященным Пасхе.
Рассказать ребенку о Пасхе можно примерно таким образом:
Пасха — главный религиозный праздник в христианстве. Во всем мире верующие празднуют воскрешение Божьего Сына Иисуса Христа. История праздника насчитывает более 2000 лет.
Когда-то очень давно Бог послал на землю своего сына Иисуса, который вырос среди людей.
Иисус рассказывал, что, если люди перестанут совершать грехи, то Бог их простит. И после смерти душа их попадет в Рай, к Богу. Иисус Христос объяснял всем людям, что для того, чтобы не грешить, нельзя совершать плохих поступков, нельзя никого обижать, никогда нельзя обманывать, нужно всегда говорить только правду.
Иисус был распят на кресте, в то время это было самое страшное и позорное наказание, потому что так убивали только бандитов.
По преданию после того, как тело Иисуса сняли с креста, его погребли в небольшой скале в саду его ученика Иосифа. Вход был закрыт огромным камнем, а возле входа поставили охрану, чтобы тело не было похищено.
Но в третью ночь произошло чудо, с небес на землю спустился ангел и помог открыть вход в пещеру Иисуса. Охранники замерли на месте от изумления и не смогли пошевельнуться со страху. Придя в себя, они побежали в храм оповестить священника о происшествии. В это время несколько девушек, пришедших в пещеру для помазания тела благовонным миро, Иисуса там не обнаружили. Зато их встретил ангел, который сказал: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Сам Иисус предстал перед Марией Магдаленой и одним из своих учеников и вел беседы о Божьем Царстве в течение 40 дней.
День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.
Именно поэтому первое, что надо произносить, в день Пасхи, когда видите кого-то: «Иисус воскресе», а в ответ Вам должны сказать: «Воистину воскресе». И наоборот. Символами Пасхи стали яички, кулич и творожная пасха.
С тех пор на Пасху люди красят яйца и пекут особый пасхальный хлеб - кулич: это символы нового рождения и вечной жизни».
Традиции праздника Пасхи
Праздник светлой Пасхи отмечается традиционно в соответствии с лунно-солнечным календарем, поэтому дата праздника каждый год меняется. Дата праздника приходится на первое воскресенье после весеннего полнолуния. При этом символично, что Пасха празднуется только в воскресенье. Существует еще несколько основных традиций, связанных с празднованием Пасхи.
Традиция красить яйца
По одной из легенд, когда Мария Магдалена преподнесла радостную весть императору Тиберию, что Христос Воскрес, он ответил, что скорее куриное яйцо вдруг стало бы красным, нежели воскрес умерший. Тут же яйцо, которое Мария показала Тиберию, стало красным. Поэтому красное яйцо и считается символом Пасхи.
Творожная пасха
Традиция делать творожную пасху связана с местом распятия Иисуса Христа. Творожная масса в форме холма олицетворяет гору Голгофа, на которой был распят сын Божий.
Куличи
Традиция печь куличи объясняется тем, что по преданию, саван Иисуса Христа был такой же круглой формы, как и кулич. Кулич печется только из сдобного дрожжевого теста.
Подборка дидактических игр к празднику «Светлая Пасха»
Как и любое обучающее занятие, дидактическая игра имеет свою цель. С помощью дидактических игры у ребенка развиваются такие навыки как:
• Внимательность;
• Логическое мышление;
• Память;
• Мелка моторика;
• Аккуратность;
• Речь;
• Наблюдательность;
• Реакция.
Дидактические детские игры отличаются от прочих детских игр наличием основной, обыкновенно поставленной взрослым задачи, на решение которой и направлены все усилия игрового коллектива. Сложность задачи напрямую зависит от возраста детей и решение её, как правило, преследует чёткие цели познания окружающей среды и взаимодействия игроков.
Цель: формировать представления детей о празднике "Светлая Пасха", познакомить детей с пасхальной атрибутикой, традициями; воспитывать интерес к настольным играм.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Игра «Найди пару»
Игра учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки (цвет, рисунок).
Игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторике рук. Закрепляет понятие «разные», одинаковые, «пара»
Как играть: ребенку предлагается найти из множества яиц, одинаковые, методом наложения, образуя пару.
Игра с палитрами являются огромным помощником в развитие цветовосприятия и внимания детей. Соотнося палитры с изображением, у детей формируется умение составлять цветовое ощущение от увиденного.
Как играть: ребенку необходимо подобрать цветовую палитру к изображению.
К картинке с изображением подобрать палитру (цветовые полоски, у каждого изображения должно быть 5 полосок. Для того чтобы научить играть детей в эту игру, для начала нужно дать ребенку максимально контрастные и непохожие друг на друга изображения с палитрами. Затем можно усложнять задания.
Игра «Двойные пазлы» (количество и счёт).
Цель: закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь; пробуждать интерес к предмету через игру.
Как играть: Ребенку нужно собрать яйцо с половинок, где первая это число, а вторая количество кружков. В более усложненном варианте можно использовать на одной стороне яичка пример, на второй половинке необходимо подобрать решение.
Можно попробовать и другой вариант игры: «Цепочка памяти»
Цель: развивать память, внимание.
Как играть: Сначала воспитатель раскладывает яйца в цепочку и ребенок должен запомнить их последовательность, а затем по памяти разложить яйца сам.
Для начала можно взять 3 яйца, а далее усложнить задание (5-6 яиц).
Игра «Собери из частей»
Цель: упражнять детей складывать целое изображение из нескольких частей; развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.
Как играть: ребенку из частей нужно собрать яйцо.
В эти игры дети могут играть самостоятельно, можно использовать как индивидуальную работу взрослого с детьми.
Лепка на тему «Пасхальные яйца, пасхи и крендели».
Рисование «Пасхальная открытка».
Пальчиковые игры – Пасха
Скоро Пасха наступает (жест "солнышко"),
Красим мы яички (одну руку в кулак - яйцо, другой красим),
Месим, месим тесто (месим ручками),
И печем куличики (печем ладошками).
Все танцуют и смеются (танцуем пальчиками):
Люди, звери, птички (шагаем 2-мя, пальчиками, 4-мя пальчиками, машем ручками),
Веселятся и танцуют (танцуем пальчиками)
И едят куличики! ("ам-ам", изображаем как кушаем)
Стол пасхальный накрываем (руки вытягиваем ладонями вниз),
Веткой вербы украшаем (растопырить пальцы и поднять руки вверх, изображая дерево),
Испечем куличики (печем ладошками),
Покрасим мы яички (соединяем большой и указательный пальцы – овал).
Дай нам, курочка, яичко простое. (изображаем руками жест «Дай»).
Мы покрасим – будет золотое. (жест "красить").
Своему дружку Егорке нарисую я открытку. (жест "книга").
А для бабушки пока нарисую голубка. (Машем руками, как гули).
А для мамы с папочкой я нарисую солнце. (жест "солнышко").
Пусть заглядывает чаще солнце к нам в оконце! (смотрим в окно из ладошек).
Красим яйца яркой краской (одну руку в кулак - яйцо, другой красим),
К празднику Христовой Пасхи (делаем из ладошек солнышко),
Дружно испекли в печи (печем ладошками)
Кексы, булки, куличи! (загибаем пальчики по одному)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ"
Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте...
Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....
Консультация для воспитатей "Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы"
Консультация для воспитателей...
"Народны традиции и игры"
Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русской народной культуре....
Методическая разработка "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ"
Методическая разработка "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ" Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспит...
Интегрированное занятие по физической культуре с элементами народного искусства "Русские народные традиции и игры"
Цель : развитие интереса и формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников посредством разнообразных физических упражнений и подвижных игр с составляющей народным искусством.Програ...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...