Опыт работы на тему: Театрализованная деятельность в детском саду.
консультация (подготовительная группа)

Тагирова Раиля Разитовна

Здравствуйте!

1 слайд

Меня зовут Тагирова Р.Р.   Я представляю муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Буратино». Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду».

2 слайд

Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять следующие слова автора Татьяны Григорьевой:

«Театра мир откроет нам свои кулисы

И мы увидим чудеса из сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса.

Легко меняются герои, маски

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать

Вдруг превратиться в Золушку иль принца

И всем свои таланты показать»

3 слайд

Один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

4 слайд

Я предлагаю вашему вниманию литературу, которой пользуюсь в своей работе:

- М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

- А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду»

- Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»

- Н.В. Докина, Е.С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду»

Основной целью моей работы с детьми является:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

- В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности. Воспитатель должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр, в него вошли бы - театр, изодеятельность, музыка.

Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:

- от основных целей и задач учебно-воспитательной работы в данный месяц

- направлений углубленной работы детского сада, группы

- времени года

- тем занятий соответствующего цикла

- интересов детей

- состояния самого материала (изношенность, своевременность)

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты: а) ширма б) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.).         

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возраста.

Театральный уголок младших групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) настольный театр (различные виды).

3) театр мягкой игрушки (этюды с предметами).

4) театр вязаной игрушки (этюды с предметами).

5) театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

6) театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный уголок средних групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) настольный театр (различные виды).

3) кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).

4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5) театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный уголок старших групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

3) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

4) театр петрушек (игры-импровизации).

5) куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

6) куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

Театральный уголок подготовительных групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

3) театр петрушек (игры-импровизации).

4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5) куклы-марионетки (постановка этюдов).

6) куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

7) люди-куклы (музыкально-пластические этюды)

Я считаю, что главное достоинство театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность.

В моей группе создана предметно-пространственная среда, которая отвечает требованиям:

-обеспечение развития активной театрализованной детской деятельности.

-содержательность и насыщенность различными видами театра;

-трансформированность;

- полифункциональность;

-вариативность;

-доступность;

-безопасность   

Первое приобщение дошкольников к театру проходит через знакомство с кукольным театром. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.

Большое значение уделяю уголку ряженья. Дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Также появился у нас напольный театр, где используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Также в моей группе имеются:

-Пальчиковый театр

- Театр кукол Папье-Маше.

-Театр кукол Би-ба-бо

- Театр деревянной игрушки

- Конусный бумажный театр

- Театр масок (маски диких и домашних животных, маски театрализованных персонажей)

-  Теневой театр

 Теневой театр - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»: волшебные маски. Есть кукла – зазывалка «Петрушка», хранитель – талисман театрального уголка.                                                                                                                    

С помощью их я пробуждаю в детях желание быть артистами.

Несомненно, что приобщение детей театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И я начинаю работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать: «Здравствуй, театр!». В процессе бесед, я предлагаю детям обсудить такие вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?». Затем предлагаю детям разыграть сценки - диалоги: «В парикмахерской», «В магазине», «Мама звонит по телефону», «Младшая сестрёнка простудилась», «Красная Шапочка и Волк». Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.

Огромную помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении кукол, так с помощью родителей был создан кукольный театр, также были созданы куклы – марионетки Клоун Клепа и Красная Шапочка, дети с удовольствием играют с ними.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Практикуя театрализованную деятельность в своей работе, я пришла к выводу, что я на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Театрализованная

 деятельность в

детском саду»

                                                           МАДОУ «Детский сад №7

                                  «Буратино»  

                                                             Воспитатель: Тагирова Р.Р.                                                                          

                                                                 

                                               

                         

     

2020 г.

Здравствуйте!

1 слайд

Меня зовут Тагирова Р.Р.   Я представляю муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Буратино». Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду».

2 слайд

Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять следующие слова автора Татьяны Григорьевой:

«Театра мир откроет нам свои кулисы

И мы увидим чудеса из сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса.

Легко меняются герои, маски

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать

Вдруг превратиться в Золушку иль принца

И всем свои таланты показать»

3 слайд

Один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

4 слайд

Я предлагаю вашему вниманию литературу, которой пользуюсь в своей работе:

- М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

- А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду»

- Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»

- Н.В. Докина, Е.С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду»

Основной целью моей работы с детьми является:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

- В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности. Воспитатель должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр, в него вошли бы - театр, изодеятельность, музыка.

Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:

- от основных целей и задач учебно-воспитательной работы в данный месяц

- направлений углубленной работы детского сада, группы

- времени года

- тем занятий соответствующего цикла

- интересов детей

- состояния самого материала (изношенность, своевременность)

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты: а) ширма б) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.).          

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возраста.

Театральный уголок младших групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) настольный театр (различные виды).

3) театр мягкой игрушки (этюды с предметами).

4) театр вязаной игрушки (этюды с предметами).

5) театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

6) театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный уголок средних групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) настольный театр (различные виды).

3) кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).

4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5) театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный уголок старших групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

3) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

4) театр петрушек (игры-импровизации).

5) куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

6) куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

Театральный уголок подготовительных групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

3) театр петрушек (игры-импровизации).

4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5) куклы-марионетки (постановка этюдов).

6) куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

7) люди-куклы (музыкально-пластические этюды)

Я считаю, что главное достоинство театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность.

В моей группе создана предметно-пространственная среда, которая отвечает требованиям:

-обеспечение развития активной театрализованной детской деятельности.

-содержательность и насыщенность различными видами театра;

-трансформированность;

- полифункциональность;

-вариативность;

-доступность;

-безопасность    

Первое приобщение дошкольников к театру проходит через знакомство с кукольным театром. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.

Большое значение уделяю уголку ряженья. Дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Также появился у нас напольный театр, где используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Также в моей группе имеются:

-Пальчиковый театр

- Театр кукол Папье-Маше.

-Театр кукол Би-ба-бо

- Театр деревянной игрушки

- Конусный бумажный театр

- Театр масок (маски диких и домашних животных, маски театрализованных персонажей)

-  Теневой театр

 Теневой театр - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»: волшебные маски. Есть кукла – зазывалка «Петрушка», хранитель – талисман театрального уголка.                                                                                                                    

С помощью их я пробуждаю в детях желание быть артистами.

Несомненно, что приобщение детей театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И я начинаю работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать: «Здравствуй, театр!». В процессе бесед, я предлагаю детям обсудить такие вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?». Затем предлагаю детям разыграть сценки - диалоги: «В парикмахерской», «В магазине», «Мама звонит по телефону», «Младшая сестрёнка простудилась», «Красная Шапочка и Волк». Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.

Огромную помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении кукол, так с помощью родителей был создан кукольный театр, также были созданы куклы – марионетки Клоун Клепа и Красная Шапочка, дети с удовольствием играют с ними.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Практикуя театрализованную деятельность в своей работе, я пришла к выводу, что я на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков пове...

Опыт работы на тему "Проектная деятельность в детском саду." Проект "И помнит мир спасенный"

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общений и практического взаимодействия детей и взрослых. Реали...

Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»...

Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»...

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей...