Проект по патриотическому воспитанию "Юные патриоты"
проект (младшая группа)

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Проектная работа по патриотическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_patrioty.docx229.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад № 2 «Светлячок» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

Проект по патриотическому воспитанию

детей младшей группы «Сказка»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0082/0001fc51-123e2e5e/hello_html_m75c0f9a2.png

Воспитатель

Кильдиярова С.Г.

Бирск, 2020 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательный, групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители.

Цель проекта: создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, традициям своей семьи, родного города; воспитание основ гражданственно-патриотических чувств.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать представление о семье;
  • формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; 
  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Развивающие: 

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; 
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей.

Воспитательные: 

  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному наследию Бирска; 
  • воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи, к семейным ценностям.

Направления реализации проекта. Проект краткосрочный, рассчитан на две недели (2 – 13 марта 2020 г.), представлен двумя тематическими блоками:

1.«Моя семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

2.«Мой город» включает в себя: расширение элементарных представлений о родном городе Бирске; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

  1. этап – организационный;
  2. этап – практический;
  3. этап – итоговый.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность обусловлена потребностями современного образования и воспитания в развитии будущего патриота, гражданина страны (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.). Любовь к семье, к ближайшему окружению, привязанность к родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Какие нравственные качества будут развиваться у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. 

Новизна и своеобразие проекта заключается в том, что содержание познавательного материала подобрано с учетом психолого-педагогических, речевых возможностей детей. Усвоение материала происходит с последовательным усложнением через познавательные занятия, закрепление материала в совместной и самостоятельной деятельности с применением современных инновационных технологий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа: определить содержание и организацию работы с воспитанниками и родителями;  подобрать наиболее эффективные методы и приемы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе; накопление наглядного, дидактического материала; разработка серий конспектов организованной образовательной деятельности, бесед.

2 этап – практический.

Задачи этапа: подобрать и систематизировать познавательный, дидактический материал по темам; проведение ООД, бесед, работы с родителями.

3 этап – итоговый.

Задачи этапа: анализ, систематизация, обобщение по результатам работы.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Будут созданы условия для развития и обогащения образовательного  пространства группы.
  2. Повысится  уровень профессионального мастерства педагогов при использовании проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.
  3. Будут изготовлены фотоальбомы: «Семейный альбом», «Прогулки по родному городу».
  4. Собраны открытки с достопримечательностями города Бирск.
  5. Оформлена мультимедийная  презентация  MicrosoftPowerPoint «Бирск – моя малая Родина» с эффектами анимации и звуковыми файлами, которая поможет в доступной игровой форме донести  детям информацию об истории и традициях семьи, улицы, города, историческому прошлому своего народа.
  6. Повысится заинтересованность родителей в формировании у детей представлений о родном доме, семье, детском саде, городе.
  7. Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания – формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. 
  8. Патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о своей семье, родном городе, желание быть патриотом своей Родины, сформирует чувства привязанности к своему дому, членам семьи, детскому саду. Проявление внимательного и уважительного отношения к старшим членам семьи, оказание посильной помощи.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Развивающая предметно-пространственная среда

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам – педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. В группе мы оформили уголок нравственно-патриотического воспитания, куда внесли  флаги, тексты гимнов, гербы, портреты президентов РФ, РБ; народные игрушки, куклы в национальных костюмах; башкирская, русская утварь; материал по ознакомлению с родным городом Бирск.

В воспитании у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу может помочь семейный альбом, который мы составили совместно с родителями. Также подобрали иллюстрации и фотоматериалы о достопримечательностях родного города.

В формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям поможет папка с национальными костюмами народов, населяющих РБ, их национальными играми, сказками. В знакомстве с обычаями других народов, их бытом и особенностями поможет нам подбор сказок, рассказов и стихов их писателей и поэтов.  

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью, важно только правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.

Сформировать гражданина возможно только в тесном взаимодействии с детьми и родителями.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. 

Игра  «Семья» способствует развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Например: открытки с достопримечательностями города Бирск, «Семейный альбом», «Прогулки по родному городу».

 

Принципы работы:

  1. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  2. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
  3. Принцип активности и сознательности родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  4. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.

Формы работы:

  1. Беседы  и ООД по тематике.
  2. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
  3. Дидактические, подвижные  и хороводные игры.
  4. Сюжетно-ролевые игры.
  5. Чтение художественной литературы.
  6. Рассматривание иллюстраций, картин.

Структура и содержание проекта

Проект «Патриоты России» – это огромное поле для деятельности детей и взрослых. Структура и содержание проекта отражают последовательность  формирования  у детей нравственно-патриотических чувств и отношения к родному дому, семье, городу.

Содержание  определяется возрастными особенностями детей, строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведении  бесед, чтении художественной литературы, дидактических, сюжетно-ролевых играх, компьютерных презентациях. 

Работа с детьми планируется воспитателями дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций  и  в самостоятельной свободной деятельности детей.

Модуль 1. «Моя семья»  

Модуль 2. «Моя город»

По первому модулю «Моя семья» большое внимание уделяется воспитанию любви к самым  близким людям – родителям.  Способствуем расширению представлений о родственных связях, поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внучка (внук). Содействуем укреплению эмоциональной привязанности к родителям (другим близким); развитию уважения к старшим, гордости за достижения членов семьи (других родственников); запоминанию фамилии и имен родителей.    

         Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама»), собираем фотоальбом «Моя семья». Предлагаем детям сюжетно-ролевые игры «Семья», «Гости» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой. 

Модуль «Мой город» способствует воспитанию любви к родному городу. Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем  детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.  Мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (парк, стадион, берег реки и т.д.).

Работа с родителями

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Цель:  вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через  разнообразные формы  работы с семьями воспитанников.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • установление доверительных отношений с родителями, делая их активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе;
  • повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у дошкольников; 
  • формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания;  
  • укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.

 

Активные формы работы

Цель

Анкетирование родителей Патриотическое воспитание». Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

2.

Фотоальбомы «Поздравление моей маме», «Семейный альбом».

Формировать у родителей желание участвовать в совместной работе. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях

3.

Фотоальбом «Прогулки по родному городу». Страничка выходного дня. Стихи о малой родине.

Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

 

Рекомендации для родителей:

  • чаще рассказывайте о своей семье, родственниках;
  • не говорите при ребенке плохо о членах семьи;
  • рассматривайте семейные альбомы (если нет, то создайте их);
  • обращайте внимание ребенка на красоту родного город;
  • во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;
  • читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Проект по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"

Проект по патриотическому воспитанию расчитан на два года обучения (вторая младшая группа и средняя группа)...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотами не рождаются!

Реализуя проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, его задачи, с первых дней поступления ребенка в детский сад мы стараемся воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детс...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным ос...

Проект по патриотическому воспитанию: "Патриот"

Проект по патриотическому  воспитанию: "Патриот"...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат ...

ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только...