Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа)
Развитие творческих способностей ребёнка - одна из задач воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ. В этом докладе на педсовете кратко изложена суть понятия "творческие способности", а также условия и критерии успешного развития творческих способностей, направления. формы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 16.53 КБ |
Презентация | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ № 661
Приморский район
г.Санкт-Петербург
Доклад
на тему: «Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста»
Подготовила Сметанкина Т.П.
Апрель 2020г.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детских руках, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое
проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности.
Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше
ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это
делать, ему интересен не результат, а сам процесс.
В научной литературе существует множество трактовок,
определений термина «способности». Однако при всех различиях трактовок большинство ученых под способностями понимают индивидуальные не врожденные качества личности, которые обеспечивают высокую степень овладения определенной деятельностью .
Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают
способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать
музыку и т.п. Однако элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д. Таким образом, под творческими способностями мы можем понимать индивидуальные способности человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.
Развитие творческих способностей предполагает их
совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём
развитии. Успешное развитие способностей ребенка возможно только при следующих условиях: во-первых, наличие определенных задатков; во-вторых, своевременное их выявление; в-третьих, активное вовлечение ребенка в тот вид творческой деятельности, в которой данные способности развиваются;
в-четвёртых, наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой развития соответствующих способностей. И в-пятых, применение для развития способностей современных, эффективных
средств обучения. Сочетание этих пяти факторов создаст ту обстановку, в которой ребенок незаметно для себя будет приобретать те навыки и умения, которые и будут означать развитие его способностей.
СЛАЙД 2
Об успешности нашей деятельности в данном направлении будут говорить такие показатели, как:
- внесение дополнительных изменений, дополнений, вариаций в знакомый материал;
- создание новой композиции из усвоенных старых элементов;
- самостоятельный поиск;
- быстрота реакции, находчивость в действиях;
- нахождение оригинальных приемов решения творческих задач. Из этих показателей вытекают следующие виды творческих способностей:
СЛАЙД 3
Когда же следует совершенствовать творческие задатки ребенка? С точки зрения психологии, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Дошкольное детство является
подходящим временем для развития творческих способностей потому, что
в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание
узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность,
сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности,
способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и
запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой
деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно,
чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и
стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо
всячески совершенствовать.
Ученые, среди них Н.Е.Веракса, выделяют 6 главных критериев успешного развития творческих способностей ребенка:
- Раннее физическое развитие малыша (раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными приборами и материалами.
- создание обстановки, опережающей формирование детей. Например, ещё задолго до обучения чтению годовалому ребёнку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребёнку буквы. Это способствует раннему освоению чтения.
- Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в собственной
деятельности человек достигает «потолка» своих возможностей и равномерно поднимает этот потолок всё выше и выше. Такое условие
максимального напряжения сил легче всего достигается, когда малыш уже
ползает, но не может говорить. Процесс познания мира в это время идёт
чрезвычайно интенсивно, но применять опыт взрослых малыш не может,
так как объяснить такому маленькому ещё ничего невозможно. Поэтому в
этот период малыш обязан более чем когда-либо, заниматься творчеством,
решать очень много совсем новых для него задач без помощи других и без
подготовительного обучения (если, разумеется, взрослые разрешают ему
это делать, а не решают их за него). У ребёнка закатился далеко под диван
мяч. Родители не обязаны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если малыш может решить эту задачу самостоятельно.
- Четвёртое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе
деятельности. А также в чередовании дел, в длительности занятий, в
выборе методик и т. д.
- Ненавязчивая, целесообразная, доброжелательная помощь взрослых.
Самое главное тут не превращать свободу во вседозволенность, а содействие в подсказку.
- Тёплая душевная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые обязаны создать безопасную психологическую обстановку для
творческого поиска и личных открытий ребенка. Важно постоянно провоцировать малыша к творчеству, находить сочувствие к его
неудачам, терпеливо относиться к любым, даже странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Развитие творческих способностей будет эффективным только тогда, если оно представляет собой целеустремленный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи, направленные на достижение конечной цели.
Разнообразны методы и приемы развития творческих способностей детей, в частности, детей старшего дошкольного возраста:
- Наблюдение — один из основных методов обучения.
- Обследование — формирование представления о предмете.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций — косвеный метод обучения.
- Образец — это то, к чему дети должны стремиться в процессе выполнения задания.
- Словесный метод — описание изображаемого предмета , используя лексический запас.
- Игровые приемы — в оптимальном сочетании с другими методами.
Формы работы с детьми при развитии творческих способностей также разнообразны.
СЛАЙД 4
Творческие способности детей можно развивать разными средствами:
СЛАЙД 5
Пожалуй, самым интересным для детей является художественное творчество, включающее рисование, аппликацию и лепку. На таких занятиях дети в полной мере могут проявить фантазию, выдумку, показать свои умения и навыки. Это продуктивные виды детского творчества, когда ребенок может сразу увидеть результат своих усилий и сравнить свою работу с работами других детей. Умело организованная соревновательность может создать мощную мотивацию для развития творческого потенциала ребенка.
Наряду с изобразительной деятельностью очень важной является такая форма, как театральная деятельность. В нашем дошкольном учреждении мы регулярно проводим утренники, конкурсы, где дети показывают свои актерские способности. При подготовки любого такого мероприятия очень важно давать поручения детям, сообразуясь с их возможностями и талантами. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, не боялся выступать перед зрителями. Затем эти поручения можно усложнять, развивая таким образом способность ребенка заучивать наизусть, выразительно читать, изображать какого-либо героя. Этому хорошо служат и ролевые игры.
Заучивание наизусть, выразительное чтение, а также разучивание песенок вкупе с работой в группе, с необходимостью согласовывать свои действия с действиями других детей дает прекрасный результат как подготовка к школьному будущему: формирует навыки самостоятельной работы, работы в группе, такие необходимые качества, как коллективизм и взаимовыручка. Таким образом, развивая творческие способности наших детей, мы исподволь готовим их к взрослой жизни. Возможно, никто из них не станет художником, музыкантом или актером, но научится видеть красоту вокруг себя, научится ценить окружающий мир и украшать его. А это и есть цель нашей работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»
В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....
Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...
Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....
Доклад на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ» (старший дошкольный возраст)
Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет....
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...