Родительский клуб "Книжная ярмарка"
консультация

Этот материал для воспитателей, из опыта раты родительских клубов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_knizhnaya_yarmarka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2089»

Дошкольное подразделение № 4

Родительский клуб  

«Книжная ярмарка» 

Выполнила:

                                                                                                      Воспитатель О. В. Акинина

Москва, 2019 г

   Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства воспитания и развития дошкольников, вовлечь родителей в решение проблемы, организовать совместную работу дошкольного учрежедния и семьи по развитию у детей устойчивого интереса к книге и чтению, повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с дошкольным учреждением и с библиотекой семейного чтения, развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.

   Ожидаемый результат: привить интерес к книге как к средству воспитания ребенка, повысить уровень посещения библиотек семьями воспитанников, укрепить взаимодействие триады «детский сад – семья – библиотека» в вопросах приобщения ребенка к чтению.

   Форма проведения: групповая.

   Материал:

  • Демонстрационный: выставка детских книг, презентация «Роль книги в жизни дошкольника»;
  • Раздаточный: памятки для родителей «Книги для домашнего чтения»

   Ход мероприятия:

   Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады видеть вас сегодня у нас на очередном заседании родительского клуба. Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Роль книги в жизни дошкольника».

   В наш высоко технологичный век роль книги постепенно теряет свое значение. Еще несколько десятков лет назад книга выступала в роли наставника для подрастающего поколения. Сейчас же высокий ритм жизни вынуждает детей усваивать огромное количество информации, которое поступает с разнообразных источников. Поэтому книга, сейчас, выступает, преимущественно, в роли «справочника». В книжных магазинах вы найдете огромный ассортимент познавательной и справочной литературы, приковывающей взгляды своим красочным дизайном, написанной в понятном контексте для маленьких читателей.

  Несомненно, каждый родитель желает, чтобы ребенок любил читать. Но, скажите. А что вы для этого делаете? Читаете ли вы сами, подавая пример своему чаду? Ведете ли вы беседы о прочитанном или просто читаете ребенку вслух?

   Ведь на самом деле чтение вслух родителем – очень важный аспект благополучного развития ребенка в семье. И совсем не важно, умеет ли ребенок уже читать сам, для него важно именно ваше внимание. Поверьте, дети этой минуты ждут с нетерпением. К сожалению, совместное чтение во многих семьях, заменяет просмотр мультипликационных фильмов. Никто не утверждает, что мультфильм это плохо, и там есть множество положительных сторон, но ни один мультфильм не сможет заменить хорошую книгу, даже экранизация известного произведения никогда не сравнится с книжным оригиналом. Для того чтобы окончательно убедится в преимуществе книг, есть достаточно причин.

   При чтении работает множество процессов, заставляющих ребенка думать и фантазировать, на основе собственного опыта, представлять как выглядят герои произведений, в какой обстановке они находятся.

   И все же, наиболее важной причиной семейного чтения является то, что, будучи особенным способом общения родителей с детьми, этот процесс способен удерживать и сохранять взаимосвязь и отличные взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно угасают при нашем темпе жизни. Для того чтобы ребенок полноценно развивался, ему необходимо уделять свое внимание целиком, а не в перерывах между просмотрами телепередач, разговорами по телефону или готовкой.

   Именно при таком способе общения с ребенком можно вложить в него достойные моральные ценности и жизненные взгляды непринужденно и ненавязчиво, а через важные для него ценности.

Рассмотрим еще несколько важных аспекты развития личности ребенка с поддержкой книги

Ощущение значимости себя как личности важности своего мнения и интересов

   Если родители проявляют интерес к книгам, которые интересуют их ребенка, обсуждают с ним прочитанное и пытаются понять его точку зрения, то у него формируется значимость своего мнения среди окружающих. А для ребенка важна оценка его мнения и именно родителями.

Создание ощущения безопасности для ребенка

   Каждый родитель способен создать дружную семейную обстановку: придумать совместное увлечение, обсуждать прочитанные книги, просмотр увлекательной передачи, все это создает ощущение комфорта и защищенности и ребенка в окружении родителей. Именно такие эмоциональные тонкости способствуют развитию у ребенка задатком здоровой личности.

Решение жизненных проблем, получение опыта

   Проходя свой жизненный путь, ребенок нередко сталкивается с трудностями и проблемами, которые пугают его и ставят в тупик. Здесь книга выступает в роли некого психолога. Читая, ребенок, невольно принимает роль главного героя на себя. Проживает различные трудности, борется со злом, участвует в приключениях, тем самым проживая все взлеты и падения вместе с персонажем. Это помогает избавиться от переживаний и страхов в реальной жизни.

Формирование нравственных ценностей

   Оказывая большое влияние на каноны нравственности ребенка, книжные произведения помогают формировать правильные ценности. Персонажи книг предают и дружат, сочувствуют, проявляют чувство чести и долга самоотверженности. На примерах ситуаций героев, ребенок учится различать плохое и хорошее, а родителям необходимо помочь провести параллели с реальным миром.

Формирование моделей поведения

   Через литературные произведения ребенок видит правильную модель поведения и учится применять ее в жизни: как решать конфликты, как строить свои отношения с людьми, поддерживать дружеские отношения, ставить перед собой цели и достигать их. А обсуждение внутри семьи поможет избежать ошибочного понимания этих моделей.

   Именно в таких читающих семьях, где и папы принимают активное участие в воспитания ребенка, царит доброжелательная обстановка и гармония. Как правило, в таких семьях низкий уровень насилия и семейных разногласий и они более благополучны.

Как подобрать книгу, соответствующую возрасту ребенка?

   Для того чтобы понять какая книга подходит для чтения вашему ребенку, необходимо отталкиваться от его индивидуальных особенностей. Например, некоторые дети уже в 4 года с увлечением слушают рассказы Носова, в то время, как другие в этом же возрасте с трудом понимают обычные сказки. Многое зависит от жизненного опыта ребенка. Если ранее ребенок часто встречался с литературными произведениями, ему много читали и разговаривали с ним о прочитанном, то и, конечно, такому ребенку намного легче адаптироваться от сказки к более серьезным рассказам. Есть еще один важный фактор, для того чтобы подобрать книгу вашему ребенку, важно учитывать о героях какого возраста в ней рассказывается.

Допустим, в произведениях Н. Носова героям около 7 лет, и читать эти рассказы детям 3-4 лет довольно рано. В целом, ребенок способен понять содержание, особенно ему будут интересны смешные моменты произведения, но в большей степени дети такого возраста не поймут некоторых случаев, так как им просто не достаточно приобретенного опыта.

   Если говорить о повести-сказке Астрит Линдгрен «Малыш и Карлсон», где рассказывается о мальчике в возрасте 7 лет. Несмотря на это, данное произведение любят и дошкольники, потому что в ней присутствует элемент сказки, который соответствует и раннему возрасту ребенка. В этом произведении присутствует и другой герой по имени Карлсон, который в свою очередь возраста не имеет.

   Есть и другая повесть этого же писателя под названием «Эмиль из Ленеберги», к которой говорится о пятилетнем мальчишке – большом шалуне. Соответственно именно дети пятилетнего возраста так любят это произведение, потому, что полностью понимают действия главного героя.

   Во время выбора книги для ребенка, рекомендуется пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Так как персонажи из этой книги поступают так же, как и ребенок в этом возрасте. Поэтому чем более подходящий возраст героев будет вашему ребенку, тем более понятной и увлекательной будет книга для него.

   А вот после пяти лет выбор книг в большей степени остается за ребенком, родители лишь направляют его выбор. С этого времени можно уже начать посещать детскую библиотеку. Накопившийся опыт ребенка уже позволяет сделать выбор для чтения, тем более, если ребенок начал уже читать самостоятельно.

Как правильно читать книгу ребенку?

   Для того чтобы ребенок понял содержание книги, одного прочтения недостаточно, тем более, если произведение объемное.

   Во время чтения необходимо делать остановки для объяснения незнакомых слов или даже может потребоваться разобрать происходящий сюжет с ребенком. На сколько ребенок понимает прочитанное можно определить с помощью нескольких вопросов или попытке пересказать текст. Лучше спросить его об этом на следующий день, если он уловил смысл книги. Он без труда вспомнит, о чем вы читали вчера, и с радостью будет ждать продолжения книги.

    Не стоит заставлять ребенка насильно слушать чтение, кому-то достаточно 10 минут и он уже начинает отвлекаться на посторонние факторы, а кто-то просидит и полчаса, завороженный рассказом родителя.

   Не стоит смешивать игровой процесс и чтение. Если ребенок увлечен строительством пирамидок или игрой с куклами, не стоит его отвлекать и усаживать спокойно слушать. В тот момент он не достаточно сосредоточен и спокоен. Чтение – это процесс познания новой информации, и она не будет усвоена ребенком, если он не будет внимательно слушать или отвлекаться на посторонние предметы. Может быть, ребенок и сможет ответить на вопросы по содержанию, но он не ухватит суть произведения, а, значит, и ваше время будет потрачено впустую.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

   В современном мире, в силу большого разнообразия развлечений и других источников информации, это стало довольно распространенной проблемой для родителей.

   Сейчас на замену книгам пришли мультфильмы, которые так же имеют огромное разнообразие. Упустившие момент родители сталкиваются с проблемой протеста ребенка сидеть за чтением книги. Ведь там скучные буквы и неподвижные картинки, по их мнению. Совсем другое дело на экране – яркий, динамичный процесс рассказывает то же самое что и в книге, остается лишь наблюдать, совершенно не утруждая себя.

   Можно пойти другим путем, следует лишь сократить просмотр телевизора до 15 минут в день и результат не заставит себя долго ждать. Ребенок всегда нуждается в познании чего-то нового, и это, в итоге, приведет его к поиску этой информации в книге, и он сам попросит почитать вас.

  • заключительной части нашей консультации, хочется отметить, что вышеперечисленные книги, являются классикой детской литературы, но не стоит ограничиваться этим количеством произведений. В наше время пишется немало замечательных книжек для детского чтения. Ваша задача суметь выбрать из огромного ассортимента новой литературы, именно ту, которая поможет вам рассказать об этом мире вашему ребенку. Для этого можно посещать книжные магазины, где продавец поможет вам с выбором. А так же можно следить за новинками на сайтах детских издательств, и, несомненно, у вашего ребенка появятся новые любимые книги.

Рекомендации родителям для выбора подходящей литературы для чтения:

Прислушивайтесь к ребенку

  В раннем возрасте малыш любит яркие и простые песенки, потешки, сказки. Не следует идти наперекор возрастным особенностям и приступать к прочтению прозы. Позвольте ребенку самому выбирать интересующие его произведения, и, вскоре, он сам попросит почитать ему различные рассказы о приключениях и т.д.

Обратите внимание на иллюстрации

   Для ребенка дошкольного возраста важна визуальная сторона образа, из этого следует, что стоит обратить внимание на достаточность и яркость иллюстраций в книге.

   Так же немаловажен размер книги. Для раннего возраста лучше подбирать книги, содержащие одно произведение. Так называемые «книжки-малышки» приковывают взгляды ребенка, и создают чувство завершенности после прочтения.

Книга – событие в жизни маленького человечка

   Если вы будете учитывать происходящие события в жизни ребенка и читать подходящую под данное событие литературу, то это вызовет большой интерес у ребенка. Например, если вы идете в зоопарк, прихватите с собой книжку В. Бианки. А перед походом на представление «Щелкунчик» не забудьте ознакомиться с кратким содержанием этой сказки. Так же не следует читать ребенку про снеговика, если на деревьях начинают распускаться листья. Детям важно проводить сравнения между событиями из своей жизни с событиями из книги.

  Мамы, папы, бабушки и дедушки! Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

                                                            Конкурсы для родителей

   Уважаемые родители, а сейчас мы с вами немного поиграем, как мы это делаем вместе с детьми.

   Конкурс № 1.

   Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении.  Вспомните и назовите их как  можно больше.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Нужно уметь читать между строк

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

Книга — лучший подарок

Книга – твой друг, без нее как без рук

С книгою жить – век не тужить

Книга мала, а ума придала

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься – ума наберешься 

Конкурс № 2.

«Писатели и поэты»

У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен,А.Барто)

Конкурс № 3.

“Знаете ли вы сказки?”

Вопросы:

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (от гусей-лебедей)

Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит» ? (Зубки)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

Сколько щелчков проиграл поп балде в сказке Пушкина? (Три)

Конкурс № 4.

«Путаница»

Путаница: исправить ошибки в стихотворениях

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)

Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)

Жил старик со своею женою

У самого синего моря. (Старухой)

Плутовка к дереву

На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны)

Конкурс № 5.

«А, узнаешь ли ты сказку?»

В конкурсе  представлены предметы, герои, по которым  родители должны догадаться, что это за сказка:

Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;

Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-все-все…»

Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

 

Конкурс № 6.

 «Дополни имя».

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую. Посмотрим, кто из вас помнит больше имен сказочных героев.

Барон (Мюнхгаузен), Старуха (Шапокляк), Винни (Пух), Соловей (Разбойник), Дед (Мороз), Старик (Хоттабыч), Доктор (Айболит), Сестрица (Аленушка), Домовенок (Кузя), Финист (Ясный Сокол), Дядя (Степа, Федор), Черепаха (Тортила), Елена (Прекрасная), Красная (Шапочка), Железный (Дровосек), Иванушка (Дурачок), Змей (Горыныч),  Крошечка (Хаврошечка), Иван (Царевич), Кощей (Бессмертный), Кот (Леопольд, Матроскин), Крокодил (Гена), Муха (Цокотуха), Папа (Карло), Почтальон  (Печкин), Илья (Муромец), Василиса (Премудрая), Конек (Горбунок), Баба (Яга).

 Конкурс № 7.

 «Какие вы знаете волшебные заклинания?»
(«Крекс-фекс-пекс», «По щучьему велению, по моему хотению»,
«Лети, лети, лепесток...», «Мутабор», «Сим-сим, открой дверь», «Снип-снап-снурре...», «Сусака-мусака, пикапу-трикапу, скорики-морики, лорики-йорики»);

  Конкурс № 8.

«Волшебный мешочек».

(предметы из мешка, надо назвать из какой сказки и кому принадлежат эти предметы.)

  • Горшочек мёда
  • Банка варенья
  • Горшочек масла
  • Горошина
  • Золотой ключик
  • Клубок ниток
  • Хрустальная туфелька
  • Стрела
  • Красная шапочка
  • Аленький цветочек
  • Яйцо
  • Зеркало
  • Денежка
  • Спички
  • Чемоданчик доктора Айболита
  • Метла Бабы Яги

     Подведение итогов.

Выставка книг.

Уважаемые родители, многие из вас сегодня принесли книги из своей семейной библиотки, они не только интересны и познательны, но и необычны (это книги, которые можно читать вечером с фонариком, книги с ароматами, книги для чтения с лупой), расскажите о них и поделитесь своими впечатлениями. Рассказы родителей, обмен книгами.  

   Уважаемые родители, мы очень рады, что вы нашли сегодня время посетить наш родительский клуб, очень надеемся, что наши рекомендации пригодятся вам, помогут в семейном чтении. Спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект «Весёлая ярмарка»

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека...

Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»

Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.Задачи:-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;-Систематизировать знания детей о ярмарке;-З...

Нетрадиционное родительское собрание "Ярмарка ремесел"

Итоговое нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе "Ярмарка ремесел" по приобщению детей к народной культуре....

Презентация для родителей в рамках родительского клуба «Наш ребёнок» «ЯРМАРКА ЗДОРОВЬЯ»

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального...

Благотворительной ярмарке детско-родительского творчества VI Ежегодного благотворительного марафона «Ты нам нужен».

В рамках проведения Пасхального фестиваля наш детский сад №10 «Чайка» принял активное участие в Муниципальной благотворительной ярмарке детско-родительского творчества VI Ежегодного благот...