Проблемы подбора материалов и оборудования для детского сада
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:
упорядочение, введение в систему множества материалов;
конкретное оснащение группового помещения.
Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.
В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.
Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».
Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:
1) игрушки (для свободной деятельности детей),
2) дидактические пособия для занятий.
Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.
Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.
В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).
В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.
Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.
Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.
Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.
Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения.
Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.
Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».
К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее».
Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:
выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;
материалы должны подбирать сбалансировано.
В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартное оборудование в детском саду
Подготовила: Воеводина Ангелина Михайловна ГБДОУ № 86 Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и пр...
Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.
Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...
Практическая консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для детского сада»
Консультация поможет воспитателям понять значимость и важность правильной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада...
"Подбор материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры в современных условиях"
Консультация для воспитателекй ДОУ...
Подбор стихотворений для заучивания в детском саду.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действи...
Атлас развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО. "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА"
Цель данного пособия задать направление для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный образовательный процесс и подходить для любой программы, а также могут быть дополнены ...
Материалы и оборудование для детского сада.
Иллюстрированный атлас. Пособие для воспитателейНормативные и научно-методические материалы задают общие стратегические принципы организации развивающей среды в детском саду, но не отвечают ...
- Мне нравится (1)