Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.
консультация по теме

Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика  плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правильному выбору обуви для дошкольников для постоянного ношения в целях профилактики плоскостопия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛОСКОСТОПИЕ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА,

ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ.

Под  плоскостопием  понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы (рис.1) и называется плоско-вальгусной стопой.

          При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп,  в связи с чем, основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко  снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие.

    Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное — в 35-50.

    Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.

  Плоскостопие детей это потеря всех рессорных функций стопы – это как ехать на машине с исправными рессорами и на машине с неисправными. В первой машине даже значительные ямы будут незаметны, зато во второй будет трясти даже на маленькой. Вот так и трясет позвоночник и тазобедренный сустав при ходьбе у детей, страдающих плоскостопием.

   Наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.

        Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода стопы,  существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине.      Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.  

    Существует ошибочное мнение, что плоскостопие у детей до шести лет является физиологическим и не требует коррекции. Это не правильно, именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. А после уже поможет только лечение, что намного сложнее.

    По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы, однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие — вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Статическое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (82,1%), возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно-конституциональное предрасположение, к внешним — перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви.

Очень простой тест на плоскостопие можно пройти в домашних условиях. Достаточно только смочить ватку краской и помазать ребенку ступни и поставить его на чистый лист бумаги, выполнить так называемую плантографию стоп. (рис. 2).

Если остался только отпечаток пятки, передней части с пальцами и контур значит все в порядке. А если видна вся стопа или ее средняя часть то это плоскостопие. Не стоит делать такие эксперименты в раннем возрасте, так как жировая подушечка вызывает плоскостопный контур и результат будет не правильным. Таким способом хорошо проверять, как идет лечение.

Рис. 2  Плантограмма: а — полая,  б — нормальная, в — уплощенная, г — плоская

Клиническая картина. Основным симптомом при отклонении первого пальца кнаружи являются боли, особенно при ношении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки первой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и припухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости. При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнаружи лечение может быть консервативным и оперативным. Консервативное лечение сводится к ношению ортопедической обуви различных конструкций. В более легких случаях (первая степень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Лечение и реабилитация.

Если вы думаете, что плоскостопие – лишь незначительное отклонение от нормы, которое не требует лечения, то очень ошибаетесь!

Основной задачей является исправление деформации стоп, укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток и супинационной контрактуры переднего отдела стопы.

    Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса рекомендуется выполнять и лежа и сидя. Исключаются нерациональные положения стоя, особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют особенно большое значение, так как плоскостопие развивается у людей физически ослабленных. Так же используют физиотерапевтические процедуры, массаж стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

     Благоприятный результат лечения проявляется в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восстановлении правильного положения стоп.

Главное в решении проблемы плоскостопия – реально оценивать проблему и вовремя обратиться к нужному специалисту.

Список использованной литературы:

            1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М: «ВАКО», 2004, 296с. – (Педагогика. Психология. Управление)

             2. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/под общей ред. проф. С.Н.Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.  (с.229 – 238)

            3. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения /авт.-сост.Т.Г. Анисимова, С.А.Ульянова; под ред. Р.А.Ереминой. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146с.

             4.  baby2000.ru›answer/ploskostopie.html



Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ,

физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии.

подготовила инструктор по физической культуре: Митрофанова Е.В.

Профилактика считается лучшей борьбой с плоскостопием у детей!

      На начальной стадии и детям до 5 лет не рекомендуется носить валенки, мягкие шлепанцы и босоножки с открытыми пятками. Не нужно, стремится родителям, чтобы ребенок раньше начал ходить, также нужно пресекать желание девочек носить высокие каблуки с узким носком. Полезной профилактикой будет плавание в воде, причем нужно как можно больше работать ногами.

    Как и любая другая мышечная функция, формирование упругого свода стопы нуждается в развитии и тренировке. Лучше всего для этого подходит “босая жизнь”. Пусть ребенок хотя бы время от времени ходит по камешкам, песку, земле, пучкам травы — всему, что заставляет его ноги постоянно напрягаться, переносить тяжесть тела с одной поверхности на другую, с пятки на носок. Дома это упражнение можно с успехом делать с помощью маленьких кубиков, шариков, мелких неострых игрушек, гороха, фасоли, бобов, словом любых неровностей пола. При этом он может быть в толстых носках, но не в обуви (даже на тонкой подошве).

 Очень большое значение имеет лечебная физкультура. Такую физкультуру можно делать и во время игры с ребенком, ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазать по шведской стенке.

  В детстве полное излечение плоскостопие еще вполне реально. Ежедневную зарядку для “разленившихся” мышц стоп делают с помощью массажа, контрастных ванночек и специальной гимнастики. По вечерам понежьте ноги ребенка в горячей ванночке с тонизирующим настоем ромашки, хвойного экстракта или морской соли. Погладьте распаренные стопы, а потом с усилием разомните большими пальцами или кулаком. Особенно энергично разомните наружный край стопы — именно он должен быть самым сильным. После разминания облейте ноги холодной водой или протрите кусочком льда.

  Основной период лечебного курса направлен на достижение коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружном своде стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления — ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводятся в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями детей.

В исходном положении лежа на спине:

  • Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием (разворотом наружу).
  • Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).
  • Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение — приведение пяток с упором на пальцы стоп.
  • Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

  • Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.
  • Производить тыльное сгибание стоп поочередно.
  • Приподнимать пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
  • Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.
  • Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.
  • Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.

В исходном положении стоя:

  • Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.
  • Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
  • Стопы параллельны, переход в положение стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.
  • Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы

параллельно.

  • Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
  • Стоя на рейке гимнастической станки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.
  • Стоя на набивном мяче, приседания в сочетании с движениями рук.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

Одной из важных  функций стопы является расположение особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

Упражнения с массажным мячом

Переложи игрушки

«Собери платочек в маленький комочек»

«Покатай палку»

Массаж стоп на массажном коврике

    Лечение и реабилитация больных плоскостопием очень сложна, поэтому чрезвычайно важна профилактика развития плоскостопия.

      В младшем возрасте детям необходимы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, т.е. естественная тренировка мышц голени, когда активно поддерживается свод стопы — так называемый рефлекс щажения. Необходимо вырабатывать правильную походку — избегать разведения носков при ходьбе.

РАСТИТЕ МАЛЫШЕЙ ЗДОРОВЫМИ!

Список использованной литературы:

            1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М: «ВАКО», 2004, 296с. – (Педагогика. Психология. Управление)

             2. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/под общей ред. проф. С.Н.Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.  (с.229 – 238)

  3. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения /авт.-сост.Т.Г. Анисимова, С.А.Ульянова; под ред. Р.А.Ереминой. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146с.

            4. baby2000.ru›answer/ploskostopie.html



Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия,

как правильно выбрать обувь ребенку.

(подготовила инструктор по физической культуре: Митрофанова Е.В.)

Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет удобная обувь, подобранная строго по ноге.

1. Обувь должна соответ-ствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7мм., учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли.

2. Подошва должна быть гибкой.Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 250.

Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

        Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.

3. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук, делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной – это приводит к снижению позвоночного свода и формированию поперечного плоскостопия.

        Итак, высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.

4. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).

5. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочнуюфиксацию вносочной части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.

6. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.

7. Для обеспечения оптимального температурно-влажного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия.

 8. При начинающемся плоскостопии, кроме того, необходимо уменьшить    нагрузки на свод стопы при стоянии и ходьбе, вкладывая в обувь супинаторы (специальные стельки с возвышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др.).

Таким образом, мы видим что стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм.

Список использованной литературы:

            1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М: «ВАКО», 2004, 296с. – (Педагогика. Психология. Управление)

             2. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/под общей ред. проф. С.Н.Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.  (с.229 – 238)

            3. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения /авт.-сост.Т.Г. Анисимова, С.А.Ульянова; под ред. Р.А.Ереминой. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицкой Зои Владимировны на 2013-2014 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицко...

Консультация "Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду."

Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей...

Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».

Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду»....

Занятия по физической культуре в период адаптации детей к детскому саду.

Занятия физической культурой в период адаптации детей к детскому саду имеют свои сложности. Совместная работа педагогов специалистов и родителей приведет к более быстрой адаптации ребенка к детскому с...

Статья «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».

Статья будет интересна для педагогов работающих с детьми с ОВЗ...