Особенности ознакомления с окружающим миром детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

январева наталья александровна

Данная статья поможет педагогам найти правильный подход к ознакомлению детей с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления с окружающим миром на третьем году жизни.

  На третьем году жизни начинается дошкольный период детства. Всё то, что малыш приобрёл на втором году жизни, создаёт предпосылки к качественному переходу на новый этап ознакомления с окружающим.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   К началу третьего года жизни восприятия и память ребенка, внимание и образное мышление достигает высокого уровня.

  Малыш полнее понимает речь окружающих людей без наглядного сопровождения. Ребенок активнее овладевает навыками видами деятельности: лепкой, аппликацией, рисованием.

  Ребенок понимает понимать более сложные по содержанию литературные произведения.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети активнее используют в игре предметы-заиестители (карандаш – градусник, кирпичик – телефон и т.п.).

  Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе бытовой, трудовой или игровой деятельности формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к данной группе: одежда (платье, кофта и т.п.), посуда (ложка, тарелка и т.п.).

  На более высоком уровне осуществляется ориентировка ребенка в окружающем: человек и его жилище; человек и его растительный мир и т.п. Эти представления на протяжении третьего года жизни формируются постепенно – в процессе неоднакратных рассказов взрослого и наблюдений.

  Учённые отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствия заинтересовавших их ситуаций. Общение со взрослыми начинаетносить познавательный характер.

  Знакомя ребёнка с окружающей действительностью, педагог решает как образовательные, так и воспитательные задачи: формирует первый практический опыт к проявлению сопереживания и вниманию.

  Наблюдая за взаимототношениями взрослых, ребёнок учится жить по принципу: человек человеку – друг, товарищ и брат.

  Явления общественной жизни для ребёнка начинают выступать также на фоне простейших представлений о челвеке и его деятельности.

  Педагог продолжает знакомить детей с бытовым трудом взрослых, привлекает малышей к посильным трудовым действиям, предоставляя им самостоятельность.

  Детей продолжают знакомить с явлениями общественной жизни, используя яркие впечатления праздника, вызывая эмоциональные сопереживания со взрослыми.

  Особый интерес у малышей вызывает животный мир. Детей учат называть не только животных, но и их детёнышей. Педагог продолжает воспитывать у детей заботливое отношение и добрые чувства к животным.

  Значительное место в работе сдетьми отводится знакомству с растительным миром. В зависимости от времении года, малыши наблюдают за растениями в природе, при этом обогащают словарный запас (корень, стебель, листья, ветви, ствол и т.п.), и актуализируют свои знания о строении растений, о способах ухаживания за ними.

  На третьем году начинается ознакомление с родным краем, с городом, с улицами. Педагоги прививают любовь к своей Родине.

  Пытливый взгляд ребенка формирует представление о мире, в котором всё находится в движении, меняет свои состояния. У малыша постепенно складывается впечатления об окружающих предметах и явлениях в их развитии.

Использованная литература:

  1. Л.Н. Павлова – Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.,1980
  3. А.М. Фонарев – Ребенок и среда. – М.,1974.
  4. С.Л. Новоселова – Развитие мышления в раннем возрасте.- М.,1978

                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника в...

Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста

•В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника ...

НОД (ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста)."Где вода - там жизнь"

1.    Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).2.    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидко...

Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»

Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Цель:Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей младшего дошкольного возраста....

Особенности представлений об окружающем мире детей с умственной отсталостью

В статье раскрываются особенности представлений об окружающем мире детей с УО....