Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семичева Татьяна Анатольевна

 Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  выявленными трудностями у детей 5-6 лет в овладении основными неречевыми средствами общения. Поэтому в группе ведется системная, целенаправленная  работа . Особое внимание  уделяется формированию алгоритма восприятия лица и тела (мимика, жесты, поза), словесному описанию эмоциональных состояний и характеристике их внешних проявлений у себя, собеседника, сказочного персонажа, формированию умений управлять своими эмоциями, привитию навыков культурного общения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67»компенсирующего вида

Конспект

НОД по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста

«На планете Добрячки»

Выполнил воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 67»

Семичева Т.А.

Дзержинск 2014

Участники: воспитанники старшей группы.

Вид НОД: интегрированная

Форма деятельности: путешествие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Форма проведения НОД – фронтальная. На НОД присутствовало 14 детей

Место проведения НОД-групповая комната.

Цель: Способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от совместной деятельности, формирование умения быть внимательным к сверстникам,мотивирование детей на изучение собственного эмоционального мира.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять в определении базовых эмоций;

-формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой- средствами человеческого общения).

Развивающие:

-развивать активный словарь понятий обозначающих эмоции.

Воспитательные:

-воспитывать чувство сопереживания.

Аннотация:

Деятельность является частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, на которой дети проживают различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.

Оборудование: настенный экран, ноутбук, проектор, запись музыки В. Шаинского « От улыбки хмурый день светлей»,  фонограмма записи Голоса Солнечного Зайчика, Голоса Добрячков, стульчики по количеству детей, слайды «космический корабль», «облака по форме напоминающие разных животных», «звезды и планеты», «планета Добрячки серая и унылая», «лица Добрячков с разными эмоциями», заготовки масок, цветные карандаши ,полуготовые эскизы и карточки для самоконтроля и срисовывания, разрезные картинки с лицами Добрячков, на которых изображена эмоция безразличия.

Ключевые слова: эмоции, эмоция безразличия.

Дифференцированный подход:

1.По словарной работе:

Низкий уровень: задания репродуктивного характера

- структурирование высказывания (повторение ответа за воспитателем или более сильными детьми) 2 человека.

- косвенные вопросы к ребенку (уточнение вопроса), пояснение, использование технологий наглядного моделирования, одобрение детского интереса к выполнению задания, поощрения. 1 человек

Средний уровень: незначительная помощь воспитателя, предвосхищающая оценка (у тебя получится), задания с элементами сравнения и анализа, повторение воспитателем инструкции - направляющая помощь.  7 человек

Высокий уровень: построение сложных предложений, проблемные ситуации, проблемные вопросы с объяснениями, похвала. 3 человека.

2.В практической деятельности:

индивидуально- дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития

- дифференциация задания ( полуготовые эскизы масок для детей с нарушением мелкой моторики рук (3 человека)

- карточки-пикторгаммы для самоконтроля и срисовывания для детей с низким уровнем развития по необходимости (5 человек)).

Методы и приемы:

Игровая мотивация, рассматривание, показ, объяснения, вопросы и ответы, проблемные  ситуации, художественное слово, практическая деятельность, упражнения подражательно- исполнительного характера, поощрения.

Предварительная работа с детьми:проведение упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций у дошкольников, Игры: «Пиктограммы»,  «Я радуюсь, когда…» ,«Волшебный мешочек, «Лото настроений»;прослушивание музыкальных произведений (Музыка композиторов Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона), разыгрывание этюдов и сценок, рассматривание иллюстраций, составление и разгадывание загадок по теме «Эмоции», чтение художественной литературы :р.н.с. «Гуси-лебеди», « Петушок и бобовое зернышко», С.Маршак « Сказка о глупом мышонке», Н. Носов «Живая шляпа», И. Токмакова «Мне грустно».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Наглядное пособие "Узнай эмоцию", дидактические  игры «Наши эмоции», «Яблоки настроений», «Какое настроение», «Конструктор эмоций».

В нашей группе доброй традицией стала  хороводная игра «Каравай»; поздравление и пожелания в кругу;   вручение подарка,  изготовленного  своими руками на день рождения

Взаимодействие с семьей:

Выставка « В мире детских чувств и эмоций», чтение К Чуковский « Краденое солнце»(эмоция печали и страха), К. Ушинский «Четыре желания»(эмоция радости),выставка детских рисунков о семье.

Взаимодействие со специалистами :Учет рекомендаций  психолога в индивидуальной работе, в НОД;учет рекомендаций логопеда для  детей с речевыми нарушениями.

                    №

Слова и действия педагога

1.Вводная часть

2. Основная часть.

Звучит песня В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей».

Звучит Голос (фонограмма)

-Привет, ребята!

(Через проектор  по стенам и потолку бегает солнечный зайчик)

Воспитатель акцентирует внимание детей на солнечном зайчике.

- Ребята, посмотрите- это явление природы. А называется это явление природы, как дикое животное.

-Вы догадались, как?

- Правильно, молодцы!

Солнечный Зайчик:

-Я заглянул к вам в гости. Когда я появляюсь, все вокруг радуются!

Солнечный Зайчик:

 - Ребята, а какое у вас настроение?

Воспитатель:

 - А у меня, к сожалению, сегодня грустное настроение. Я немного устала.

Солнечный Зайчик :

- А давайте, я вас порадую, прыгну к вам на ладошку.

(в руке у педагога появляется «Солнечный Зайчик»)

Солнечный Зайчик:

- Ну, что, улучшилось Ваше настроение?

Воспитатель:

- Спасибо, Солнечный Зайчик! Сразу стало тепло и солнечно на душе!

Солнечный Зайчик:

- Я приглашаю  вас встать в круг и  поиграть со мной в игру «Я радуюсь, когда…»!

(вместе с воспитателем встают в круг)

Солнечный Зайчик:

- Я буду по очереди прыгать к каждому из вас на ладошку, называть по имени и спрашивать:

-…. когда ты радуешься?

Саша скажет: - Я радуюсь, когда….

Саша рассказывает, когда он радуется , затем солнечный зайчик прыгает на ладошку следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: (имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?

Солнечный Зайчик:

-А теперь вспомним случаи, когда вам грустно. (продолжается игра)

- Когда вы злитесь.

- Когда вы удивляетесь?

Солнечный Зайчик:

- Как здорово у вас получается. Какие вы умные, дружные. Вот теперь я понял, что именно такие ребята, как вы, смогут  мне помочь.

Воспитатель:

- А что случилось у тебя?

Солнечный Зайчик:

- Я бываю на многих планетах. И вот на одной планете «Добрячки» случилась беда. Прилетели космические пираты и заколдовали жителей. Теперь у них стали одинаковые лица и им очень нужна ваша помощь.

Воспитатель:

-Ребята, поможем жителям планеты?

-Вы готовы стать космонавтами и отправиться в путь?

-Ведь предстоит дальний путь к неизведанной планете, где нас могут поджидать опасности.

-Справимся? Не побоитесь?

-Тогда собираемся  скорее на Космодром.

(Проводится физкультминутка)

(

Физкультминутка

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета 
(Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс
 (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: 
(остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

(На экране появляется космический корабль и

Голос сообщает:

- Через 10 секунд мы взлетаем)

Солнечный Зайчик:- Вокруг себя обернитесь, в космонавтов превратитесь и на космическом корабле очутитесь.

Солнечный Зайчик:

-5, 4, 3, 2, 1, 0- Пуск. Полетели.

Воспитатель:

-Космонавты, будьте внимательны, ведём наблюдение за  космическими объектами.

( Включается проектор. Мимо детей сначала пролетают облака, а потом звезды и планеты, созданные с помощью компьютерной графики).

Воспитатель:

- Ой, ребята, я вижу облачко, оно такое смешное. Похоже на сладкую вату.

-А что видите вы, ребята?

Воспитатель:

-Посмотрите, мимо пролетают звезды и планеты.

Солнечный Зайчик:

- Значит мы уже совсем близко к планете «Добрячки».

(Фонограмма голоса: -Пристегните ремни, мы идем на посадку.)

(вместе с воспитателем имитируют пристегивание).

Наш корабль успешно приземлился на планету «Добрячки». Экипаж может покинуть корабль и выйти в космическое пространство. Будьте осторожны.

Воспитатель:

- Ребята, вам не страшно здесь?

-Что будем делать? Улетим обратно или останемся помогать?

-Ну что, готовы идти?

Картинка на проекторе меняется. Появляется планета «Добрячки» серая, тусклая.

Воспитатель:

- А что здесь произошло? Почему кругом серо, уныло?

Солнечный Зайчик:

- Космические пираты забрали у жителей все эмоции. И вся планета стала блеклой и может совсем угаснуть.

Воспитатель и Солнечный Зайчик:

- Ребята, как же нам помочь вернуть жителям планеты разное настроение или эмоции. Вы знаете?

Воспитатель:

- Как здорово и правильно вы все сказали.

-А ведь можно еще  нарисовать маски с разными настроениями, оживить их и подарить жителям планеты, согласны?

Воспитатель:

- А что вам понадобиться для изготовления масок?

Воспитатель:

- Все материалы, которые вы назвали, мы захватили с собой. Только давайте договоримся, что будем рисовать разные маски чтобы не получилось одинаковых, ведь нам нужны разные маски, изображающие разные настроения.

-Кто из вас и какую маску будет рисовать?

Изготовление масок. Педагог помогает при выполнении.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, у всех получились разные маски, изображающие различные эмоции.

-Как вы думаете они помогут жителям?

-Попробуем их оживить.

А потом подарим «живые» маски эмоций жителям. Они наденут их и тогда уж точно колдовство космических пиратов развеется.

(Играют в игру «Оживи маску».

(Выходят  в центр, берут свою маску, надевают ее, стараются передать настроение этой маски. А другие участники угадывают.

(Проигрываются все эмоции).

Воспитатель и Солнечный Зайчик:

-Молодцы, ребята!

Воспитатель:

- Солнечный Зайчик, ты сказал, что у жителей планеты после колдовства стали одинаковые лица. А какие?

Солнечный Зайчик:

- А это вы узнаете, когда увидите их фотографии.

(вынимает фотографии)

- Ой! Но к сожалению, фотографии рассыпались, а кусочки перемешались.

Воспитатель:

- Что же теперь делать? Ребята, может быть вы знаете?

 - Правильно!

- Предлагаю разделиться на две команды и поиграть «Кто быстрее соберет фотографию наших друзей»

- Для этого работайте  дружно!

( воспитатель косвенно помогает той команде, которая отстает)

Воспитатель:

- Какое выражение получилось на собранных вами фотографиях?

Воспитатель:

- Космические пираты заколдовали жителей  этой планеты и теперь их лица показывают совершенно новую для нас эмоцию.

-Ребята, как вы думаете, что изображено на лицах добрячков?

Рассмотрим их.

Выслушивает варианты ответов детей.

Солнечный Зайчик:

- Ребята, вы все правильно заметили. Жители стали безразличны ко всему. Их ничто не радует, им ничего не нужно. Они спокойны.

Такая эмоция называется- Эмоция Безразличия!

( Включается проектор. Появляется планета «Добрячки» и  ее жители. У всех на лицах эмоция Безразличия.)

Воспитатель:

- Как жалко жителей.

Ребята, что мы сможем сделать?

-Солнечный Зайчик, мы с ребятами дарим жителям планеты «Добрячки» эти маски эмоций. И надеемся, что они вспомнят разные эмоции и жизнь их будет разнообразной и интересной.

Воспитатель:

-Солнечный Зайчик, быстрее передавай наши маски Добрячкам!

(Как только свет Солнечного зайчика касается масок(зажигается фонарик ), на экране появляются различные эмоции. Дети отвлекаются, маски убираются и идет рассматривание Добрячков на настенном  экране.

Фонограмма Голоса одного из Добрячков:

- Спасибо, ребята! Вы сделали большое доброе дело! Космические пираты не смогут больше нас заколдовать, ведь у нас есть волшебные маски эмоций и такие верные друзья как вы.

Солнечный Зайчик:

- Спасибо, ребята, за помощь! Но вам пора в детский сад возвращаться. А я остаюсь на планете «Добрячки». До свидания, друзья!

Воспитатель:

-Наша миссия выполнена, значит мы можем вернуться в детский сад?

(На экране появляется космический корабль).

Голос: - Наш корабль отправляется на планету Земля.

В воображаемом полете идет рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы узнали, что на планете «Добрячки» случилась беда?

- А что вы испытали, когда  оказали помощь жителям?

Как называют  жителей планеты? Как вы думаете , почему?

-С каким из добрячков вы бы хотели подружиться? Дайте ему имя.

- О чем бы  вы рассказали  своим родителям и друзьям?

(Выключается экран)

Воспитатель:- Вот мы и вернулись в садик! Спасибо всем за помощь!

-Вы молодцы, настоящие герои, настоящие друзья не побоялись, помогли добрячкам. Я желаю вам доброго, хорошего настроения на весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста)."Где вода - там жизнь"

1.    Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).2.    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидко...

Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста: "Всё о саде"

В представленном материале в игровой занимательной форме с использованием различных моделей( наглядных, схематических, предметных), проводятся параллели и нахождения сходства и различия между такими п...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Профессия - швея»

Программное содержание:Ø Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.Ø Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи.Ø Развивать представления детей об инструментах и тканях, используем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

"Богатыри земли русской". Совместная образовательная деятельность по развитию познавательных способностей для ознакомления с социальным миром детей старшего дошкольного возраста.

Электронный образовательный ресурс создан с целью обеспечения наглядности изучаемых объектов по заданной теме. Задачи:- рассказать дошкольникам о первых защитниках Отечетства (богатырях), об их в...

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....