Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с выявленными трудностями у детей 5-6 лет в овладении основными неречевыми средствами общения. Поэтому в группе ведется системная, целенаправленная работа . Особое внимание уделяется формированию алгоритма восприятия лица и тела (мимика, жесты, поза), словесному описанию эмоциональных состояний и характеристике их внешних проявлений у себя, собеседника, сказочного персонажа, формированию умений управлять своими эмоциями, привитию навыков культурного общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67»компенсирующего вида
Конспект
НОД по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста
«На планете Добрячки»
Выполнил воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 67»
Семичева Т.А.
Дзержинск 2014
Участники: воспитанники старшей группы.
Вид НОД: интегрированная
Форма деятельности: путешествие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Форма проведения НОД – фронтальная. На НОД присутствовало 14 детей
Место проведения НОД-групповая комната.
Цель: Способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от совместной деятельности, формирование умения быть внимательным к сверстникам,мотивирование детей на изучение собственного эмоционального мира.
Задачи:
Образовательные:
-упражнять в определении базовых эмоций;
-формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой- средствами человеческого общения).
Развивающие:
-развивать активный словарь понятий обозначающих эмоции.
Воспитательные:
-воспитывать чувство сопереживания.
Аннотация:
Деятельность является частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, на которой дети проживают различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.
Оборудование: настенный экран, ноутбук, проектор, запись музыки В. Шаинского « От улыбки хмурый день светлей», фонограмма записи Голоса Солнечного Зайчика, Голоса Добрячков, стульчики по количеству детей, слайды «космический корабль», «облака по форме напоминающие разных животных», «звезды и планеты», «планета Добрячки серая и унылая», «лица Добрячков с разными эмоциями», заготовки масок, цветные карандаши ,полуготовые эскизы и карточки для самоконтроля и срисовывания, разрезные картинки с лицами Добрячков, на которых изображена эмоция безразличия.
Ключевые слова: эмоции, эмоция безразличия.
Дифференцированный подход:
1.По словарной работе:
Низкий уровень: задания репродуктивного характера
- структурирование высказывания (повторение ответа за воспитателем или более сильными детьми) 2 человека.
- косвенные вопросы к ребенку (уточнение вопроса), пояснение, использование технологий наглядного моделирования, одобрение детского интереса к выполнению задания, поощрения. 1 человек
Средний уровень: незначительная помощь воспитателя, предвосхищающая оценка (у тебя получится), задания с элементами сравнения и анализа, повторение воспитателем инструкции - направляющая помощь. 7 человек
Высокий уровень: построение сложных предложений, проблемные ситуации, проблемные вопросы с объяснениями, похвала. 3 человека.
2.В практической деятельности:
индивидуально- дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития
- дифференциация задания ( полуготовые эскизы масок для детей с нарушением мелкой моторики рук (3 человека)
- карточки-пикторгаммы для самоконтроля и срисовывания для детей с низким уровнем развития по необходимости (5 человек)).
Методы и приемы:
Игровая мотивация, рассматривание, показ, объяснения, вопросы и ответы, проблемные ситуации, художественное слово, практическая деятельность, упражнения подражательно- исполнительного характера, поощрения.
Предварительная работа с детьми:проведение упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций у дошкольников, Игры: «Пиктограммы», «Я радуюсь, когда…» ,«Волшебный мешочек, «Лото настроений»;прослушивание музыкальных произведений (Музыка композиторов Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона), разыгрывание этюдов и сценок, рассматривание иллюстраций, составление и разгадывание загадок по теме «Эмоции», чтение художественной литературы :р.н.с. «Гуси-лебеди», « Петушок и бобовое зернышко», С.Маршак « Сказка о глупом мышонке», Н. Носов «Живая шляпа», И. Токмакова «Мне грустно».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Наглядное пособие "Узнай эмоцию", дидактические игры «Наши эмоции», «Яблоки настроений», «Какое настроение», «Конструктор эмоций».
В нашей группе доброй традицией стала хороводная игра «Каравай»; поздравление и пожелания в кругу; вручение подарка, изготовленного своими руками на день рождения
Взаимодействие с семьей:
Выставка « В мире детских чувств и эмоций», чтение К Чуковский « Краденое солнце»(эмоция печали и страха), К. Ушинский «Четыре желания»(эмоция радости),выставка детских рисунков о семье.
Взаимодействие со специалистами :Учет рекомендаций психолога в индивидуальной работе, в НОД;учет рекомендаций логопеда для детей с речевыми нарушениями.
№ | Слова и действия педагога |
1.Вводная часть 2. Основная часть. | Звучит песня В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей». Звучит Голос (фонограмма) -Привет, ребята! (Через проектор по стенам и потолку бегает солнечный зайчик) Воспитатель акцентирует внимание детей на солнечном зайчике. - Ребята, посмотрите- это явление природы. А называется это явление природы, как дикое животное. -Вы догадались, как? - Правильно, молодцы! Солнечный Зайчик: -Я заглянул к вам в гости. Когда я появляюсь, все вокруг радуются! Солнечный Зайчик: - Ребята, а какое у вас настроение? Воспитатель: - А у меня, к сожалению, сегодня грустное настроение. Я немного устала. Солнечный Зайчик : - А давайте, я вас порадую, прыгну к вам на ладошку. (в руке у педагога появляется «Солнечный Зайчик») Солнечный Зайчик: - Ну, что, улучшилось Ваше настроение? Воспитатель: - Спасибо, Солнечный Зайчик! Сразу стало тепло и солнечно на душе! Солнечный Зайчик: - Я приглашаю вас встать в круг и поиграть со мной в игру «Я радуюсь, когда…»! (вместе с воспитателем встают в круг) Солнечный Зайчик: - Я буду по очереди прыгать к каждому из вас на ладошку, называть по имени и спрашивать: -…. когда ты радуешься? Саша скажет: - Я радуюсь, когда…. Саша рассказывает, когда он радуется , затем солнечный зайчик прыгает на ладошку следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: (имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься? Солнечный Зайчик: -А теперь вспомним случаи, когда вам грустно. (продолжается игра) - Когда вы злитесь. - Когда вы удивляетесь? Солнечный Зайчик: - Как здорово у вас получается. Какие вы умные, дружные. Вот теперь я понял, что именно такие ребята, как вы, смогут мне помочь. Воспитатель: - А что случилось у тебя? Солнечный Зайчик: - Я бываю на многих планетах. И вот на одной планете «Добрячки» случилась беда. Прилетели космические пираты и заколдовали жителей. Теперь у них стали одинаковые лица и им очень нужна ваша помощь. Воспитатель: -Ребята, поможем жителям планеты? -Вы готовы стать космонавтами и отправиться в путь? -Ведь предстоит дальний путь к неизведанной планете, где нас могут поджидать опасности. -Справимся? Не побоитесь? -Тогда собираемся скорее на Космодром. (Проводится физкультминутка) ( Физкультминутка Мы пойдём на космодром, (Шагают) (На экране появляется космический корабль и Голос сообщает: - Через 10 секунд мы взлетаем) Солнечный Зайчик:- Вокруг себя обернитесь, в космонавтов превратитесь и на космическом корабле очутитесь. Солнечный Зайчик: -5, 4, 3, 2, 1, 0- Пуск. Полетели. Воспитатель: -Космонавты, будьте внимательны, ведём наблюдение за космическими объектами. ( Включается проектор. Мимо детей сначала пролетают облака, а потом звезды и планеты, созданные с помощью компьютерной графики). Воспитатель: - Ой, ребята, я вижу облачко, оно такое смешное. Похоже на сладкую вату. -А что видите вы, ребята? Воспитатель: -Посмотрите, мимо пролетают звезды и планеты. Солнечный Зайчик: - Значит мы уже совсем близко к планете «Добрячки». (Фонограмма голоса: -Пристегните ремни, мы идем на посадку.) (вместе с воспитателем имитируют пристегивание). Наш корабль успешно приземлился на планету «Добрячки». Экипаж может покинуть корабль и выйти в космическое пространство. Будьте осторожны. Воспитатель: - Ребята, вам не страшно здесь? -Что будем делать? Улетим обратно или останемся помогать? -Ну что, готовы идти? Картинка на проекторе меняется. Появляется планета «Добрячки» серая, тусклая. Воспитатель: - А что здесь произошло? Почему кругом серо, уныло? Солнечный Зайчик: - Космические пираты забрали у жителей все эмоции. И вся планета стала блеклой и может совсем угаснуть. Воспитатель и Солнечный Зайчик: - Ребята, как же нам помочь вернуть жителям планеты разное настроение или эмоции. Вы знаете? Воспитатель: - Как здорово и правильно вы все сказали. -А ведь можно еще нарисовать маски с разными настроениями, оживить их и подарить жителям планеты, согласны? Воспитатель: - А что вам понадобиться для изготовления масок? Воспитатель: - Все материалы, которые вы назвали, мы захватили с собой. Только давайте договоримся, что будем рисовать разные маски чтобы не получилось одинаковых, ведь нам нужны разные маски, изображающие разные настроения. -Кто из вас и какую маску будет рисовать? Изготовление масок. Педагог помогает при выполнении. Воспитатель: - Молодцы ребята, у всех получились разные маски, изображающие различные эмоции. -Как вы думаете они помогут жителям? -Попробуем их оживить. А потом подарим «живые» маски эмоций жителям. Они наденут их и тогда уж точно колдовство космических пиратов развеется. (Играют в игру «Оживи маску». (Выходят в центр, берут свою маску, надевают ее, стараются передать настроение этой маски. А другие участники угадывают. (Проигрываются все эмоции). Воспитатель и Солнечный Зайчик: -Молодцы, ребята! Воспитатель: - Солнечный Зайчик, ты сказал, что у жителей планеты после колдовства стали одинаковые лица. А какие? Солнечный Зайчик: - А это вы узнаете, когда увидите их фотографии. (вынимает фотографии) - Ой! Но к сожалению, фотографии рассыпались, а кусочки перемешались. Воспитатель: - Что же теперь делать? Ребята, может быть вы знаете? - Правильно! - Предлагаю разделиться на две команды и поиграть «Кто быстрее соберет фотографию наших друзей» - Для этого работайте дружно! ( воспитатель косвенно помогает той команде, которая отстает) Воспитатель: - Какое выражение получилось на собранных вами фотографиях? Воспитатель: - Космические пираты заколдовали жителей этой планеты и теперь их лица показывают совершенно новую для нас эмоцию. -Ребята, как вы думаете, что изображено на лицах добрячков? Рассмотрим их. Выслушивает варианты ответов детей. Солнечный Зайчик: - Ребята, вы все правильно заметили. Жители стали безразличны ко всему. Их ничто не радует, им ничего не нужно. Они спокойны. Такая эмоция называется- Эмоция Безразличия! ( Включается проектор. Появляется планета «Добрячки» и ее жители. У всех на лицах эмоция Безразличия.) Воспитатель: - Как жалко жителей. Ребята, что мы сможем сделать? -Солнечный Зайчик, мы с ребятами дарим жителям планеты «Добрячки» эти маски эмоций. И надеемся, что они вспомнят разные эмоции и жизнь их будет разнообразной и интересной. Воспитатель: -Солнечный Зайчик, быстрее передавай наши маски Добрячкам! (Как только свет Солнечного зайчика касается масок(зажигается фонарик ), на экране появляются различные эмоции. Дети отвлекаются, маски убираются и идет рассматривание Добрячков на настенном экране. Фонограмма Голоса одного из Добрячков: - Спасибо, ребята! Вы сделали большое доброе дело! Космические пираты не смогут больше нас заколдовать, ведь у нас есть волшебные маски эмоций и такие верные друзья как вы. - Спасибо, ребята, за помощь! Но вам пора в детский сад возвращаться. А я остаюсь на планете «Добрячки». До свидания, друзья! Воспитатель: -Наша миссия выполнена, значит мы можем вернуться в детский сад? (На экране появляется космический корабль). Голос: - Наш корабль отправляется на планету Земля. В воображаемом полете идет рефлексия. Воспитатель: - Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы узнали, что на планете «Добрячки» случилась беда? - А что вы испытали, когда оказали помощь жителям? Как называют жителей планеты? Как вы думаете , почему? -С каким из добрячков вы бы хотели подружиться? Дайте ему имя. - О чем бы вы рассказали своим родителям и друзьям? (Выключается экран) Воспитатель:- Вот мы и вернулись в садик! Спасибо всем за помощь! -Вы молодцы, настоящие герои, настоящие друзья не побоялись, помогли добрячкам. Я желаю вам доброго, хорошего настроения на весь день! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД (ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста)."Где вода - там жизнь"
1. Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидко...
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста: "Всё о саде"
В представленном материале в игровой занимательной форме с использованием различных моделей( наглядных, схематических, предметных), проводятся параллели и нахождения сходства и различия между такими п...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Профессия - швея»
Программное содержание:Ø Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.Ø Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи.Ø Развивать представления детей об инструментах и тканях, используем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...
"Богатыри земли русской". Совместная образовательная деятельность по развитию познавательных способностей для ознакомления с социальным миром детей старшего дошкольного возраста.
Электронный образовательный ресурс создан с целью обеспечения наглядности изучаемых объектов по заданной теме. Задачи:- рассказать дошкольникам о первых защитниках Отечетства (богатырях), об их в...
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....