Они творили во имя Победы
методическая разработка (старшая группа)
Закреплять знания о празднике 9 Мая. Раскрыть роль поэтического творчества в воспитании любви к Родине, ненависти к врагу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_den_pobedy_v_detskom_sadu.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Они творили во имя Победы
конспект физкультурного досуга для детей
старшего дошкольного возраста
Описание работы: данный материал может быть полезен инструкторам по ФК, музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель: Создать праздничное, радостное настроение у всех участников мероприятия: детей, родителей, гостей.
Задачи: Закреплять знания о празднике 9 Мая. Раскрыть роль поэтического творчества в воспитании любви к Родине, ненависти к врагу.
Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость, а так же координационные способности дошкольников.
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины, желание быть достойными наследниками защитников – героев.
ХОД:
Под фонограмму песни «День Победы» Д. Тухманова дети маршем входят в зал, останавливаются вдоль боковых стен зала. В центре зала - мультимедийный экран.
(Включить проектор)
Ведущий :( слайд 1). Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний день. (слайд 2).
Все встают около стульчиков и исполняют «Песенка о мире»,
музыка и слова Е. Шаламоновой (см. журнал «Музыкальный руководитель», № 1, 2007 г., с. 32).
Ведущий :( слайд 3).
— Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Звучит запись «Священная война».
Ведущий : — Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.
Слова, которые люди услышали по радио в те далекие года, не будут забыты никогда. Они били прямо в сердце. ( слайд 4).
Включается аудиозапись.
«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза!»
Ведущий :( слайд 5). — Это было вероломное нападение. Гитлер хотел молниеносным ударом захватить нашу Родину.
Выходят дети-чтецы и участвующие в инсценировке — связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик. Все они располагаются по периметру зала.
Ребенок-чтец:( слайд 6). (девочка):
— Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывет над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Ребенок-чтец (мальчик):
— Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали —
Так началась война.
Дети-чтецы проходят на стульчики. Далее идет инсценировка.
Связист (надевает наушники): (слайд 7).
— Алло, Юпитер!? Я Алмаз!
Почти совсем не слышу вас…
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого): ( слайд 8).
— Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль): ( слайд 9).
— На горизонте самолет.
По курсу — полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Автоматчик: ( слайд 10).
— Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Летчики над картой: ( слайд 11).
— Пехота здесь, а танки тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ…
Все вместе: — Противник не уйдет от нас!
Участники инсценировки возвращаются на свои места.
Ведущий : — Были у нас автоматы и пушки, танки и самолеты. Но на вооружении армии были еще и песни, и стихи, которые заставляли ненавидеть врага и звали в бой.
( слайд 12). Марийская литература, как неотъемлемая и составная часть всей советской многонациональной литературы, в годы войны жила интересами народа. Вместе со всем многомиллионным советским народом марийские писатели грудью встали на защиту Родины. Многие писатели надели солдатские шинели, перо сменили на оружие и на передовой линии фронта в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками показывали образцы мужества и героизма. Защищая Родину, смертью храбрых погибли В. Элмар, Ш. Булат, П. Першут, А. Айзенворт, П. Ланов и другие. Они отдали Отчизне самое дорогое, что есть у человека — жизнь. Между боями из-под пера писателей-фронтовиков выходили рассказы, очерки, фронтовые записки, поэмы, баллады, стихотворения.
И слово было оружием. В своих передачах с фронтов радиожурналисты представляли широкую картину военных сражений, приковывали внимание к небольшой точке фронта, группе бойцов, даже к отдельному бойцу. «Их материалы говорили: «Смотрите, какое нечеловеческое мужество у наших людей, они стоят насмерть, умирают, но не сдаются. И каждым своим подвигом приближают Победу!»
Дневники, мемуары, очерки, статьи, стихи и проза – десятки, сотни документальных и художественных произведений доносят до нас историю Великой Отечественной войны, историю подвигов.
( слайд 13).
Сердцем слышу земли
Добрый голос живой,
Словно крылья растут
У меня за спиной.
Песня рвется из сердца,
И радостно жить…
Мать-земля,
Буду вечно тебе я служить.
Эти строки – своеобразное кредо, определившее творчество известного марийского поэта Макса Майна (Степанова Максима Степановича). Его имя принадлежит к поколению писателей и поэтов, которые «к штыку приравняли перо» и внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
В начале 1942 г. М.Степанов был призван в ряды Красной Армии. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Западном фронте, Орловско-Курском направлении, дошел до Германии, участвовал в штурме Берлина. По воспоминаниям самого поэта, он оставил автограф на стенах рейхстага.
В годы войны М.Майн выпустил три книги: «Клятва», «Родина верч! Сталин верч!» («За Родину! За Сталина!»), «Патыр-шамыч» («Богатыри»). Публиковался во фронтовых газетах, в альманахе «Родина верч», в республиканской периодической печати.
Впечатления военных лет определили особенности творчества Макса Майна. В его стихах и поэмах, в размышлениях и воспоминаниях ведущее место занимала героико-патриотическая тема. Военным событиям Макс Майн посвятил книгу фронтовых записок «Салтакын ужмыжо» («Глазами солдата»), «Клятва», «Родина верч!», «Патыр-шамыч» («Богатыри»), драму «Ануш», спектакль по которой был поставлен на сцене Маргостеатра им.М.Шкетана. Поэтом также были написаны героические баллады, сказки. В своем творчестве писатель часто обращался к марийскому фольклору.
Боевой и трудовой подвиг Макса Майна был отмечен многими правительственными наградами. В годы войны он был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, позже — медалью «За трудовую доблесть», а в 1985 — орденом Отечественной войны.
Чтец: «Все дорого мне»
В бой иду, как витязь древний,
За тебя, моя земля.
За привольные деревни,
За широкие поля.
И земли мне этой милой
Горстка даже дорога.
Стань, родимая, могилой
Для бесчестного врага.
Брянский лес, степные дали
И орловские поля,
Где врагов мы грозно гнали,
Это все – моя земля.
Пусть я раньше здесь и не был,
Но как будто с давних пор
Мне знакомо это небо,
Лес, луга, речной простор!
С каждым часом все роднее
Мне страны моей края.
Плотью стала ты моею,
Русь моя!
Земля моя!
Василий Рожкин ( слайд 14).
Во время работы в Немдинской школе Новоторъяльского района в январе 1940 г. Василия Рожкина призвали в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны В.Рожкин находился в действующей армии, участвовал в обороне Ленинграда и Пскова, в освобождении Польши. Дошел до Германии. В апреле 1945 г. в боях под Берлином получил тяжелое ранение и в течение двух с половиной лет лечился в госпиталях. Дарование В.Рожкина расцвело в годы войны. Писал о мужестве советских солдат, о вере в победу. Новые произведения посылал в редакции периодических изданий в Йошкар-Олу. Стихи, написанные в суровые военные годы, вошли в сборник «Боевой знамя» (1945). Тема войны и героизма была продолжена и в других книгах поэта. В 1960—1970 гг. он издал два сборника стихов, опубликовал несколько поэм, ряд очерков и статей мемуарного характера.
Боевой и трудовой подвиг В.Рожкина был высоко оценен. За проявленные в боях с фашистскими захватчиками мужество и героизм он награжден орденом Красной Звезды (1943)
В.Рожкин умер в День Победы — 9 Мая 1983 г.
Граната, граната, мой друг боевой,
В суровые дни мы спознались с тобой.
Бойцу ты товарищем верным была.
Забыть не могу, как ты мне помогла.
Сентябрьское утро. Идем на врага.
Вдруг свистнула пуля. Заныла нога.
Ползу – словно плеть, свою ногу тяну –
Ищу я тропинку лесную одну.
Но встретился мне на пути в медсанбат
Искавший поживы немецкий солдат.
Я вскинул винтовку, да пуль – ни одной.
А немец смекнул, что случилось со мной.
Идет он, топча сапожищами мох,
С издевкой кричит мне: - Эй, рус, хенде хох!
Заныло тут сердце в предсмертной тоске,
Да вспомнил я вдруг, что граната в руке.
Граната, твой взрыв, точно гром, прогремел.
Фашист растерялся, упасть не успел…
Граната, граната, мой друг боевой.
Тебя не забуду. Покуда живой.
Семен Вишневский ( слайд 15).
Окончив техникум, Вишневский работает в редакции газеты «Марий коммуна», а осенью 1940 года он был призван в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны – в действующей Армии. Был рядовым, в дальнейшем – заместитель командира роты по политической части.
Незадолго до окончания войны Семён Вишневский был тяжело контужен.
Было это уже под Кенигсбергом. Взметённый взрывом столб земли так аккуратно укрыл младшего лейтенанта Вишневского, что никто бы не догадался, что под этой толщей находится живой человек. Спасибо, недалеко оказался помощник начальника штаба и земляк Фёдор Васильевич Веселов. Он послал двух солдат к месту взрыва. Они отрыли Вишневского, убедились, что он жив.
На фронте Семён Алексеевич продолжает писать стихотворения и песни, призывая советских людей, родной марийский народ к героической борьбе с врагом. Не жалея своей жизни, он сражается против фашистов. Произведения, написанные им в военные годы, изданы тремя сборниками: «Фронтовая дорога» («Фронтовой корно», 1943), «Восточный ветер» («Эрвел мардеж», 1944 ), «Сердце зовёт» («Шумем ужеш»,1946 ).
Стихи поэта-фронтовика, рисующие конкретные военные эпизоды, памятны, убедительны, правдивы. В них воплощена мысль о том, что победа завоёвывается неимоверно дорогой ценой – героизмом воинов, трудом тружеников тыла, женщин, детей и стариков, кровью людей.
За проявленное мужество в боях он был награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу». (Слова звучат на фоне кантаты С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!»)
Враг был выбит русскими штыками.
Лишь печные трубы да зола,
Черепки да гильзы под ногами
И доска с названием села…
Горько это видеть, но солдату
Унывать нельзя, ведь у врага
Надо с боя каждую брать хату,
Каждый шаг… Минута дорога!
Лишь изведав тяготы и беды,
Цену жизни настоящую поймешь…
Бьешься ты, солдат, куешь победу,
А домой когда еще придешь?!
Ждут солдат у отчего порога.
Знаем, что не все мы будем там!
Впереди нелегкая дорога,
Но все ярче солнце светит нам!)
( слайд 16). В период войны главной в творчестве каждого поэта была тема Родины. Наиболее яркое воплощение она нашла в творчестве
Миклая Казакова.
В 1940 г. его призвали в ряды Красной Армии. Участвовал в Великой Отечественной войне, сражался оружием и пером. Демобилизовался в 1946 г. Много работал Миклай Казаков в годы войны. Будучи на фронте, постоянно поддерживал связь с друзьями-писателями, которые остались в тылу. Выпустил два поэтических сборника. Написал ряд публицистических статей и рецензий. Это поэмы «Отступник» (1942), «Герой-пулеметчик» (1942), «Боевая песня» (1942). Стихи, воспевающие героизм советских воинов, патриотизм тружеников тыла, вошли в золотой фонд многонациональной советской литературы.
Все огненный сметает шквал,
Земля и небо – все горит!
Горит в огне любой металл,
И плавится в огне гранит!
Одни твои лишь сыновья
Шли, не сгорая, сквозь огонь!
За честь твою, страна моя,
Шли неотступные они!
Тебе – и мир и счастья свет
Несли в дыму кровавых сеч…
Огня такого в мире нет,
Что мог бы их, могучих, сжечь!
( слайд 17). Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты и писатели пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.
Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне.
(слайд 18). Минута молчания.
Ведущий : (слайд 19). - Спасибо! А сейчас нас ждет спортивное развлечение, посвященное Дню Победы. В Великой Отечественной войне принимали участие разные виды войск (сухопутные войска, военно-воздушные войска, военно-морской флот). Сейчас мы с вами, на некоторое время, станем солдатами и выполним различные боевые задания.
В спортивных состязаниях участвуют две команды – «Моряки» и «Пограничники». Давайте их поприветствуем.
Команда «Пограничники»
Пограничники на посту,
Зорко смотрят в темноту,
Они границу охраняют,
Не дадут пройти врагу.
Команда «Моряки»
Мы - ребята любим море.
По морям и по волнам
В боевом идем дозоре
Нынче - здесь, а завтра – там!
Ведущий : Первое задание нашим командам – отправится в тыл к врагу.
Эстафета: "В тыл к врагу"
Чтобы проникнуть на вражескую территорию необходимо переправиться через реку в брод (по дощечкам) и проползти окоп (тоннель), конус оббегаем, передаем дощечки.
Эстафета: "Уничтожение объектов противника"
Чтобы уничтожить объект, нужно добежать до шарика, ногой топнуть по шарику так, чтоб шар лопнул, и вернуться, передать эстафету.
Конкурс для болельщиков «Боевые отгадки».
Дети называют слова - отгадки.
1. Майский праздник,
День Победы!
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые… (ордена)
2. Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идет в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днем… (Победы)
3. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою (страну)
4. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном (корабле)
5. От страны своей вдали
Ходят в море… (корабли)
6. Льды морские расколол
Наш военный… (ледокол)
7. Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было (войны)
Эстафета «Смелые моряки».
Капитан команды берёт шлюпку (большой обруч), обегает буй (конус), в лодку садится пассажир, на лодке капитан переправляет на другой берег, затем бежит за вторым пассажиром, итак пока вся команда не будет спасена.
Соревнование «Кто быстрее построится».
Дети обеих команд шагают в разных направлениях, музыка останавливается
дети строятся в свою колонну по росту.
Ведущий : Все команды показали свои замечательные спортивные качества: ловкость, меткость, быстроту. Проявили настоящую волю к победе. Поэтому, я думаю, со мной все согласятся, что каждая команда достойна самой высокой награды, и в наших сегодняшних соревнованиях победила дружба! Ведь именно дружба всех народов нашей страны стала основой Великой Победы над врагом.
Дети рассказывают стихи.
Нам нужен мир: тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Когда приходит День Победы,
Звучат и музыка и смех,
И, поздравленья принимая,
Мы поздравляем всех.
Ведущий 1: ( слайд 20). —Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов – защитников, отстоявших мир в жестоких сражениях. Им мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом.
Вечная слава героям!
Дети: — Салют!
Дети поднимают резко руки и машут ими, как фонарики – «салюты в небе». Одновременно звучит фонограмма салюта.
( слайд 21). Под муз. «День Победы» все выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"
Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...
Консультация для родителей " Приобщаем детей творить из бумаги "
Делая игрушки своими руками из бумаги, ребенок приобретает трудовые и творческие навыки. Приобщайте своих детей к поделкам из бумаги. Ведь от поделки до произведения искусства - один шаг....
Консультация для родителей " Учите творить прекрасное"
Консультация...
Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".
Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ре...
"Хай вогнить творить лиш тільки добро" розвага
Удосконалювати рухові навички дітей (вправи у рівновазі, координації рухів, орієнтування у просторі). Продовжувати закріплювати основні види вправ (пролізання в тонель, біг змійкою, стрибки з просуван...
Консультация для родителей "Рисуй, твори и удивляйся!"
В консультации раскрывается содержание понятия "детского художественного изобразительного творчества" и основные направления его развития на основе опыта работы изостудии ДОУ....
Кто-то из великих сказал: «Человек живёт, пока творит». А воспитатель не может не творить, ведь воспитание процесс творческий.
На разном этапе жизни это были разные книги. В детстве - сказки, которые формировали такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие. В школьные годы, а это были врем...