Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".
материал по логопедии по теме

Алисова Елена Ивановна

 

Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы  педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ребенка. Музыкальный руководитель помогает дошкольнику открыть в себе музыкальные способности, прививает любовь к музыке и искусству пения и танца. Педагог-психолог изучает индивидуальные способности личности для определения ее резервных возможностей. Учитель-логопед занимается постановкой звуков, выработкой правильного дыхания, помогает ребенку автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки и ввести их в повседневную речь.

Данный опыт работы 

-  направлен на развитие мелкой моторики, внимания, воображения, памяти; 

- учит дошкольников ориентироваться в основных и оттеночных цветах;

- учит сопоставлять образец и выполненную работу;

- закрепляет сенсорные навыки и пространственные представления;

- воспитывает усидчивость и трудолюбие;

- формирует устойчивый интерес к полученному результату;

- расширяет словарный запас;

- помогает автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_igry_s_pugovicami_tvori_i_govori.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Игры с пуговицами: творим и говорим».

Одним из приоритетных направлений моей работы  в детском саду является раскрытие индивидуальных способностей дошкольника. Я как учитель-логопед занимаюсь постановкой звуков, выработкой правильного дыхания, помогаю ребенку автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки и ввести их в повседневную речь.

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Поэтому считаю тему опыта работы актуальной. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков   АПН   установлено,   что   уровень  развития  речи детей находится в полной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и пришли к  заключению, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в своей работе я провожу воспитательно-коррекционные мероприятия.  

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, которые вы видели на слайде, я разработала дидактическое пособие «Волшебная полянка», в которое вошла серия дидактических игр с пуговицами. Пособие получило рецензии: С. Р. Ушаковой, преподавателя ГОУ СПО «Ленинградского педагогического колледжа» Краснодарского края; Ю. В. Илюхиной,  старшего преподавателя кафедры развития ребенка младшего возраста ГОУ  ККИДППО. Материал данного пособия будет опубликован в журнале «Логопед» № 2 2012 года. Так же мною была разработана дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ» и составлен перспективный план игр и упражнений с пуговицами для детей старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной деятельности я использовала разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями. Включала в образовательный процесс словесные, демонстрационные, наглядные, индивидуальные методы и приемы.

Работу проводила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе мною была проведена беседа с детьми «История пуговицы».

Анализ беседы показал, что дети заинтересовались пуговицами.

С интересом отгадывали загадки:

  1. Маленький, горбатенький в переулке завяз. (Пуговица)
  2. Мышки из норки выглядывают. (Пуговицы)        

 Вместе выучили пословицы и поговорки: 

  1. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
  2. На чужой рот пуговицы не нашить.
  3. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица.
  4. Застёгнут на все пуговицы.
  5. Прост, как пуговица.

Провела игру «Сделай такой же узор, как у меня», с заданием игры самостоятельно справилось 40%, прибегали к помощью 25%,  остальные – 35% не справились с данным заданием.

Так же мною было проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить отношение их к развитию мелкой моторики рук с использованием пуговиц в детском саду и дома.

Проанализировав результаты, пришла к выводу, что у родителей не хватает времени заниматься с детьми и играть с пуговицами дома, но при этом они активно интересуются, чем их дети занимаются в детском саду.

С целью выявления отношения педагогов к использованию пуговиц в своей работе для  развития мелкой моторики рук и речи детей провела среди них анкетирование.

В результате выявила, что педагоги знают и частично используют игры и упражнения с пуговицами в образовательном процессе.

На втором этапе я включала занимательные упражнения с пуговицами в каждое индивидуальное занятие. Ребята научились классифицировать их по цвету, величине, форме, по количеству дырочек для пришивания.  

Предлагала ребятам игры, из дидактического пособия «Волшебная полянка», которые способствовали развитию мелкой моторики рук – дети научились правильно и быстро пристегивать двойные пуговицы с разной длиной нити, у дошкольников  автоматизировались поставленные звуки, расширился словарный запас по лексическим темам, развились воображение, память.

Работу осуществляла пошагово, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.

Игровой материал подобрала в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в детском саду, и сопровождала четверостишиями, позволяющими настроить ребенка на выполнение предложенного задания.

Особое место в системе работы занимала игра «Маленький модельер». Соединяя «волшебные полянки»,  с помощью двойных пуговиц ребята научились моделировать одежду. Заключительным этапом этой игры стала демонстрация моделей для педагогов и родителей, авторами которых выступили дети.

Работа по формированию мелкой моторики рук, закреплению сенсорных навыков и пространственных представлений; развитию коммуникативной функции речи, воображения, памяти, лишь в том случае эффективна, если она проводится в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.

Поэтому на третьем этапе проводила мероприятия, которые вы видите на слайде.

  1. открытые занятия;
  2. совместные мероприятия с родителями;
  3. консультации для родителей,  педагогов;
  4. мастер-класс для родителей и детей;
  5. семинар-практикум для педагогов с элементами игры.

Благодаря совместным занятиям со мной, педагогами, родителями дети научились:

  1. выкладывать разнообразные узоры;
  2. определять пуговицы на ощупь по форме, величине;
  3. делать самомассаж;
  4. пристегивать двойные пуговицы на «Волшебную полянку»;
  5. придумывать свои сюжеты и выкладывать их из пуговиц;
  6. моделировать одежду для себя и своих друзей,  что способствовало развитию речи детей, расширило словарный запас, помогло автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

Следовательно, проведенная работа  с детьми дала положительные результаты. А авторская книга «Увлекательное путешествие», которая выполнена в технике аппликации из вязанных крючком косичек, способствовала реализации цели и решению поставленных задач.

Ребята легко ориентировались по карте, с огромным удовольствием путешествовали по намеченному маршруту, выполняя различные игровые задания с пуговицами, крючками, кнопками, липучками, лентами и молниями.

Опыт работы по теме: «Игры с пуговицами: творим и говорим» реализовывался в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 в течение двух лет, в старшей и подготовительной группах по трем направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями.

Комплекс мероприятий, разработанный в рамках реализации данного опыта работы и методические материалы к нему, надеюсь, окажутся интересными и полезными для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

И мелкую моторику успешно развивать!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также о...

Обобщение опыта работы по теме: «Игра в экологическом воспитании детей»

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Сообщение из опыта работы на тему: “Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.

Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

Сообщение из опыта работы по теме: «Игры и творческие задания, направленные на развитие познавательных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий для формирования познавательно-речевой активности детей.   Задачи: развивать речь детей и все ее компоненты, активизировать  словарный запас, речевое  творче...