Календарное планирование в средней группе по теме: «Космос»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Трушникова Татьяна Петровна

Цель: Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе; Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Группа: средняя                                                                  Тема: «Космос» Понедельник  

Цель: Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе; Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

Итоговое мероприятие:                                                                                                        Дата проведения   ответственный  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

- Утренняя гимнастика № 31

- Образовательная ситуация: «Земля - планета, на которой мы живем» Цель: дать элементарные представления о Земле

- Беседа о солнце как об источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на Земле. Цель: Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

- Словесная игра «Скажи наоборот» Цель: подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро и т. д

И/у «Научим Незнайку» Цель: формировать умение самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; следить за своим внешним видом

Внести модель смены дня и ночи; Солнечной системы

Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова «Незнайка на луне»

Цель: расширять кругозор, познавательную активность.

НОД

Физическое развитие

Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу воспитателя; развивать ловкость и глазомер при метании на дальность, повторить ползание на четвереньках. (Задание 19)

                                                                                                                                                     Стр. 84 Л.И.Пензулаева 

Познавательное развитие

(развитие кругозора)

Сценарий досуга, посвященного Дню Земли

                                                                                                                                                      Стр. 137 С.Н.Николаева  

Прогулка:  

- Наблюдение за почками. Т. Г. Кобзева и др. «Организация деятельности детей на прогулке в средней группе» стр. 208

Цели: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

- Д. и. «Что умеют делать звери?», «Какое что бывает?».

- П. и. «Что мы видели не скажем, а что дела¬ли - покажем», «Солнышко и дождик».

Беседа «Бездомные животные» Цель: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; вовлекать детей в простейшую игровую деятельность.

Создать условия для игр с выносным материалом

Рисуем цветными мелками на асфальте. Цель: учить выполнять несложные изображения

Р. П. сном

Чтение рус.нар. сказки «Вещий мальчик»

Вечер:

  • - Гимнастик после сна  
  • - Чтение сказка В. Даля "Лиса-лапотница".Цель: развивать внимание, память, мышление.
  •  Рассказ воспитателя о Ю.Гагарине Цель: формирование начальных представлений о Космосе и космонавтах.

Беседа «Когда ты, вдруг, чихаешь и нос не прикрываешь, микробы вылетают. Вокруг всех заражают» Цель: развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и здоровьем окружающих

Создать условия для рассматривания иллюстраций на тему «Космос», «Полет Гагарина».

Предложить раскраски на данную тему.

Прогулка:

- Наблюдение за деревьями. Сезонные изменения. Цель: расширить представление о изменениях в природе со сменой времени года.

- П. и «Я – Веселый колобок», «Лохматый пес», «Хитрая лиса». Цель: развитие умения бегать, не сталкиваясь друг с другом, развитие в ловкости, координации движений.

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Индивидуальная

Утро

Д. и «Разложи звезды на небе» Цель: развитие пространственных отношений  

  • Рекомендовать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности в условиях семьи

Прогулка

Упр. в выполнении подскоков

   

Р. П. сном

Напоминать о необходимости следить за своим внешнем виде, пользоваться носовым платком

Вечер

Д. и «Разложи звезды на небе» Цель: развитие пространственных отношений

 

Прогулка

Упр. в прыжках на одной ноге, поочередно

   

«Космос» Вторник  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной  деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

- Утренняя гимнастика № 31

- Беседа: «На чём летают космонавты?» Цель: расширять знания о различных видах транспорта. Упражнять в назывании вида и функций транспорта.

- Словесная игра «Ассоциации» на тему Космоса. Цель: Формировать представления о планете, начальных представлений о строении солнечной системы

Моделирование ситуации: «Завтрак, обед и ужин на космическом корабле»  - что полезно для здоровья космонавтов и для нашего здоровья. Цель: формировать ЗОЖ        

  • Рассматривание иллюстраций о природном мире планеты Земля. Цель: развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

НОД

Познавательное развитие ФЭМП

Занятие 3  • Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). • Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. • Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

                                                                                                                                                     Стр. 50 И.А.Помораева

Художественно – эстетическое развитие

Лепка

«Барашек» (По образу филимоновской игрушки) Цель:  Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные пол Вызвать желание слепить такую игрушку.

                                                                                                                                                     Стр. 78 Т.С.Комарова 

Музыкальное развитие

- «Дудочка» муз.Т.Ломовой. Цель: Развивать мелкую моторику. Поощрять двигаться выразительно, эмоционально.

- «Летчик» муз. Е.Тиличеевой, «Самолет» муз. М.Магиденко. Цель: Обратить внимание на акцентирование сильной доли в потешке. В песне про летчика объяснить смысл отдельных фраз.

- «Марш солдатиков» муз.Е.Юцевич. Цель: Предложить помаршировать, сыграть пьесу.

-  «Весенняя полька» муз.Е.Тиличеевой, «Машина» муз. Т.Попатенко. Цель: Учить начальным навыкам одновременного движения и пения. Дети должны подпевать припев «Би-би-би!», остановившись.

Прогулка

- Наблюдение за птицами. Т. Г. Кобзева и др. «Организация деятельности детей на прогулке в средней группе» стр. 209

 Цели: уточнить и расширить представления о разнообразии птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

- Д.и. «Кто больше вспомнит?», «Что умеют делать звери?».

- Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

- П. и. «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем».

Труд на участке: уборка территории (назвать орудия труда, рассказать правила безопасного обращения с ними) Цель: развивать трудовые умения, закреплять знания техники безопасности.

Игра с мячом «Попади в корзину»

Цель: развивать глазомер, силу рук.

Выносной материал: совочки, лопатки, ведерки, обручи

Р. П. сном

Чтение рус.нар. сказки «Зорька, вечерка и полуночка»

Вечер:

  • - Гимнастика после сна

- Чтение балканской сказка «Как Солнце и Луна друг к другу ходили в гости» Цель: развитие интереса к худ литературе.

- Экспериментирование с тенью Цель: развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

- Загадывание загадок о ракете и космонавте. Цель: развивать сообразительность, закреплять знания о космосе.

  • Упр.  «Каждой игрушке свое место» Цель: продолжать учить убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование.

Внести раскраски, шаблоны разрезные картинки

Предложить детям наборы-конструкторы для строительства различных построек.

Цель: развивать моторику, мышление, конструктивные способности.

Прогулка:

- Наблюдение за изменениями светового дня, вопросы к детям «Что изменилось?»

- П. и «Самолёты», «Ловишки» Цель: повышение ДА.

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Индивидуальная

Утро

Упр. «Посчитай, сколько звезд» Цель: закрепить порядковый счет    

  • Рекомендовать  обращать внимание детей на то, что в семье все заботятся друг о друге: все следят за чистотой в доме, ухаживают за домашними питомцами, у всех есть свои обязанности

Прогулка

П. и «Найди свой домик» Цель: формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь

Р. П. сном

Уточнить названия одежды    

Вечер

Д. и «Доскажи словечко» Цель: активизация словаря          

Прогулка

Упр. в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперед    

«Космос» Среда  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной  деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

- Утренняя гимнастика № 31

Беседа «Сколько звёзд на нашем небе». Цель: показать детям многообразие звёзд на небе..

- Слушание «Край, в котором ты живёшь» муз. Г. Гладкова. Цель: учить понимать муз. произведения.

- Разучивание физ. минутки «Звездные лучики» Цель: расширение словарного запаса

  • Упражнение «Полотенце пушистое» Цель: закреплять умение  правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место.

Создать условия для с. р. и. «Мы будущие космонавты». Цель: объединение нескольких сюжетов в одной игре: строительство корабля, подготовка к плаванию.

НОД

Речевое развитие

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками. Цель. Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

                                                                                                                                                      Стр. 65 В.В.Гербова 

Художественно - эстетическое развитие (рисование)

«Твоя любимая кукла» Цель: Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушке. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительно величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании закрашивании. Продолжать учить рассматривать рисунки, обосновать свой выбор.

                                                                                                                                                     Стр. 79  Т.С.Комарова     

Прогулка:

- Наблюдение за лужами. Т. Г. Кобзева и др. «Организация деятельности детей на прогулке в средней группе» стр. 209

Цель: формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.

- Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов). Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

- Д. и. «Придумай другое слово», «Кто больше вспомнит?».

- П. и. «Кот на крыше».

Беседа  «Кто такие инопланетяне?», «Может ли космонавт находиться в космосе без скафандра?» Цель: формирование умение рассуждать, делать выводы.

Внести оборудование для исследовательской деятельности (песок, вода, крышки, ёмкости для смешивания). Цель: развивать познавательный интерес

Р. П. сном

Продолжение чтения  рус.нар. сказки «Зорька, вечерка и полуночка»

Вечер:

  • - Гимнастика после сна  
  • - Чтение романа - сказки «Гуси-лебеди»» Цель: развитие интереса к художественной литературе.
  • - Рассуждение «Зачем нам бытовые приборы дома?» Цель: формировать умение обобщать и делать выводы по вопросам (ускорение  получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека)
  • Ситуативный разговор «Чтобы выносливым стать и на корабле командовать, надо спорт уважать» Цель: формировать ЗОЖ

Внести оборудование и атрибуты для с. р. и. «Прачечная»

Цель: создать условия для развёртывания игры; закреплять представления о профессии.

Прогулка:

- Наблюдение за небом. Сравнить небо днем и вечером. Цель: учить анализировать, делать выводы.

- П. и «Веселый колобок», «Ручейки». Цель: упражнять в беге на скорость, прыжки на одной ноге с продвижением вперед

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Индивидуальная

Утро

Упр. «Посчитай сколько звезд» Цель: закрепить порядковый счет  

   

Рекомендовать проговаривать выполняемые действия в ходе элементарной трудовой деятельности; знакомить с инструментами для различных видов труда

Прогулка

Упр. в прыжках с продвижением вперед    

Р. П. сном

Повторить алгоритм раздевания и одевания      

Вечер

Д. и «Собери ракету» Цель: развитие пространственных отношений    

Прогулка

Повторить названия птиц  

«Космос» Четверг  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной  деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

- Утренняя гимнастика № 31

- Беседа «На чём люди путешествуют?»

- Игровая ситуация «Кто летает в космос?»- повторить и закрепить названия космических профессий.

- Игра-имитация «Угадай, кто я!» Цель: использование выразительных средств при перевоплощении в какой-либо образ

Беседа «Моё настроение» Цель: способствовать развитию чувства юмора, умение различать злую шутку от доброй, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать понятие о том, что положительный эмоциональный настрой способствует хорошем у здоровью.

Внести раскраски, шаблоны, разрезные картинки по теме «Космос».

Сюжетно-ролевая игра Космодром», сюжет «Подготовка космонавтов».

НОД

Физическое развитие

Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу воспитателя; развивать ловкость и глазомер при метании на дальность, повторить ползание на четвереньках. (Задание 20)                                                Стр. 58 Л.И.Пензулаева                                                                                                                                                                 

Социально-коммуникативное развитие(безопасность)

ТЕМА: Как жить дружно, без ссор

                                                                                                                                                          Стр. 28 В.И.Петрова 

Музыкальное развитие

- «Петушок» русск.нар.прибаутка. Цель: Вспомнить слова прибаутки, похлопать ритмический рисунок.

-П. г. «Замок», «Шарик». Цель: Проговаривать текст упр. с разной интонацией.

- «Полечка» муз.Д.Кабалевского, «Марш солдатиков» муз.Е.Юцевич. Цель: Прослушать знакомые произведения и сравнить их. Закреплять понятие жанровой музыки.

- «Три синички» русс.нар.песня. Цель: Воспитывать внимательность, музыкальный слух. Познакомить с новой песенкой, пробуждать активность при ответе на вопросы.

Прогулка:

- Наблюдение за небом. Т. Г. Кобзева и др. «Организация деятельности детей на прогулке в средней группе» стр. 205

 Цели: закреплять умение видеть красоту весенней природы; расширять словарный запас; развивать умение в точной речи выражать свои мысли; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе.

- Д. и. «Какая, какой, какое?», «Назови ласково».

- П. и. «Пузырь».

- П. и. «Песенка стрекозы». Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Игра – упр. «Кто быстрее?»

Цель: продолжить учить одеваться в определенной последовательности

Создать условия для с.и. «Пирожки для Космонавта »

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Р. П. сном

Чтение рус.нар. сказки «Марья краса – долгая коса»

Вечер:

  • - Гимнастика после сна
  • -         - Театр теней (угадывание животного по контуру) Цель: развивать сообразительность.
  •         - Д. и «Бюро находок». Цель: развитие навыков использования притяжательных  местоимений
  • - Игра «Если бы у меня была волшебная палочка…» Цель: развитие детского речетворчества.
  • Беседа «Как ведут себя воспитанные дети» Цель: Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства

Создать условия для  раскрашивания по теме «Космос». Цель: Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Прогулка:

- Наблюдение: почва весной. Цель: продолжить знакомить с приметами весны, предложить рассмотреть землю в местах проталин, по результатам исследования ответить на вопросы, какой стала почва.

- П. и «Найди свой цвет» Цель: развитие ориентировки в пространстве

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Индивидуальная

Утро

«Чашечка для клоуна» Цель: учить лепить посуду, используя приемы раскатывания , вдавливания и уравнивания пальцами края формы

     

Рекомендовать родителям: дома, вместе с ребёнком рассмотреть энциклопедии, красочные книги о небесных светилах, планетах Солнечной системы.

Прогулка

Д. и «Что будет?» Цель: развитие способностей устанавливать простейшие взаимосвязи

Р. П. сном

Учить расстегивать пуговки  

Вечер

Игра «Громко — тихо». Цель. Учить менять силу голоса: говорить то громко, то тихо

Прогулка

Упр. «По ровненькой дорожке» Цель: Упр. в равновесии

 

«Космос» Пятница  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной  деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

- Утренняя гимнастика № 31

- Просматривание презентации о природном мире планеты Земля. Цель: развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

Игры на группировку предметов «Космический транспорт».

«Расскажем кукле Кате, зачем нужно есть кашу». Цель: формирование ЗОЖ

Создать условия для самостоятельной деятельности в книжном уголке. Выбрать книги для рассматривания о звёздах и планетах. Цель: расширить кругозор, интерес к теме «Космос».

НОД

Физическое развитие

Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя; в перебрасывании мячей друг другу, развивая ловкость и глазомер.(Занятие 21)                                                                                        Стр. 85 Л.И.Пензулаева

Художественно – эстетическое развитие.

Художественный труд

Пасхальный голубок. Цель: научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка. Плотное завязывание нити или шнурка.

                                                                                                                                                 Стр. 98 И.А.Лыкова    

Прогулка:

- Наблюдение за ветром и облаками. Т. Г. Кобзева и др. «Организация деятельности детей на прогулке в средней группе» стр. 211

 Цель: продолжать учить описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.

- Д. и. «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

- П. и. «Зайка», «Жадный кот».

Ситуативный разговор «Я здоровье берегу космонавтом быть хочу» Цель: воспитывать ценностное отношение к своему здоровье.

Создать условия для игр с выносным материалом

Создать условия для п. и

«У медведя во бору»,

«Кошки – мышки»

Цель: повышение ДА

Р. П.  сном

Чтение рус.нар. сказки «Овца, лиса и волк»

Вечер:

  • - Гимнастика после сна  
  • - Чтение рассказа А. Митяева «Первый Полёт» Цель: развитие интереса к худ литературе, расширение знаний о профессиях, связанных с Космосом.
  • - Коллективная аппликация «Космический корабль» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию, наклеивая готовые геометрические формы на цветном листе бумаги.
  • Создать условия для самостоятельного выполнения простейших трудовых поручений в уголке природы: полив комнатных цветов, удаление пыли с листьев, полив рассады. Цель: развивать трудовые умения.

Предложить детям д.и. «Найди свою планету», «Какие предметы космонавт возьмет в полет?».

Привлечь внимание детей к рассматриванию иллюстраций «космическая еда». Цель: расширить представление о космосе и космонавтах.

Прогулка:

- Наблюдение: одежда прохожих. Цель: закрепить знания об одежде, о ее частях, учить видеть изменения в одежде по сравнению с зимним периодом.

- П. и «Воробушки и кот» Цель: повышение ДА

- Д. и «У кого какой предмет?» Цель: правильно соотносить название предмета с изображением.

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Индивидуальная

Утро

Д. и «Доскажи словечко» Цель: активизация словаря

   

Рекомендовать рассматривать иллюстраций о космосе

Прогулка

Упр. в беге вокруг предметов    

Р. П. сном

Разговор о правилах культурного поведения за столом во время еды

   

Вечер

Учить разгадывать загадки. Цель: Развивать логическое мышление, память, внимание

Прогулка

Упр. в перепрыгивании предметов на двух ногах (15 см.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование в старшей группе по теме: "Космос"

Уточнять и углублять представления о планете Земля, космосе, вселенной, космическом транспорте. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других первооткрыва...

Календарно -тематическое планирование в старшей группе на тему "Космос"

Данное планирование разработано с учётом группы компенсирующей направленности, в соответствии с лексической темой, с учётом индивидуальной работы, работы специалистов ДОУ.  В плане отражена работ...

Перспективное планирование в средней группе на тему "Космос"

Цель: Познакомить детей с российским праздником – Днем космонавтики, героями  космоса.Задачи:Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе: дать возможность понять, ...

комплексно - тематическое планирование в средней группе по теме Космос

Данный материал поможет педагогам планирорвать свою деятельность с детьми в течении недели....

Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему "Космос"

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему "Космос", сетка занятий, вечерний и утр=ений круг, прогулки. Развивающая предметно-пространственная среда по теме "Космос&q...

Календарное планирование в старшей группе на тему «Космос»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮВ СТАРШЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ: «КОСМОС»Цель: Овладение нетрадиционной техникой рисования «Акварель и восковые мелки».Задачи:&bu...