Комплексно - тематическое планирование в старшей группе по теме "Подводный мир"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Яковлева Екатерина Сергеевна

«Подводный мир.. он так прекрасен»

Цель: Создание условий для обогащения и систематизации знаний детей об окружающем мире.

Работа с родителями: Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океана, озера). Обратите внимание на особенности проживания и питания обитателей подводного мира. Расскажите об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними. Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей. Заучите стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?», скороговорки, загадайте загадки по теме. Поиграйте с детьми: «Сосчитай рыбок», «Какой житель лишний», «Угадай по описанию».

Организация развивающей среды: Внести: пейзажные картины о воде;

 познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы о морях, океанах и их обитателях;

коллекцию ракушек для рассматривания; раскраски; атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

изготовление макета «Аквариум».

Итоговое мероприятие: выставка поделок и рисунков «Подводное царство»; создание книги «Морская азбука».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в старшей группе на тему:                              «Подводный мир.. он так прекрасен»

Цель: Создание условий для обогащения и систематизации знаний детей об окружающем мире.

Работа с родителями: Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океана, озера). Обратите внимание на особенности проживания и питания обитателей подводного мира. Расскажите об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними. Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей. Заучите стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?», скороговорки, загадайте загадки по теме. Поиграйте с детьми: «Сосчитай рыбок», «Какой житель лишний», «Угадай по описанию».

Организация развивающей среды: Внести: пейзажные картины о воде;

 познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы о морях, океанах и их обитателях;

коллекцию ракушек для рассматривания; раскраски; атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

изготовление макета «Аквариум».

Итоговое мероприятие: выставка поделок и рисунков «Подводное царство»; создание книги «Морская азбука».

Дата:  (понедельник) Тема: «Подводный мир… он так прекрасен»

Режим

Интеграция обр. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая,

образовательная деятельность в режимных моментах

индивидуальная

Утро:

Р

П

Ф

С-К

Игры по инициативе детей.

П/И «Рыбка плавает в пруду»

А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки»

Беседа с детьми о том, как провели выходные дни.

Рассмотреть с детьми глобус.

Задачи: уточнить представления детей о морях и океанах;

почему нашу планету называют «Голубая планета»?

Утренняя зарядка (в физ.зале)

Календарь погоды

(закрепить название месяцев, дней недели)

Рассматривание иллюстраций на морскую тему, коллекцию ракушек.

с Юлей и Дашей

ООД:

Х-Э

Ф

П

Р

1. Музыка (по плану муз. руководителя)

2.Физ-ра (по плану физ. инструктора)

3.ФЦКМ «Путешествие по «реке времени»

Цель: Формирование  представлений детей об обитателях подводного мира в историческом времени (прошлое и настоящее).

Задачи: развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов; развивать способности выстраивать умозаключения и выводы; развивать у детей интерес к созданию выставки морских животных, связанных с прошлым и настоящим;  развивать любознательно-познавательную активность; воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство природного края.

Прогулка:

П

Р

Ф

С-К

Наблюдение за снегопадом

Цель: формирование  представлений детей о свойствах снега; закрепление знаний о сезонном явлении — снегопад.

«4D» игры

Игры по выбору детей

Прыжки вверх с места.

Задачи: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.

Тимофей, Илья, Степа

Сон:

Х-Э

Чтение рассказа «На море» Л.Пантелеев

Разучивание стихотворения

«Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (мнемотехника)

Вечер:

Ф

П

Х-Э

С-К

Гимнастика после сна.

Закаливание «Дорожка здоровья»

Самостоятельная художественная деятельность детей

Просмотр презентации: «Подводный мир»

Цель: обогащение и систематизация знаний детей об окружающем мире.

Предложить детям вырезать рыб для аквариума – Степа, Илья, Маша, Дарья.

Прогулка:

П

Ф

С-К

 Наблюдение за сосульками.

Задачи: Предложить детям рассмотреть сосульки, отметь, как они выросли с момента предыдущего наблюдения, рассказать как «растут» сосульки. Помочь установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха.

П\И «Мышеловка».

Задачи: Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость.

Свободная игровая деятельность детей.

Спортивные упражнения:

скольжение по ледяным дорожкам. (Илья, Тимофей, Максим)

Задачи: Учить детей скользить на одной ноге, сохраняя равновесие. Обогащать двигательный опыт, поощрять творчество, решительность.

Дата: (вторник) Тема: «Подводный мир… он так прекрасен»

Режим

Интеграция обр. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая,

образовательная деятельность в режимных моментах

индивидуальная

       Утро:

Ф

С-К

П

Игры по инициативе детей.

П/И «Рыбка плавает в пруду»

А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки»

Напомнить правила безопасного поведения во время подвижных и спортивных игр, повышенной двигательной активности

Задачи: учить соблюдать правила безопасности во время двигательной активности.

Утренняя зарядка (в физ.зале)

Календарь погоды

(закрепить названия месяцев, дней недели)

Упражнение «Назови ласково» Настя С. Настя К.

ООД:

П

С-К

Ф

Х-Э

1.РЭМП  НИЩЕВА «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ  с.379

Программные задачи: Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Закрепление знаний о составе числа «пять». Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, навыков конструирования. Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра. Формирование умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики. Воспитание самостоятельности, активности, произвольности, навыков сотрудничества.

2.Физ-ра (по плану физ. инструктора)

3. Лепка «Чудесные раковины»

Задачи: совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, овал «яйцо», конус, усеченный конус) и видоизменять ее для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки), дополнять налепами в виде полосок и пятен; предложить различный  инструмент  и материалы для худ.оформления вылепленных раковин (стеки, колпачки от фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы); показать способ изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыграть этот образ – положить «жемчужену»

Прогулка:

П

С-К

Р

Ф

Наблюдение: рассматривание хвойных деревьев.

 Исследование хвоинок: почему они разного цвета, какие нежнее, мягче?

 Исследование ствола: он гладкий или шероховатый, холодный или теплый, какого цвета, есть ли на нем трещины, смола?

 Исследование шишек: они длинные или короткие, вытянутые или округлые, гладкие или нет, кто ими питается?

Задачи: формировать представления о разнообразии деревьев, взаимосвязях растений и животных.

П/И «Рыбак и рыбки»

Цель: формирование двигательной активности. Развитие внимания.

Труд: Утепление корней деревьев и кустов снегом. 

Цель: формирование  положительного отношения к труду; воспитание экологических представлений о взаимосвязи живой и неживой природы.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Упражнять в прыжках в длину с места.

Задачи: развивать ловкость, выносливость.

Соня, Маша

Сон:

Х-Э

           Чтение сказки Р.Киплинга «Откуда у кита такая глотка»

Вечер:

Ф

С-К

П

Р

Гимнастика после сна.

Закаливание «Дорожка здоровья»

Д/И «Рыбы»

Задачи: закреплять умение детей классифицировать и называть рыб. (Бондаренко «Дид. игры в детском саду с.109)

Повторение стихотворения «Рыбка»

Задачи: развивать внимание, память и речь.

Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку»

 Цель: Развитие речи

детей, умения составлять

рассказ по картинке (Настя Сам. и Маша И.).

Прогулка:

П

С-К

Ф

Наблюдение за голубями

Задачи: закреплять представления о птичьем мире: чем питаются птицы, где живут, как человек им помогает?

П/И «Мы — капельки», «Живой лабиринт»

Задачи: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Д\И «Сосчитай»

Задачи: закреплять навыки счета.

с Ильёй и Стёпой

Дата:  (среда) Тема: «Подводный мир… он так прекрасен»

Режим

Интеграция обр. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая,

образовательная деятельность в режимных моментах

индивидуальная

           Утро:

Ф

С-К

П

Р

Игры по инициативе детей.

П\И «Рыбка плавает в водице»

А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки»

Просмотр презентации на тему: «Моря и Океаны»

Задачи: дать детям представление о том, что на земле существует много морей и океанов. Каждое море имеет своё название и характерные особенности. Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.

Утренняя зарядка (физ.зал)

Календарь погоды

(закрепить название зимнего месяца, день недели)

с Соней и Тимофеем

Д/И «Найди звук И» 

Задачи: закрепить умение определять место звука «И» в слове (в начале, середине, конце).

ООД:

Р

С-К

Ф

Х-Э

1. Развитие речи «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.  

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

2. Аппликация «Весёлая семейка медуз»

Задачи: Продолжить знакомство детей с подводным миром. Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Учить создавать выразительные образы  разными аппликативными способами на основе разных исходных форм (прямоугольника, квадрата, полоски). Учить, самостоятельно работать с планами выполнения аппликации.

с Соней и Кариной

Развивать умение правильно держать ножницы.

Прогулка:

П

Ф

С-К

Р

Наблюдение за елью на участке

Задачи: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Труд: Уборка участка от снега.

Задачи: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

П\И «Рыбачок»

Задачи: развивать ловкость движение, умение прыгать.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

С Ильёй и Максимом «Хоккей» ведение мяча клюшкой

Сон:

Х-Э

                        Чтение сказки Г.Р.Лагздынь «Хвастунья»

Вечер:

Ф

П

С-К

Р

Гимнастика после сна.

Закаливание «Дорожка здоровья»

Просмотр короткометражного фильма: «Океан»

Задачи: расширять представления детей о подводном мире.

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности:

«Море в банке» и «Тонет – не тонет»

Задачи: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения.

 С Машей и Лизой

Выкладывание из счетных палочек «Рыбка» - развивать фантазию.

Прогулка:

П

С-К

Ф

Р

Наблюдение: свойства льда.

Задачи: Закрепить представления о свойствах льда: в мороз вода превращается в лед; он твердый, скользкий, прозрачный, хрупкий.        .

П\И «Пустое место».

Задачи: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, обеспечивать развитие координации движений рук и ног детей во время бега. Воспитывать сплоченность детского коллектива, укреплять здоровье детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Д\И «Подбери слово». (Настя, Даша, Соня)

Задачи: Учить детей подбирать синонимы. Развивать их вербальное воображение, активизировать словарь.

Дата: (четверг) Тема: «Подводный мир… он так прекрасен»

Режим

Интеграция обр. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая,

образовательная деятельность в режимных моментах

индивидуальная

   Утро:

Ф

С-К

Р

П

Игры по инициативе детей.

П\И «Рыбка плавает в водице»

А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки»

Беседа о жизни морских жителей.

Д/И «Четвертый лишний»

Задачи: развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление.

Утренняя зарядка (физ.зал)

Календарь погоды

(закрепить времена года, дни недели)

 Максим

Работа с Палочками Кюизенера  «Выложи по схеме» - развивать  мелкую моторику.

ООД:

П

Р

С-К

Х-Э

1.Подготовка к обучению грамоте

 Тема: Буква «Е» (закрепление пройденного материала)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с гласной буквой «Е» и ее печатным написанием. Формировать навык чтения слогов  и слов, соотносить схему со словом. Вырабатывать умение составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов, используя схемы. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2.Конструирование  (оригами) Кит.

Задачи: Развивать творческие способности детей при работе с бумагой, совершенствовать навыки работы с бумагой. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Прогулка:

П

С-К

Ф

Наблюдение за природными явлениями

Задачи: Продолжать закрепление знаний детей об окружающем мире, временах года, погоде и природных явлениях.

П/И «Море волнуется».

Задачи: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Катание на лыжах

Развитие движений с подгруппой детей: «Добеги до флажка».

Задачи: совершенствовать технику бега.

Сон:

Х-Э

                    Чтение  сказки «По щучьему велению…»

Вечер:

Ф

С-К

Р

Х-Э

Гимнастика после сна.

Закаливание «Дорожка здоровья»

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»

Задачи: Расширять диапазон детских игр; учить играть вместе: обсуждать сюжет, придумывать новые роли по ходу игры и игровые действия;  

Помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; Учить называть свою роль, изображать события, расположения играющих (море, корабль, палуба, плывем к волшебным островам), закрепить знание Тихого океана, морских животных.

Д.И «Рыбьи прятки»

Задачи: упражнять в употреблении предлога «за» Настя С.

          Прогулка:

П

С-К

Ф

Наблюдение за собакой.

Задачи: Учить детей по результатам наблюдения составлять рассказ описание и рассказ-фантазию о собаке, использовать знания о строении животного, особенностях его поведения. Воспитывать доброе отношение к животным.        

П\И «Догони».        

Задачи: Упражнять детей в беге, учить сохранять правильную осанку, ритм носового дыхания. Развивать ловкость, скоростные возможности.

Игры по желанию детей.

Д\И «Когда это бывает?»  (Лиза, Ксюша)

Задачи: Уточнять представления детей о временах года, учить узнавать сезоны по описанию, по отдельным характерным явлениям. Развивать связную речь, вербальное воображение.

Дата:  (пятница) Тема: «Подводный мир… он так прекрасен»

Режим

Интеграция обр. обл.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая,

образовательная деятельность в режимных моментах

индивидуальная

Утро:

Ф

С-К

Р

Х-Э

Игры по инициативе детей.

П\И «Рыбка плавает в водице»

А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки» 

Разучивание скороговорки «В озере - карп, а в море - краб»

Чтение стихотворения Лагздынь «Море голос подает» (с использованием презентации)

Задачи: учить детей запоминанию и воспроизведению текста с помощью мнемотехники.

Утренняя зарядка (физ.зал)

Календарь погоды

(закрепить дни недели) Степан

Д/И «Времена года»

Задачи: закреплять название  времен года

 София

ООД:

Х-Э

С-К

Ф

1.Музыка (по плану муз.руководителя)

2.Рисование коллективное по замыслу  «Морская азбука» 

Задачи: продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить детей с понятием «азбука», «алфавит». Воспитывать эстетическое отношение к природе.

3.Физическое развитие (на воздухе)

Прогулка:

П

Ф

С-К

Р

Наблюдение за вороной.

Задачи: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Трудовые поручения: кормление птиц на участке.

Задачи: Предложить детям показать и назвать знакомых им птиц, которые прилетают к кормушке, чем они питаются, почему важно подкармливать птиц зимой.

П\И «Рыбалка»

Задачи: развивать ловкость движений, умение прыгать.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Д\И «Прятки».

с Настей Сам. и Машей

Задачи: Формировать морфологическую сторону речи детей. Учить понимать и правильно использовать предлоги и наречия,  имеющие пространственное значение: в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа.

Сон:

Х-Э

Чтение А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Просмотр мультфильма

Вечер:

Ф

С-К

Х-Э

Гимнастика после сна. 

Закаливание «Дорожка здоровья»

Обыгрывание отрывка из сказки 

А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (театрализация)

Задачи: совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов.

 Д/И «Найди и назови правильно»

Задачи: развивать речь и логическое мышление; развивать умение находить и называть обитателей подводного мира.

Тимофей, Лера, Эвелина.

Прогулка:

П

Р

С-К

Ф

Наблюдение явлений природы: закат.

Задачи: Помочь составить рассказ о закате, используя результаты наблюдений (цвет, положение солнца, появление звезд и луны). Рассказать о народных приметах, связанных с закатом.

Д\И «Только веселые слова».

Задачи: Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. Развивать наблюдательность, способность концентрировать и распределять внимание.

П\И «Караси и щука» 

Задачи: Совершенствовать основные движения – бег, прыжки. Развивать внимание и ловкость.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Д\И «Расставь кегли».

 (Ксюша, Илья, Соня)

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определять положение предмета относительно себя или другого предмета, закреплять понятия: слева, справа, впереди, сзади и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....

комплексно-тематическое планирование в старшей группе

В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы

Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в сответствии с ФГТ....

комплексно-тематическое планирование для старшей группы по фгт

Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию   Комплексно-тематическое планирование осуществляется на основе нормативно – правовых актов:- Закон Российской Федерации «...

Комплексно - тематические планирование в старшей группе с учётом ФГТ.

перспективное планирование на делю в старшей группе с учётом ФГТ по теме "Моя малая Родина"...

Перспективное комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Весна"

Песпективное комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми в старшей группе по теме "Весна". Материал подобран по программе "Детство" по образовательным областям...