Использование кинезиологического подхода в практике работы воспитателя ДОУ
методическая разработка
В рамках дошкольных учреждений кинезиологическая работа нацелена на интеллектуальную и психоэмоциональную готовность ребенка к школе, способствует качественному усвоению материала, доступному обучению детей чтению, письму и математике, оказывают помощь детям и в адаптации к дошкольному учреждению, в профилактике стрессовых расстройств, что напрямую и косвенно улучшает иммунитет, снижает детскую заболеваемость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kineziologicheskogo_podhoda.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кинезиологического подхода
в практике работы воспитателя ДОУ
Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 223»,г. Новокузнецк
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
В ФГОС образовательная область «Физическое развитие» определяет перед нами, педагогами следующие цели и задачи:
1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
2. Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодрствования. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
В рамках дошкольных учреждений кинезиологическая работа нацелена на интеллектуальную и психоэмоциональную готовность ребенка к школе, способствует качественному усвоению материала, доступному обучению детей чтению, письму и математике, оказывают помощь детям и в адаптации к дошкольному учреждению, в профилактике стрессовых расстройств, что напрямую и косвенно улучшает иммунитет, снижает детскую заболеваемость
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии.(таблица1).
Таблица1
«комплексы кинезиологических упражнений»
Комплексы упражнений | Ожидаемый результат | Упражнения | |
1 | растяжки | нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). | «Снеговик» «Дерево» «Сорви яблоки» |
2 | дыхательные упражнения | улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. | «Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик» «Надуй шарик» |
3 | глазодвигательные упражнения | позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. | «Взгляд влево вверх» «Глаз – путешественник» «Глазки» Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.) «Глазки» Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз) «Глазки» Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда. |
4 | телесные упражнения | совершенствуют общую моторику, вырабатывают четкие координированные действия | «Перекрестное марширование» «Мельница» «Робот» «Маршировка» |
5 | упражнения для развития мелкой моторики | развивают речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. | «Домик» «Ладошка» «Лезгинка» «Горизонтальная восьмерка» |
6 | упражнения на релаксацию | способствуют расслаблению, снятию напряжения | «Дирижер» «Путешествие на облаке» Релаксация «Ковер-самолет» |
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
- Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
- Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
- Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
- Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.
Хорошо известно, что воспитывать здорового ребенка намного легче и эффективнее. Только имеющий хорошее здоровье человек сможет выполнить свои биологические и социальные функции.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно - образовательной работы ДОУ не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.
Литература
1. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. - 2006. - №1. - С. 53-59.
2. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская.– М.: Педагогическое общество России, 2005.– 96 с.
3. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. - 2012. - №1.
4. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2009. - 192 с.
5. Попова Т.С. Перспективная модель организации деятельности современного детского сада и учреждений дополнительного образования // Управление ДОУ. - 2006. - №5.
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
7. Суравегина И.Т. Здоровье человека как экологическая проблема: образовательный аспект // Экология и жизнь. - 2010. - №1. - С.34-38.
8. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 33-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...
Использование возможностей проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Проектная деятельность в дошкольном учереждении....
Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...
Возможности использования Интернет – технологий в практике работы воспитателя с родителями.
В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет...
Развитие астрономических представлений у дошкольников с использованием лэпбука «Космос» в практике работы воспитателя ДОУ
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным расск...
Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя
В силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и укрепления здоровья детей, обеспечение личностного и физического развития ребенка в 2022г. творческой группой, участником которой я являлас...