мультимедийная презентация "Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Во все времена взрослый, воспитывая свое дитя. обращался к педагогическому опыту предков. И в народном творчестве, как нигде лучше не сохранилось все богатство и мудрость народа. Потешки, поговорки, загадки, заклички, стихи и народные сказки - все народное творчество пропитано тысячелетним житейским опытом. Чем утешить загрустившего, развеселить опечалившегося, усмирить разошедшегося, подзадорить приунывшего - только метким народным словом. Незаслуженно забытые произведения народной культуры верой и правдой могут служить воспитателям в работе с детьми любого возраста. Открыть новые горизонты народной мудрости вполне под силу педагогу-психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные произведения раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых . С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой- забавушкой , рассказывать ей о козе. Л юбимые развлечения детей следует время от времени повторять . Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать : «Моя бабушка говорила …» И далее каждый приводит те слова , что с детства осели в сознании помимо его воли
Они поддерживают, подбадривают человека Наставляют Предостерегают Вразумляют Примиряют И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.
Маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым . Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек , можно подбирать более сложный материал для развлечения ребят.
Работа со старшими дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее предполагает использование более сложных форм народного словесного творчества, таких как считалки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также песни-дразнилки, песни-насмешки – особый, очень забавный и интересный вид детского творчества
. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Окружающие ребёнка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребёнок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные его зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.
Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок . Сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов .
В детском быту есть свои традиции . Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего . Кто придумал эти игры - “ Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” ? Когда они возникли ? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки По этому признаку они и называются – народные
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением . Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах , здесь ребенок драматизирует то , о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой
В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например , в “Жмурки”, “Кошки-мышки” охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
Только в процессе игры можно создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, обучать умению слушать и слышать другого, учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении, развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях , учить использовать формулы речевого этикета, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
В поэтических образах произведения устного народного творчества открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народное творчество обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка. .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...

Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...
Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""
quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...

Рукотворная тряпичная кукла как средствокоммуникативного развития ребенка дошкольного возраста и приобщение к истокам русского народного творчества.
Рукотворная тряпичная кукла как средствокоммуникативного развития ребенка дошкольного возраста и приобщение к истокам русского народного творчества....

Консультация для родителей "Влияние русской народной сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодики. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять....