Сенсорное развитие дошкольника
статья

Флотская Елизавета Георгиевна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств. Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать ребенку осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простые и понятные способы – это массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_doshkolnika_statya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств. Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Развитие сенсорных навыков ребенка начинается с момента рождения. Помогать ребенку осваиваться в этом мире, учиться пользоваться заложенными от природы рефлексами и чувствами рекомендуется с первых дней жизни. Простые и понятные способы – это массаж, игры, пение и речь – способствовать развитию заложенных данных, освоению новых возможностей.

Игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения. Игры - драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы, и активизирует речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношений.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла

Развивающая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом.

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Общая цель этих игр - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.

Вначале дети отгадывают источник звука - голос своего ровесника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события и настраивают детей на соответствующие игровые действия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки.

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнятьзадание сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

«Бегите ко мне» - в игре дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Сравнение флажков по цвету становится важным и значимым для детей потому, что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или остановиться).

«Разноцветные ленточки» - в этой игре дети учат различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие.

«Ищи свой дом» - дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различие цветовых тонов производится только глазами, на расстоянии.

«Лети, голубок!» - игра учит детей ориентироваться в цветовых тонах по названию без опоры на наглядный образец.

«Цветовое лото» - эта игра является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра(голубой, розовый и др.).

Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Большинство детей еще не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему малыш рисует не конкретные предметы, а заполняет бумагу штрихами и каракулями. Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом. В играх преследуется важная цель - учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научиться, ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни.

Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Исключается участие зрения в этом процессе.

«Что нам привез мишутка» - выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, одной или двумя руками. «Отгадай, что в мешочке» - в этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы предмета, Игра развивает у детей также познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы.

Игры на зрительное восприятие формы.В играх содержатся следующие условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. В них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму: «Закрой окошко», «Где твой дом»: такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем («принеси» и «покажи», «чей коврик лучше?»). Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова («Геометрическое лото», «Кому дать»), в этих играх дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

Игры, развивающие восприятие качеств величины. В таких играх используются народные игрушки - пирамидки, матрешки, мисочки - вкладыши и другие деревянные игрушки. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.

«Что делают матрешки?» привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком.

«Разберем и соберем», «Приходите на лужок» - дети осваивают прием различия величины путем накладывания, благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре.

«Раз, два, три - ищи!» - игра, которая учит ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Найти предмет по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, но поиск осуществляется без него.

Система игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

сенсорное развитие дошкольников

статья о сенсорном развитии дошкольников...

Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"

 Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию  дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников

В статье рассказывается о музыкально-сенсорном оразвитии дошкольников...

"Основы сенсорного развития дошкольников"

Методическая разработка в помощь воспитателю...

Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...