Семинар-практикум "Взаимодействия педагогов и родителей ДОУ. Инновационные формы и методы"
методическая разработка

Казакова Анна Юрьевна

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-praktikuma.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ.

ИННОВАЦИОНННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ»

                                                                               «Семья – это та самая среда,

                                                                                в которой человек учится

                                                                                и сам и творит добро»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

1. Приветствие. Создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Тема  сегодняшней встречи  «Пути взаимодействия воспитателя и родителей».  И начнём мы нашу работу с приветствия.

Психолог:

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. 
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 
Психолог:

2.Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

    Далее участники делятся на три подгруппы, путём жеребьёвки (красные , жёлтые, зелёные круги).

3.Вступление в тему семинара-практикума.

     Как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?

     Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории    современных пап и мам?

     Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду?

     Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей?

     Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов. В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

              ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

     Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.  Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.  Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

4. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы.

     Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, родитель, педагог) участников образовательного процесса.

Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?».

Вторая группа объясняет: «Какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников?».

Третья группа аргументирует положение о том: «Зачем взаимодействие с родителями необходимо для педагога».

Вывод: Общение важно для всех участников образовательного процесса.

 Психолог:   5.  Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  • Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ожидание из колеи?
  • Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  • Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  • Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  • Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  • Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, с коллегами, руководством?
  • Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  • Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  • Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  • Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  • Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  • Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  • Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  • У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  • Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  • Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценки ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать.

    Психолог:  6.Правила построения эффективного общения

Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

Улыбка.

Имя собеседника.

Комплимент.

- Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, в нашем случае, хвалим родителю его ребенка.

       Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Психолог:7.Игра "Встречают по одежке".

Цель игры: развивать активное групповое общение, научиться внутренне, анализировать свою социальную "маску".

Команды получают по 2 карточки с надписями, например:

"Я так устала",

"Какие сегодня неуправляемые дети",

"Что же сделать на ужин",

"Когда переведут зарплату",

"Сейчас придет лучший родитель на свете",

"У этого родителя самый необыкновенный ребенок",

"Я все умею",

"Пожалейте меня",

"Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т.п.

Участник каждой команды по очереди, показывает выражением лица одну из «социальных масок». Остальные команды пытаются прочувствовать состояние, описанное в карточке.

Обсуждение: Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался показать  мимикой то или иное состояние. Что помешало почувствовать, отгадать? Что вызывало ощущения (негативные, позитивные)?

8. «Аукцион  педагогических идей».

Каждый представитель с учреждения  делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ (презентация, видеофильм, мастер-класс).Время 10-15 мин.

 9.Составление синквейнов.

В заключении нашего семинара-практикума я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Пример синквейна тему любви.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.

Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Дети»,

вторая команда – на тему «Воспитатель», 

третья команда – на тему «Родители».

Заключение:Мы  надеемся, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...

Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

  Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...

Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

Межрегиональный семинар-практикум «Инновационные формы работы по формированию партнерских взаимоотношений с родителями», проводимый в МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1», г. Альметьевск, выступление и презе...

"Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

презентация "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

Традиционные инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Одной из задач является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах...