Консультация для воспитателей
учебно-методический материал
Интересные загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математике.
Данный математический материал способствует развитию логического мышления, формированию поисковых подходов к решению разных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Интересные загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математике».
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.
Загадки математического содержания:
У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
Много рук, нога – одна (дерево).
На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).
На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица). Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора (глаза).
Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).
У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).
Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).
Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).
Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).
Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, четыре стали обувь надувать (шины).
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).
Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).
Пять братцев в одном домике живут (варежка.)
И жужжит, и летит, есть шесть ног, но без копыт (жук).
Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть).
Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели).
Цифру восемь ,цифру восемь на носу всегда мы носим, цифра восемь плюс крючки –получаются … (очки).
12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.).
Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Овальная лягушка, но вовсе не зверушка, а овощ-молодец -зелёный … (Огурец.)
Небо, будто синий дом, есть одно оконце в нём: словно круглое оконце в небесах сверкает …(Солнце.)
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Задачи-шутки:
- Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)
- Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
- Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
- В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана)
- По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул , только они нырнули )
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
- 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?( 7 дорожек)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
- Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
- Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
- Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
- На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
Задачи в стихах:
1.На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?)
2.На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
3.Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетёной корзине? (3)
4.Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
5.У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек?
6.Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу… ОХ!
Сколько всего овощей принесла хозяйка?(6)
7. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок…
Помогите вы Танюшке
Сосчитать свои игрушки!
8. Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один-за ветлой,
Два-за метлой,
Один-под листом,
Двое-под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5? (6)
9.Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...