Арт – терапия как технология художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Сказкотерапия – это лечение сказками. Сказкотерапию используют для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Благодаря сказкам, в детях накапливается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии личности.
Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2018.doc | 551.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка -детский сад №116" г. Сыктывкара
Методическая разработка
«Арт – терапия как технология
художественно – эстетического
развития детей дошкольного
возраста»
(сказкотерапия)
Воспитатель:
Темноева Т.Н.
Сыктывкар 2018
Содержание.
страницы
1. Пояснительная записка........................................................... 1
2. Актуальность ............................................................................3
3. Типология сказок......................................................................4
4. Отличительные черты сказкотерапии..................................8
5. Цели и задачи........................................................................9
6. Синтез современных методов и приемов............................11
7. Принципы работы со сказками.........................................12
8. План работы по сказкотерапии..........................................14.
9. Схема размышления над сказками......................................20
10. Промежуточный анализ работы.........................................22
11. Литература.........................................................................24
Пояснительная записка .
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость.
Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.
Сказкотерапия – это лечение сказками. Сказкотерапию используют для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Благодаря сказкам, в детях накапливается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии личности.
Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Изучая методическую литературу, узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» — лечение сказками, этот метод был инструментом психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии.
По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.
Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
Резюме.
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Преимущества технологии «Сказкотерапия»
• Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
• Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие.
• Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
• Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
• В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
• Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Типология сказок.
Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.
Художественные сказки — традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы, а также на волшебстве «оживотворения».
Художественные сказки бывают следующих видов:
- народные;
- сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;
- сказки на бытовую тематику;
- страшные сказки;
- фантастические сказки, наполненные волшебством.
Пример: сказка «Приключения Буратино» поможет доверчивому и непослушному малышу, «Принцесса на горошине» — избалованному и капризному, «Сказка о рыбаке и рыбке» — себялюбивому и жадному.
Дидактическая — самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка. Например:
- как правильно и безопасно переходить проезжую часть;
- как самостоятельно умываться, одеваться, заваривать чай;
- как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;
- как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.
С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
- «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
- «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
- «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
- «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
- «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
- «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Самое обыденное и скучное занятие можно сделать ярким и интересным с помощью удивительного волшебства превращений и перевоплощений. Сказочная история рассказывает о смысле и значимости конкретного умения, в финале ребёнка ожидает небольшое задание, в процессе выполнения которого он приобретёт реальный опыт и закрепит теоретическое знание.
Психологическая сказка — вымышленная история, плод фантазии автора, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребёнка. Сложность авторской сказки в том, что она передаёт важнейшую информацию в зашифрованном символическом виде, скрывая её за метафорическими образами. Психологическая сказка не будет рассказывать, как порадовать друга свежезаваренным чаем или вежливо попросить о чём-то взрослых, но зато она попытается объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.
Психокоррекционная сказка — своеобразный «мягкий намёк», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребёнка. В соответствии с нравоучительным замыслом рассказчик выстраивает сюжет определённым образом: в дебюте истории демонстрируется неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность), а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие), делаются выводы. Смысл событий сказочной истории может лежать на поверхности и легко улавливаться слушателем.
Например, в любимой истории о Крошке Еноте опасный враг, обитающий в реке, тут же исчез, как только главный герой сменил злобный, угрожающий оскал на милую улыбку. Мораль сказки проста и очевидна: как ты относишься к миру, так мир относится к тебе. А вот пример более сложной по форме изложения сказки, смысл которой скрывается под абстрактной метафорой: «Бредёт печальный Тигр по лесу и плачет, встретилась ему смешливая Обезьяна. «О чём грустишь, Тигр?» — интересуется Обезьяна. «Никто меня не любит», — жалуется в ответ Тигр, – «ухожу жить в другое место». «А свои острые и страшные клыки ты с собой прихватишь?» — спрашивает Обезьянка». Такого рода сказки требуют дополнительного обсуждения и пояснения.
Психотерапевтическая сказка — самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утончённую красоту. Часто педагоги и психологи, ищущие сказки, способные принести эмоциональное облегчение, помочь в сложной жизненной ситуации, используют богатство религиозных притч, басен Эзопа, И. Крылова, легенд, былин и мифов.
Медитативные сказки — обладают расслабляющим воздействием на психику, помогают снять психоэмоциональное напряжение, стремятся укоренить в области бессознательного идеальный образец, на основе которого личность выстаивает взаимоотношения в самим собой, окружающими людьми и миром.
В три–четыре года можно отметить следующие отличительные черты сказкотерапии:
- Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.
- Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.
- Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.
- Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.
Цели и задачи :
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
- Развивать у детей социальные навыки : общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Развивать навыки произвольного поведения : внимательности, терпеливости, усердия.
- Помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
- Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.
- Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния: напряженность-расслабленность.
- Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, координацию движений, позитивную коммунификацию и адекватную самооценку, в коррекции которых нуждаются дети с проблемами в развитии.
С целью мотивации и активизации воспитанников в ходе работы со сказкой можно использовать разные формы работы. Это анализ, рассказывание, сочинение сказок, кукло и имиджтерапия, постановка сказок на сцене и песочнице, рисование «волшебными красками», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях и т.д.. Работая с ранним и младшим возрастом, понимаю, что не все методы и приемы возможно применять в данном возрасте.
Работа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов и приемов:
- Словесные методы (режиссерская игра, комментирование, импровизация, рисование и фантазирование)
- Пантомимические этюды ( покажи, как лиса просила колобка спеть песенку.)
- Психогимнастика
- Ритмические упражнения
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, поможет детям стать мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Занятия по сказкотерапии должны помочь детям оценивать свое психическое состояние, особенности поведения, научить выйти из трудных ситуаций, поверить в силу добра, любви и справедливости.
Принципы работы со сказками
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Принцип | Основной акцент | Комментарии |
Осознанность | Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? | Наша задача показать воспитанникам , что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. |
Множественность | Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. | Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе. |
Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. | Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Структура работы по сказкотерапии.
Этап | Назначение | Содержание этапа |
1.Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. | Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечку; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. |
2.Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они опыт в течение тех дней, пока не было занятий; ( для более старшего возраста как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.) |
3.Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. | Педагог рассказывает и показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
4.Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. | Педагог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. |
5.Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью | Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. |
6.Резюмирова-ние | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. |
7.Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Педагог говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. |
ПЛАН
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
1. | Художественные сказки Стереотипность поведения | Установить связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Компенсировать недостаток действия в реальной жизни. Воспитывать бдительность и стереотипность поведения. Умение вовремя остановиться в процессе испытания себя. Коррекция слуховой памяти, мышления и восприятия. Развивать фантазию, воображение, способность оценивать поступки героев сказок, эмоции детей. Умение побороть свои отрицательные черты характера. | Анализ, обсуждение, рисование, проигрывание эпизодов сказки. Беседа, рассказ, осуждение, анализ, рисование, драммотизация. Рассказ, осуждение, анализ, этюды ( покажи, что мишка сказал колобку, как колобок ответил медведю) | Сказки: «Курочка Ряба» «Лиса и козел» «Репка» Сказки: «Колобок» Сказки: «Колобок» |
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
2. | Дидактические сказки 1.Мы и природа | Воспитывать разделение добра и зла. Вызывать у детей эмоции, важные социальные и моральные нормы жизни в отношениях между людьми. Решить определенную воспитательную задачу. Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Дать детям представление об основных свойствах воды. Пробуждать интерес, развивать зрительную память. Усвоит причинно-следственные связи, существующие в мире. | Тренинг упражнения, медитация, анализ, обсуждение Тренинг упражнения, медитация, анализ, обсуждение, практическая работа Тренинг упражнения, медитация, анализ, лепка, обсуждение, рисование | Сказки: «Лисичка сестричка и серый волк» «Лиса и кувшин»
Сказки: «Заяц Коська и Родничок» (Грибочев) Сказки: «Снегурочка» «Снежинка-пушинка» |
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
2. Здоровый образ жизни | Формировать представление об основных признаках каждого времени года. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Развивать и корригировать действенно-образное мышление, коммуникативную функцию речи. Раскрывать смысл важность определенных знаний. | Беседа, тренинг упражнения, рисование, аппликация, игры-упражнения Работа по картинам, беседа, обсуждение, анализ, дидактические игры. Разыгрывание эпизодов сказки. | Сказки: «Четыре времени года» «О временах года» Игры: «Помоги почтальону» «Деревце» Сказки: «Жили –были два микроба» (С. Казарян) «Тайна» (А. Смирнова) «Грязь-Грязища и Иван» (А. Воскресова) «Мойдодыр» «Федорино горе» (К.И. Чуйковский) |
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
3. | Психокоррекционные сказки 1. Страх темноты 2. Хвастовство | Снять эмоциональное напряжение, умение преодолевать страх темноты. Умение оценивать свое психическое состояние, особенность поведения и проявления эмоций. Уметь оценивать свои поступки, сравнивать, что хорошо и что плохо. Скорректировать недостатки воспитания ребенка. Изменить свое поведение, отношение к сверстникам. | Рассказ, обсуждение, анализ, беседа, пантомимика. Беседа, обсуждение, медитация, анализ, пантомимика | Сказки: «Про чебурашку» (Т.Зинкевич-Светигнива) «Малыш-трусиш» «Добрая темнота» «Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок» (Ю. Кумекова) Сказки: «Котенок-Матросенок» (А. Володькина) «Зайка-зазнайка» «Цыпленок-хвастунишка» |
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
3.Детские капризы 4.Проблема «драчливости» | Формировать нужные психологические качества. Найти связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Воспитывать нравственные формы поведения: доброту, дружбу, чуткость к друг другу. Скорректировать недостатки воспитания ребенка, изменить свое поведение, отношение к сверстникам. Дать знания о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, о взаимоотношениях людей. | Беседа, обсуждение, медитация, анализ Беседа, обсуждение, анализ | Сказки: «Королева капризов» (А. Смирнова) «Слоненок с шариками» (Н. Никитина) «Каприза» Сказки: «Заяц с рюкзаком» (А. Смирнова) |
ТЕМА | Задачи | Методы и приемы | Прим., литература | |
4. | Психотерапевти- ческие сказки 1. Сказка о добре и зле 2.Проблема развития ребенка 2.Пассивная жизненная позиция | Разделение добра и зла, победа добра. Помочь ребенку поддержать бодрость духа и развитие стремления к лучшему. Учить преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, разобраться в смысле происходящего, верить в силу добра, любви и справедливости. Обогатить духовный мир ребенка. Снять психо-эмоциональное напряжение. Дат информацию о духовном развитии человека, о стереотипах человеческого поведения Дать понятие о том, что эгоизм может повредить самому себе. Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, умению управлять своим поведением. | Медитация, обсуждение, анализ, беседа, пантомимика. Обсуждение, анализ, беседа Обсуждение, анализ, беседа | Сказки: «Сказка про волшебников и черных магов» (А. Смирнова) «Волшебные крылья» «Цветок лепесток» Сказки: «Голубая фея» (В. Буяновская) Сказки: «Облако и озеро» (В. Буяновская) |
Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарии |
Основная тема | Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. | О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы |
Линия героев сказки. Мотивы поступков | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герой совершает то или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героем друг с другом |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей | Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарии |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. | Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. |
Актуализированные чувства. | Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражения? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках. | Важно осознать какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. | Кто такой Иван-Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? | Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские. |
Промежуточный анализ работы по сказкотерапии.
Сказкотерапию проводила примерно один раз в неделю. При проведении занятий использовала разные приемы и формы подачи материала. Это анализ, рассказывание, обсуждение, рисование, лепка, игры-импровизации, пантомимические этюды, ритмизация, упражнения, медитация, дидактические игры и т.д.
При проведении занятий старалась вовлечь в игру всех детей, вырабатывала у них определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе.
На первом этапе занятий начала игру с теми, детьми кто сразу откликался на мое предложение, а другие дети не включались в игру, а наблюдали со стороны. И лишь немного позднее у них возникало желание участвовать. Замкнутым детям распределяла роли героев с сильными чертами характера (например: «храбрый заяц», «смелая Даша» и т.п.). Детям, склонным к упрямству, капризам и ябедничеству распределяла роли героев с отрицательными чертами характера (например: «каприза», «цыпленок-хвастунишка», «кривляка» и т.п.). Это давало положительные эффекты: улучшалось настроение, повышался эмоциональный настрой, развивалась связная речь.
Если у детей появлялось утомление, то занятия прекращала и переключала внимание на другой вид деятельности: лепка из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похожа?, сделай кляксу: «капризы», «ведьмы», доброй Настеньки» и т.д.)
Во время проведения сказкотерапии большое внимание уделяла двигательной активности детей, психогимнастике, что приводило к расслаблению организма, снятию эмоционального напряжения. Учила передавать ритмизацией природные явления (дождь, гром, снег и т.п.), изображали пантомимические этюды: горе, радость, страх и т.п.
При проведении дидактических игр, дети изображали с помощью движений, мимики различных животных. Игры и упражнения, направленные на двигательную активность детей развивали моторику и координацию движений, снимали физическое и психическое напряжение, увеличивали работоспособность детей.
Сказкотерапию можно повторять через определенные промежутки времени. Наши дети очень любят повторения, знакомые упражнения воспринимаются легче, с большим интересом. При повторении материала использовала творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы: покажи героя, угадай по движению, придумай окончание и т.п. Даже малоактивные дети с удовольствием выполняли хорошо знакомые задания.
Дети воспринимают все происходящее в сказке, как реальность. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети гораздо с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи Галей, Леной, Дашей и др.
Нашим девочкам очень нравятся сказки, они с удовольствием погружались в процесс игры, а после окончания высказывали свое отношение к сюжетам сказки, действий других участников, собственных переживаний и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Литература
- Русские народные сказки
- О.А. Шарокова “Играем в сказку”
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева “Тренинг по сказкотерапии”
- А.А. Осипова “Общая психокоррекция”
- С.О. Николаева “Занятия по культуре производства”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...
Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны д...
Технологии художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.
laquo;Радость творчества - самая доступная для ребёнка эстетическая одухотворённость». В. А. Сухомлинский. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. ...
Презентация опыта работы «Песочная терапия в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Что такое песочная терапия? Это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможност...
«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение……………………………………………………………&helli...