Занятие «Алфавит»
методическая разработка (старшая группа)

Вельгорецкая Елена Николаевна

Цель:

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению)

Задачи:

1.Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова).

2.Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

3.Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении.

4.Формирование умения самостоятельно составлять предложения.

5.Знакомство с понятием «алфавит».

6.Развитие фонематического слуха.

7.Закрепление образов букв.

8.Развитие тактильных ощущений.

9.Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Алфавит»

Цель:

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению)

Задачи:

1.Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова).

2.Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

3.Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении.

4.Формирование умения самостоятельно составлять предложения.

5.Знакомство с понятием «алфавит».

6.Развитие фонематического слуха.

7.Закрепление образов букв.

8.Развитие тактильных ощущений.

9.Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Ход занятия.

Лексическое упражнение «Зверята и зеркало»

Воспитатель вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рассматривают игрушки.

Воспитатель. Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка). Что на голове у Мишутки? (Шапочка) Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка», «ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].

Дети выполняют.

Воспитатель. Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф) В каких еще словах есть звук [ж]?(Желудь, жук, лежит, жужжит).

В случае затруднения слова может назвать воспитатель.

Воспитатель. Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж».

Произносит слово и «измеряет» его, разводя сомкнутые вместе ладони на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.

Воспитатель. Еж – короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Показывает). Это слово… (длинное). Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Измеряет).  Какое это слово?(Короткое). А слово «жужжит»? (Длинное). Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок – колючий бок, кто это? (Ежик). Произнесем все вместе чистоговорку о ежике:

          Ежик, ежик – чудачок,

          Сшил колючий пиджачок.

 Дети произносят скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Воспитатель. А теперь загадайте свои загадки-описания.

Воспитатель вызывает 3-4 желающих. Достает зеркало и организует на столе ситуацию: Мишутка, ежик и жираф заглядывают в зеркало.

Воспитатель. С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят – что-то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше? Лучше вызвать ребенка с хорошо поставленной речью. Воспитатель помогает рассказчику, при  необходимости подсказывает начало фразы.

«Заглянул в зеркало… (ежик) и говорит: «Кто это такой колючий?»

«Дай посмотреть, - говорит …(жираф). – Нет, он вовсе не …(колючий). Он…(гладкий). И у него… (длинная шея)».

Заглянул в зеркало… (Мишутка).

«Нет, у него никакой… (длинной шеи). У него шея… (короткая), а на голове… (шапочка)».

Стали звери осматривать зеркало, увидели в нем…(себя и своих друзей сразу) и догадались, что это их…(отражение)».

Игра «Время рассердилось и ушло – догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил воспитатель.

Дидактическая игра «Буква – звук»

Воспитатель произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.

Физкультминутка «Мельница».

И. П. – наклон вперед, руки в стороны, стойка - ноги врозь.

Ветер дует, завывает,                    Правой рукой коснуться пола, левая рука назад в                            

Нашу мельницу вращает.              сторону. Смена положения рук

 Раз, два, три, четыре –

Завертелись, закружились.

Повторить упражнение два раза.

Знакомство с понятием «алфавит»

Воспитатель. Давным-давно звуки речи, складывались в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором – [о],на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим еще один (скот), то появляются новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова. Но сначало вспомните и скажите, что такое буква.

Дети. Буква – это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.

Воспитатель. Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.

Воспитатель показывает таблицу-алфавит.

Песенка-азбука

Воспитатель.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б.Заходер

В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфавите стоит буква «А», на последнем месте – «Я».

Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Воспитатель произносит пословицу и предлагает обьяснить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек складываются буквы (деревянные или пластмассовые) – от 5 до 8 штук.

Задание 1. Достань букву «А».

Указывается конкретная буква, которую ребенку надо найти на ощупь.

Задание 2. Достань букву-отгадку:

Ходит пешком

Калач с посошком.

Индивидуальная работа с карточками

Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на восемь клеток, в каждой клеточке изображена буква. Дети рисуют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.

Анализ занятия. Производится в форме беседы по содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит. Русский алфавит в картинках.

Алфавит для малышей.  Русский алфавит в картинках. 4-и листа на формат А4 и 4 файла PSD (открывает фотошоп) Этих картинок в интернете много. Я их собрала все вместе и разместила на четы...

Конспект занятия по продуктивным видам деятельности. Ручной труд (конструирование) "Веселый алфавит".

Задачи:Ззакрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способамиинициировать творческие проявления детей при создании п...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Ритмическое занятие физической культурой «Алфавит» для детей 6-7 лет

Ритмическое  занятие физической культурой «Алфавит» для детей 6-7 лет...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...