Занятие «Алфавит»
методическая разработка (старшая группа)
Цель:
Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению)
Задачи:
1.Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова).
2.Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.
3.Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении.
4.Формирование умения самостоятельно составлять предложения.
5.Знакомство с понятием «алфавит».
6.Развитие фонематического слуха.
7.Закрепление образов букв.
8.Развитие тактильных ощущений.
9.Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Алфавит»
Цель:
Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению)
Задачи:
1.Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова).
2.Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.
3.Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении.
4.Формирование умения самостоятельно составлять предложения.
5.Знакомство с понятием «алфавит».
6.Развитие фонематического слуха.
7.Закрепление образов букв.
8.Развитие тактильных ощущений.
9.Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
Ход занятия.
Лексическое упражнение «Зверята и зеркало»
Воспитатель вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рассматривают игрушки.
Воспитатель. Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка). Что на голове у Мишутки? (Шапочка) Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка», «ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].
Дети выполняют.
Воспитатель. Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф) В каких еще словах есть звук [ж]?(Желудь, жук, лежит, жужжит).
В случае затруднения слова может назвать воспитатель.
Воспитатель. Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж».
Произносит слово и «измеряет» его, разводя сомкнутые вместе ладони на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.
Воспитатель. Еж – короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Показывает). Это слово… (длинное). Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Измеряет). Какое это слово?(Короткое). А слово «жужжит»? (Длинное). Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок – колючий бок, кто это? (Ежик). Произнесем все вместе чистоговорку о ежике:
Ежик, ежик – чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Дети произносят скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса.
Воспитатель. А теперь загадайте свои загадки-описания.
Воспитатель вызывает 3-4 желающих. Достает зеркало и организует на столе ситуацию: Мишутка, ежик и жираф заглядывают в зеркало.
Воспитатель. С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят – что-то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше? Лучше вызвать ребенка с хорошо поставленной речью. Воспитатель помогает рассказчику, при необходимости подсказывает начало фразы.
«Заглянул в зеркало… (ежик) и говорит: «Кто это такой колючий?»
«Дай посмотреть, - говорит …(жираф). – Нет, он вовсе не …(колючий). Он…(гладкий). И у него… (длинная шея)».
Заглянул в зеркало… (Мишутка).
«Нет, у него никакой… (длинной шеи). У него шея… (короткая), а на голове… (шапочка)».
Стали звери осматривать зеркало, увидели в нем…(себя и своих друзей сразу) и догадались, что это их…(отражение)».
Игра «Время рассердилось и ушло – догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил воспитатель.
Дидактическая игра «Буква – звук»
Воспитатель произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки), который обозначает эта буква на письме.
Физкультминутка «Мельница».
И. П. – наклон вперед, руки в стороны, стойка - ноги врозь.
Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола, левая рука назад в
Нашу мельницу вращает. сторону. Смена положения рук
Раз, два, три, четыре –
Завертелись, закружились.
Повторить упражнение два раза.
Знакомство с понятием «алфавит»
Воспитатель. Давным-давно звуки речи, складывались в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором – [о],на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим еще один (скот), то появляются новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова. Но сначало вспомните и скажите, что такое буква.
Дети. Буква – это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.
Воспитатель. Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.
Воспитатель показывает таблицу-алфавит.
Песенка-азбука
Воспитатель.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Б.Заходер
В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфавите стоит буква «А», на последнем месте – «Я».
Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится»
Воспитатель произносит пословицу и предлагает обьяснить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек складываются буквы (деревянные или пластмассовые) – от 5 до 8 штук.
Задание 1. Достань букву «А».
Указывается конкретная буква, которую ребенку надо найти на ощупь.
Задание 2. Достань букву-отгадку:
Ходит пешком
Калач с посошком.
Индивидуальная работа с карточками
Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на восемь клеток, в каждой клеточке изображена буква. Дети рисуют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.
Анализ занятия. Производится в форме беседы по содержанию занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавит. Русский алфавит в картинках.
Алфавит для малышей. Русский алфавит в картинках. 4-и листа на формат А4 и 4 файла PSD (открывает фотошоп) Этих картинок в интернете много. Я их собрала все вместе и разместила на четы...
Конспект занятия по продуктивным видам деятельности. Ручной труд (конструирование) "Веселый алфавит".
Задачи:Ззакрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способамиинициировать творческие проявления детей при создании п...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Ритмическое занятие физической культурой «Алфавит» для детей 6-7 лет
Ритмическое занятие физической культурой «Алфавит» для детей 6-7 лет...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...