мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»
методическая разработка (старшая группа)
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_i.doc | 96.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
2. Практическая часть ……………………………………………………………….6
3. Занятие «Стеклянная сказка»……………………………………………………11
4 Литература ………………………………………………………………………...15
МАСТЕР-КЛАСС
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т.Э. Тютюнникова.
Пояснительная записка
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В результате накопления материала мною планируется составление картотеки речевых игр и упражнений, а также творческих заданий с использованием ДМИ, «звучащих жестов» и инструментов-самоделок.
Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей. Так, мониторинг на начало прошлого года показал 39,8% высокого уровня, а на конец года - 65,7%.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Музицирование участников мастер-класса на различных музыкальных инструментах, в том числе и со звучащими жестами под музыку М. Глинки «Полька»
Музыкальные инструменты, конечно же, составляют главную строку в успехе элементарного музицирования у детей. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих, не плохую службу могут сослужить самодельные.
Озвучивание стихотворений
Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру детские музыкальные инструменты и озвучивается стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель. – треугольник
По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи – муз. молоточек
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы
Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка
И расцвел подснежник. - колокольчик
Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.
Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –
Озвучивание рассказа по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.
Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок. | музыкальный молоточек |
Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, | дудочки, свирельки |
Птичек слушать, | свистульки |
Не заметила Машенька, как набежали тучи, | погремушки |
Потемнело кругом, загремел гром, | барабан |
Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, | барабан |
Взяла Ванечку за ручку и побежала. | музыкальный молоточек |
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал | румба |
А тучи все темнее, гром все громче | усиление звучания барабана |
Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи | музыкальный молоточек |
И припустилась со всех ног по полю | ускорение темпа |
Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром | маракас, барабан |
Упали первые капли дождя, было страшно | румба |
Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень | тремоло на треугольнике |
Брат и сестричка были уже дома | глиссандо на металлофоне |
Следующий пример – Музыкальные зарисовки
Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.
Осенняя картина.
В зарисовку включаются:
звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»
речевая интонационная игра «Осенины»
песня об осени
Звучащие жесты:
«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)
Мелкий дождик моросит
Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)
В листьях сада шелестит
Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)
Мокнет мячик у ворот,
Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая интонационная игра «Осенины, осенины»
Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем звучание самодельных инструментов - шумовых, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.
Осенины, осенины - у дождинок именины.
Осенины, осенины - паутинок именины
Осенины, осенины - разных красок именины
Осенины, осенины- тихих звуков именины.
И в завершении музыкальной зарисовки исполнить песню об осени, подыгрывая себе на детских музыкальный инструментах.
И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
И в завершении я предлагаю поиграть в игру «Звуковой бутерброд».
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь положу колбасу - шумовые инструменты,
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические,
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.
Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.
И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Рефлексия:
Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –
Мне было интересно…
Я буду…
Я затрудняюсь…
Я могу…
Я попробую…
Мне было приятно с вами работать! Спасибо!
ТЕМА «СТЕКЛЯННАЯ СКАЗКА»
Цель:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр;
- использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.;
- побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
- привлечь внимание детей к красоте стеклянных звуков, дать качественные определения этим звукам;
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
- учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными
состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Музыкальный материал:
«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», П.И. Чайковский;
«Вальс-шутка», Д.Д. Шостакович;
«Аквариум» из цикла «Карнавал животных», К. Сен-Санс.
Детские музыкальные инструменты:
треугольники, валдайские колокольчики, металлофоны; деревянные и металлические палочки для игры.
Шумовые инструменты:
стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины (использовать, соблюдая правила техники безопасности и инструкции по охране жизни и здоровья ребенка, рекомендуется предварительно провести с детьми
беседу о мерах безопасности при обращении со стеклянными предметами).
1-я часть занятия
На столах расставлены стеклянные предметы, прикрытые легкой тканью. Муз. руководитель предлагает детям послушать стихотворение «Живая картина» В. Данько.
Живая картина в раме блестит:
Там облако тает, и клен шелестит,
Там дождик бормочет, и птица поет,
И каждое утро солнце встает.
Вечером светит фонарь. Тишина.
А поздней ночью картина темна.
Муз. руководитель В Стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Закройте глаза и послушайте, какие красивые голоса у жителей Стеклянного королевства. (Легонько при касается к фужерам деревянной и металлической палочками.) Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.
Два стакана до обеда
Меж собой вели беседу:
«Голосок наш легкий, звонкий,
Ледяной и очень колкий,
Он прозрачный и летящий,
Хрупкий и блестящий».
Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется слушать очень долго. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.
Ребята, попробуйте сами извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Какие удивительно красивые звуки получаются!
2-я часть занятия. Озвучивание стихотворения
Муз. руководитель А сейчас будем озвучивать стихи. Послушайте стихотворение В. Данько «Хрустальный колокольчик»:
Хрустальный колокольчик,
Почти не виден он,
Но слышен отовсюду
Его хрустальный звон:
«Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».
Хрустальный колокольчик
Прозрачен, как роса.
А звон его веселый,
Как птичьи голоса.
Хрустальный колокольчик,
Хрустальный голосок,
Звенит он, точно в поле
Под ветром колосок.
«Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».
И осенью, и летом,
И в снежном серебре
Хрустальный колокольчик
Звенит нам о добре. «Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».
На столе расставлены 4 различных по размеру и форме хрустальных фужера и разложены 4 деревянные или пластмассовые палочки для игры.)
Муз. руководитель Ребята, на слова «динь-дон» будем играть на каждом из фужеров, тремолируя внутри них палочкой. А сейчас поиграем под музыку.
(Дети повторяют игру на фужерах под звучание первой части «Вальса-шутки» Д.Д. Шостаковича.)
З-я часть занятия. Фантазируем и музицируем
Муз. руководитель Ребята, а о чем могут рассказать стеклянные звуки? (Ответы детей.)
Муз. руководитель предлагает детям следующие темы для импровизации:
«Солнечный луч танцует на зеркале»;
«Осенние капли на окне»;
«Обеденный марш»;
«Полька чайной посуды»;
«Рассказ пузатого чайника».
Выбирается одна из тем. Дети импровизируют.
Муз. руководитель Послушайте загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Золотые рыбки в нем. (Аквариум.)
А теперь послушайте стихотворение до конца:
Перламутровые струйки,
Разноцветные чешуйки,
Рыбки-бабочки порхают,
Словно звездочки сверкают.
(Т. Коти)
Выбирайте нужные вам инструменты, попробуем поиграть в аквариум .
Этот дом не деревянный, (коробочка)
Не из камня этот дом, (скорлупки)
Он прозрачный, он стеклянный, (фужеры)
Золотые рыбки в нем. (колокольчики)
Перламутровые струйки, (металлофон)
Разноцветные чешуйки,
Рыбки-бабочки порхают,
Словно звездочки сверкают. (треугольник)
Музыкальная импровизация детей может звучать вначале на фоне текста, как бы иллюстрируя его, а затем и отдельно.
Муз. руководитель Послушайте, как об аквариуме рассказывает музыка. Звучит: К. Сен-Санс. «Аквариум» из цикла «Карнавал животных».
4-я часть занятия. Играем в оркестре
Муз. руководитель: А сейчас мы будем играть в оркестре. Сначала дирижером буду я, а вы занимайте место за выбранными инструментами - стеклянными и детскими.
Показать порядок вступления инструментов и время звучания, оставляя за детьми выбор исполнительского приема и динамики. Дети по желанию могут объединиться в группы по 2-З человека и придумать свою композицию с названием или без него.
При повторное прослушивании предложить детям тихонько аккомпанировать на треугольнике, колокольчике, хрустальных фужерах.
Муз. руководитель: Это будет прощание со Стеклянным королевством, которое мы покидаем под такую волшебную музыку.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
- «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
- «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
- С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
- Internet ресурс: www.orff.ru
- Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, кото...
«Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».
laquo;Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование». Цель: Создать условия для музыкально-творческой работы с до...
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование».
2021 год...
Конспект музыкального занятия по теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Старшая группа.
Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка – детский сад № 18города Кропоткин муниципального образования Кавказский район...
«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».
Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования». ...
Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.
Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»
Мастер-класс для педагогов в дошкольном учреждении...