Методическая разработка
консультация

Седельская Екатерина Викторовна

Методическая разработка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида water_background_by_kristinnluvsbtr-d47tru3

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

«Лаборатория воздуха»

Возрастная адресованность: дети 5-6 лет

Разработала: воспитатель

Седельская Екатерина Викторовна

C:\Users\Марина\Desktop\Воздух\Mylnye-puzyri-Kusochek-detstva.jpg

2016

Цель – развивать познавательную активность детей в ходе расширения и уточнения представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательная область - «Познавательное развитие»:

  • Закрепить представление детей о свойствах воздуха, его ценности в жизни человека;
  • Познакомить с различными способами обнаружения воздуха;
  • Уточнить понятие «ветер» и его свойства: «сила ветра», «скорость ветра».
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основании проведённых опытов.
  • Развивать познавательную инициативу ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»:

  • Стимулировать развитие речи, формировать умение строить аргументированную речь, развивать желание делиться своими впечатлениями.
  • Обогащать словарный запас.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Обогащать опыт художественной деятельности детей в рисовании с помощью приёма получения изображения мыльными пузырями.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать эмпатию, желание помочь товарищу, умение координировать свои действия в группе;
  • Повышать самооценку через самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Организация образовательной среды.

Для обеспечения оптимальной ситуации развития для каждого ребёнка данная непрерывная образовательная деятельность проводится с подгруппой детей, не превышающей 12 человек.

Предварительная работа.

  1. Оборудование:

Оснащение:

  • мультимедийная установка;
  • флипчарт;
  • мнемотаблица;
  • магнитная доска, магниты;
  • интерактивная приставка «Mimio»;
  • фонограмма звуков природы «Шум моря», «Шум ветра»;
  • музыкальная композиция «Ветер-ветерок».

Демонстрационный материал:

  • слайды с изображением человека, животного, дерева, насекомого, автомобиля, самолёта, экологически чистого и экологически грязного города, выполненные в технологии Mimio.

Раздаточный материал:

  • халаты и шапочки;
  • разовые полиэтиленовые пакеты 13 шт.;
  • пластиковые прозрачные стаканы, на каждый из которых надета резиновая перчатка и в боковую прорезь стакана вставлена трубочка для коктейля;
  • плотные листы бумаги 13 шт., баночки с разноцветным мыльным раствором 13 шт.;
  • бумажные кораблики 13 шт., емкость для воды, морская раковина;
  • вырезанные из бумаги фигурки (силуэты) деревьев 13 шт.;
  • контейнеры.

  1. Предварительная подготовка детей:
  • Проведение беседы о воздухе, его роли в жизни человека, животных, растений.
  • Экскурсия в «Лабиринтум» для ознакомления с экспериментальной лабораторией.
  •  Проведение элементарных опытов с целью знакомства детей со свойствами воздуха.
  • Наблюдение за состоянием, силой ветра на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Ветер».
  • Чтение художественной литературы: стихи, загадки о ветре.
  • Составление коллажа «Кому нужен ветер».
  • Игры с воздушными шарами, мыльными пузырями, воздушными змеями, вертушками, ленточками.

Литература:

  • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011;
  • Бианки В.В. Лесная газета. – Москва: Детская литература, 1990;
  • Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004;
  • Лопатина А.А., Скребцова М.В. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова - 2-е изд. - Москва: Амрита - Русь, 2008;
  • Скребицкий Л.Г. Лесной прадедушка. – Москва: Детская литература, 1956;

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Вступительная часть. Приветствие.

Звучит композиция «Ветер-ветерок».

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель в роли ученого, знакомится с детьми и приглашает их в экспериментальную лабораторию для проведения опытов и экспериментов. В лаборатории ученый уточняет у детей, готовы ли они помочь в проведении опытов. После общей договорённости, она предлагает детям переодеться (дети надевают халаты и шапочки) и вспомнить правила поведения в экспериментальной лаборатории (дети называют правила работы в лаборатории, если дети работают в лаборатории впервые, то правила составляются ученым вместе с детьми).

Правила:

Правило первое: Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, быть внимательными.

Правило второе: Приступать к выполнению опыта, только после получения инструкции.

Правило третье: После проведения опыта или эксперимента с материалами вытирать руки салфеткой.

Правило четвертое: Никогда не нюхать незнакомое вещество, не пробовать его на вкус (правила размещаются на флипчарте).

Ученый: Молодцы! Все правила знают, и мы можем идти в экспериментальную лабораторию.

(Ученый с детьми переходит в лабораторию, и она обращает внимание детей на исчезновение вещества, с которым они должны были проводить опыты и эксперименты).

Ученый: Ребята, кто-то проник в мою лабораторию и похитил вещество, которое мы должны были сегодня изучать. Я вас очень прошу, помогите мне найти пропажу. У меня есть формула этого вещества, только она зашифрована, но я забыла, как ее расшифровывать (достает мнемотаблицу с загадкой о воздухе).

Через нос проходит в грудь,

А затем в обратный путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

(Задание выполняется в ходе коллективного обсуждения. Дети работают с мнемотаблицей и предлагают варианты ответов).

Ученый: Мои юные друзья, я горжусь вашей сообразительностью. Ну, конечно, как я сама не вспомнила, что это воздух. Ребята, зачем нам нужен воздух? (Ответы детей).

Инструкция ученого: «Я предлагаю вам присесть рядом со мной на ковер и посмотреть на экран. Вам предстоит задание, с которым справиться смогут только настоящие исследователи. Посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы». (Дети располагаются на ковре перед мультимедийной доской, выполняют задание. На экране слайд с изображением человека, животного, дерева, насекомого, автомобиля, самолёта).

Ученый: Вы должны определить, кому нужен воздух для дыхания? А где используется воздух для движения? (Ответы детей).

Учёный помогает детям сделать вывод - дышит все живое: человек, животные, растения и птицы. Без еды человек может прожить несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Благодаря воздуху передвигаются самолеты и автомобили.

Ученый: У меня все готово для проведения первого опыта. Давайте попробуем вместе разобраться, какой он – воздух!

Опыт № 1. «Поймаем воздух - невидимку» (направлен на ознакомление со свойствами воздуха - прозрачность, невидимость).

Ученый: Ребята, как вы думаете можно увидеть воздух? А можно его потрогать? А поймать? (Ответы детей). Давайте это узнаем.

Инструкция ученого: «Возьмите целлофановые пакеты, лежащие перед вами, и разверните их». (Дети берут и разворачивают целлофановые пакеты). «Взмахните пакетом, попробуйте поймать воздух, а чтобы он не вылетел, быстро закрывайте пакет». (Дети проводят опыт два, три раза. После обсуждения опыта пакеты убираются в контейнер).

Ученый: Как вы думаете, в пакете что-нибудь есть? Тогда почему они приобрели форму? А теперь откройте пакет? Что произошло? Почему пакет потерял форму? Чем был заполнен пакет? (Ответы детей). Правильно, при открытии пакета воздух из него выходит, и пакет теряет форму. Давайте повторим опыт. Теперь посмотрите через пакет друг на друга. Что вы увидели? Почему вы видите друг друга? (Ответы детей).

F:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1901.JPGF:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1899.JPG

Ученый: Как вы думаете, можно сказать про воздух, что он невидимка? (Ответы детей). Да, вы абсолютно правы, мы настолько привыкли к воздуху, что не замечаем его. Воздух прозрачный и поэтому он невидим. И все-таки я предлагаю попробовать его увидеть.

Опыт № 2. «Чудесные отпечатки» (направлен на ознакомление со свойством воздуха - воздух легче воды)

Инструкция учёного: «Перед каждым из вас стакан с жидкостью. Вставьте в стакан трубочку и дуйте, пока не получится «мыльная шапка». (Дети берут стаканы, вставляют в них трубочку и дуют до образования «мыльной шапки»)

Ученый: Что вы видите? Какие изменения произошли с водой? Почему пузыри поднимаются вверх? (Ответы детей) Правильно, пузыри всплывают вверх, потому что воздух легче воды.

F:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1910.JPGF:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1923.JPG

Инструкции ученого: Ученый демонстрирует приём рисования. Обращает внимание на аккуратность и точность движений. «Возьмите листы бумаги и приложите к «мыльной шапке», образовавшейся над стаканом» (Дети берут листы бумаги и прикладывают их к «мыльной шапке») Работы детей закрепляются на магнитной доске.

Ученый: «Как вы думаете, что произойдёт с листом бумаги, если его приложить к «мыльной шапке», образовавшейся над стаканом?» Чем мы рисовали? Что было в «мыльной шапке»? (Ответы детей).

F:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1941.JPGF:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1933.JPG

Учёный помогает детям сделать вывод, о том, что единственное место, где можно увидеть воздух, это лаборатория. Но, мы смогли не только увидеть воздух, но и определить, что воздух легче воды.

Ученый: Вы определили, что воздух невидимый и легкий. Давайте теперь проверим, можно ли услышать воздух?

Опыт № 3 «Стаканчик с сюрпризом» (направлен на ознакомление со свойством воздуха – сжимаемость и упругость).F:\Седельская\Документы и материалы  участника Седельской Е.В. Санкт-Петербург\Седельская\Фотографии к методической разработке Седельская Е.В. Санкт-Петербург\IMG_1890.JPG

Инструкция ученого: «Перед каждым из вас стакан с надетой сверху резиновой перчаткой, возьмите его в руки и подуйте в трубочку для коктейлей». (Дети берут стаканчики в руки и дуют в трубочку).

Учёный: Что происходит с перчаткой? Как вы думаете, почему перчатка надулась? Какой мы можем сделать вывод? Как воздух попал в перчатку? Откуда он там взялся? (Ответы детей).

Инструкция ученого: «Теперь зажмите трубочку, подержите и медленно выпускайте воздух через отверстие. Послушайте «голос» воздуха». (Дети зажимают трубочку и, разжимая руки, понемногу выпускают воздух и слушают «голос» воздуха).

Учёный: Что вы слышите? Что происходит с воздухом? Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей).

Учёный помогает детям сделать вывод - воздух можно услышать.

Опыт № 4. «Смелые путешественники» (направлен на ознакомление с понятиями «ветер» и «сила ветра»)

Действия ученого: Ученый берет в руки морскую раковину, предлагает детям послушать звук и перейти к «лабораторному морю».

Ученый: Ребята, что за звук вы слышите? (Ответы детей). Хотите посмотреть мое «лабораторное море».

Звучит фонограмма звуков «Шум моря», «Шум ветра».

Инструкция Учёного: «Выберите себе кораблик. Опустите его в воду и подуйте на него. Теперь перестаньте дуть и снова подуйте, но сильней». (Дети опускают корабль в воду, дуют на него с временными интервалами и с разной силой). 

Ученый: Что происходит, когда вы дуете на кораблик? Что произойдет с корабликом, если на него перестать дуть? Что передвигает кораблик? Ребята, а как вы думаете, от чего зависит скорость, с которой плывет кораблик? (Ответы детей)

Учёный помогает детям сделать вывод. Бумажному кораблику для движения нужен воздух. Движение воздуха – это ветер. Скорость передвижения кораблей зависит от силы ветра.

Игровая ситуация «Путешествие по морям, по волнам».

Ученый: Наше исследование прошло успешно, вы отлично справились с заданием, и я предлагаю вам отправить кораблики в путешествие по морю.

Инструкция ученого: «Разделимся на две команды». (По желанию дети делятся на две команды). «Одна команда встанет справа от «лабораторного моря», а вторая слева». (Дети становятся с двух сторон от стола). «Одновременно дуем на кораблики на счет «раз, два, три – плыви». Они должны «встретиться» на середине моря». (Дети дуют на кораблики). «Ура! Кораблики встретились, и я приглашаю вас перейти к следующему эксперименту».

Игровая ситуация «Город счастливых людей» (размышление о влиянии человека на окружающий мир; экологическое состояние нашего города).

Инструкция ученого: «Присаживайтесь на ковер. Перед вами изображение двух городов». (Дети располагаются на ковре перед мультимедийным экраном. На экране изображение двух городов (экологически чистого и экологически грязного).

Ученый: В каком из городов вам хотелось бы жить? Почему вы выбрали именно этот город? Объясните свою точку зрения. Как вы думаете, какой воздух в чистом городе? А какой в грязном? Что мы с вами можем сделать для того, чтобы наш город всегда оставался чистым? (Ответы детей).

Учёный помогает детям сделать вывод - от того как мы будем заботиться о чистоте нашего города и будем его беречь, зависит чистота воздуха в нашем городе.

Заключительная часть.

Ученый: Мы с вами закончили все опыты. Мне никогда не помогали такие пытливые исследователи, и я хочу открыть вам мою тайну. В моей лаборатории возможно все. Я предлагаю вам посмотреть на «лабораторные деревья», которые есть только здесь и готова отдать вам несколько экземпляров на память. Возьмите эти деревья с собой и украсьте ими свою картинку, нарисованную с помощью воздуха. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Предполагаемый результат.

Полученная информация стимулирует детей к дальнейшей познавательной творческой деятельности.

Дальнейшая работа (этапы «Осмысление» и «Рефлексия»)

Проведение опытов и экспериментов. Чтение книг серии «Воздух». Обсуждение и анализ сюжетов книг. Выполнение сюжетных рисунков для совместного альбома «Мои изобретения и открытия». Осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выработка собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался, выявление ещё непознанного (новый вызов или мотивация – «хочу знать ещё больше!»). Подведение итогов и организация совместной продуктивной творческой деятельности.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Поэтому сегодня этот вопрос стал еще более актуальным и острым. А значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных учебных заведений.

Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относится много факторов. Дети должны научиться понимать, что является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также деткам необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что малыши должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых.

В случае, когда обучением занимаются родители малыша, оптимальным будет вариант ненавязчивых рассказов в процессе прогулок, наглядно используя дорожные ситуации. Ребенку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объемах, какие он способен усвоить. Идя по улице с малышом надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и том, как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребенком информации о правилах движения будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.

Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения являются и развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается.

В процессе обучения очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является также чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.

Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.

При обучении детей в дошкольных учебных заведениях правилам дорожного движения обязательно должны присутствовать различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, конспекты занятий, картины, плакаты, диафильмы, кинофильмы, пособия для игр и занятий.

Очень хорошо, если на участках детских садов оборудуются специальные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками нескольких типов. С помощью игровых транспортных средств (велосипеды, машины с педалями) на таких площадках дети получают практические знания о правилах движения и дорожных знаках.

Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и для групповых походов или перевозок детей в сопровождении воспитателей. При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать красный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Перевозки групп детей осуществляются только специальными автобусами под управлением квалифицированных водителей. Число перевозимых детей должно соответствовать количеству посадочных мест. Как при пеших прогулках, так и при перевозках детей, группу должны сопровождать двое взрослых.

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Н. Сорокин

  •                 
  •                 
  •                 Новости
  •                 
  •                 
  •                 Лето
  •                 
  •                 
  •                 
  •                 
  •                 
  •                 
  •                 Профсоюз
  •                 
  •                 

  •                 
  •                 
  • Я



Предварительный просмотр:

Читарики.

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в речке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть- я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к солнцу,
И космонавт бесстрашный- тоже я,
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

Незаслуженно забытые традиции.

 Во многих ли семьях сейчас практикуется радиция,как семейное чтение? Очень сомневаюсь. Взрослые  настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение становится уже чуть ли не архаизмом. Конечно, всегда можно найти этому объяснения: раньше телевизоров и компьютеров не было, по вечерам людям делать было нечего, вот они и читали всей семьей одну книгу. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, играми и телевизором, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.

А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе.  Помните, как в известном  всем стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!». Только забывают родители, что ребенок прочитать много еще не может, так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста книги он понимает частично.  А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.   Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения и от непонятных слов и предложений. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки.

А ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге, если бы мы только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком.

Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным.

Так, может, и нам стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми, всей семьей?

Что дает семейное чтение.

Давайте подумаем, что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

• Вы  читаете правильно, с выражением, тем самым показываете образец культурного чтения.

• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется  жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.

А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье? Будет интересно узнать и ваше мнение.

Как и что читать детям?

Детям надо читать книги – это бесспорно. Только делать это можно по-разному и, соответственно, результат тоже будет разный.  Предлагаю подробнее поговорить, как читать детям разного возраста.

До 3 лет.  Вы, конечно, можете читать книги и грудничку до года, но в это время он еще не воспринимает информацию в полном объеме.  А вот ближе к году,  малыш уже понимает ваши слова, начинает говорить и интересоваться всем  на свете. Как раз в это время и можно целенаправленно  начинать читать уже детские книги.  Думаю, что Драгунского или Носова таким малышам читать никто не будет, а вот короткие и динамичные стихи А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака,  В.Степанова  дети слушают с удовольствием.  Ритмичные  стихи лучше воспринимаются малышами,  чем проза, и  запоминаются намного лучше. 

В этом возрасте надо обратить особое внимание на качество книги. Для малышей не стоит покупать большие и толстые книги, гораздо лучше приобрести небольшую, тонкую книжку, чтобы малыш мог самостоятельно держать ее в руках, листать, а Вы не переживали за сохранность книги.

Сейчас есть много книжек для малышей: и картонные, и в виде пазлов, и непромокаемые, которые можно намочить и облизать. Может, это и хорошо в некоторых случаях, но все-таки ребенка надо с самого начала приучать к правильному и аккуратному обращению с книгой. И если родители покупают книги, которые можно мять и пачкать, то потом ребенка не стоит ругать, когда он уже хорошие книги начнет так же портить. Поэтому, даже специальные книжки-малышки надо читать аккуратно и учить этому малыша.

Кроме качества материала, надо обратить внимание на качество текста и картинок. Для маленьких детей текст должен быть небольшим, а картинка крупной и яркой. Очень хорошо, когда  иллюстрации крупные  с маленьким количеством деталей. Тогда малышу легче рассмотреть рисунок и разобраться в нем.

В этом возрасте надо не просто читать, а еще и обыгрывать текст, чтобы ребенок лучше его понял, прочувствовал эмоции. Прочитав стихотворение,  можно  закрепить его, поработав по рисунку.   Если Вы прочитали «Мячик» А. Барто, то попросите показать, где на картинке Таня, спросите  Что Таня делает? Как она плачет? Почему плачет?  Таким образом, Вы побуждаете ребенка говорить, заставляете его думать, сопереживать героям, решать нравственную задачу  «Как помочь?»

При чтении книги  желательно, чтобы малыш сидел с Вами и рассматривал картинки в тексте, показывал, что он там видит. Можно читать и когда ребенок лежит в кроватке, т.е. тогда когда он не занят другими делами.

От 3 до 6 лет. В этом возрасте дети уже умеют и слушать, и говорить, а значит, можно читать им  и большие произведения: сказки, рассказы и, конечно, детские стихи.

Правила выбора книги остаются такими же:  яркие книги по возрасту, крупный шрифт, немного текста на странице.

Иногда можно наблюдать такую картину: бабушка сидит с книгой и читает ее вслух, а малыш в это время играет в кубики, пересыпает песок или собирает конструктор. Будет ли толк от такого чтения? Очень немного.

Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш научился читать легко и быстро, полюбил чтение, то надо соблюдать некоторые правила чтения:

Читать книги по возрасту, те которые ребенку интересны;

По ходу чтения задавать вопросы, уточняя, как малыш понял, пояснять непонятные слова;

Читать выразительно, давать ребенку время на обдумывание и рассматривание картинок;

Рассказывать  дополнительные сведения о тех словах или предметах, которые встречаются в тексте, пояснять их значение и применение;

Очень желательно, чтобы ребенок сидел рядом и смотрел в книгу. Если во время чтения ребенок занимается другими делами: рисует, играет, лепит, то он занят своим делом, обдумывает его и практически не слышит читающего.  Слушает, но не слышит.

Если ребенок сидит рядом, слушает, рассматривает текст и картинки, то он приучается так читать и начинает запоминать  буквы в тексте и целые слова. А если Вы еще и будете следить по тексту, показывать, где Вы читаете, то ребенок научится читать гораздо быстрее. Ему поможет его собственная зрительная память.

Очень хорошо, после чтения книги, нарисовать иллюстрацию к ней, рассказать бабушке или папе, слепить главного героя из пластилина, придумать продолжение сказки. Это способствует лучшему запоминанию и осмыслению текста.

В этом возрасте просто необходимо заучивать стихи.  Возьмите за правило – заучивать одно стихотворение в неделю, и проблем с памятью у малыша не будет.

Вот несколько, наиболее важных правил при чтении детям. Применяйте  эти правила в своей жизни,  и Ваш ребенок научится читать без проблем.

              7  секретов   воспитания  интереса  к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если  папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама  все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего,  вырастет хороший читатель.  Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте   ребенку,  рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить.  Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. 

3 секрет.  Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту!

4  секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать.  Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного  чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка,  его мысли и желания.  А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность,  что способствует развитию взаимопонимания.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты.

 

Если Вы будете опираться на  эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.  А читающий человек – это всегда интересный  и успешный  человек.



Предварительный просмотр:

Как слушать музыку с ребенком?

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку!

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.

Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  • На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

  • Пока ребенок еще маленький, постарайтесь ограничить его доступ к современной популярной музыки (зарубежной или российской). Как правило, современная поп-музыка не отличается особо сильным интеллектуальным или нравственным зарядом. Поэтому маленькому человеку стоит начать знакомство с миром музыки с более серьезных вещей.

  • Начните с прослушивания сборников музыки для детей. Туда включают известные всем с детства песни из мультиков или сказочных фильмов. Такие подборки можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Продвинутые родители могут воспользоваться интернетом и скачать детские песни со специальных сайтов. Это будет вдвойне удобно, потому что тогда подборку можно составить самостоятельно. И слушать с малышом те песни, которые вы выбрали сами.

  • Дайте ребенку понять, что музыка является самостоятельным видом искусства, поэтому требует особого отношения. Поэтому учитесь слушать музыку. Для этого откладывайте все дела в сторону, садитесь поудобнее (можно даже прилечь на диван или на ковер) и включайте музыку.

  • Как долго слушать музыку? Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния и возраста.

  • Ставьте музыку, когда ребенок занимается каким-то творческим трудом. Например, рисует. Музыка будет стимулировать его фантазию. Можете даже попросить его нарисовать мелодию, которую он слышит. Или образ, который рождает у него данная композиция.

  •  Когда слушать? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.

  • Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.

  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

  • Старайтесь погрузиться в музыку. Просите ребенка следить за движением мелодии. Научите его различать инструменты. Для этого перед прослушиванием покажите ему, как инструменты выглядят, какой примерно звук они издают (картинки и звуки можете скачать в интернете).

  • Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой.

Музыкальные произведения для слушания дома

  1. Возьмите запись известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок.
  2. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами».
  3. В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник» и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
  4. Произведение композитора С. Майкапара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.
  5. П. И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей», Марш из балета «Щелкунчик».
  6. Д. Шостакович. «Вальс-шутка», «Мурзилка».
  7. Г. Свиридов. «Музыкальный момент», «Весна» (из муз. иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»).

Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь, и мы взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...