Воспитание нравственных качеств у дошкольников при подготовке к школьному обучению
статья
На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда оно противоречиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных качеств у дошкольников при подготовке к школьному обучению
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, « что такое хорошо» и « что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.
На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда оно противоречиво.
При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической.
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является частой причиной конфликтов между детьми, что отрицательно влияет на успеваемость в школе.
Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только бы описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, рассказ Н. Носова «Карасик». При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребёнку рассказать о каком – нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошёлся с кем- либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребёнку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других- одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Обращение к личному опыту детей даёт возможность педагогу выяснить, какие этические понятия им ещё не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.
При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.
Выявлению и формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и. т. д. Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько – нибудь серьёзного нарушения детьми общепринятых этических норм.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.
Педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребёнка и потому сам должен определять, с какой целью ребёнок совершает тот или иной поступок, какие он при этом преследует цели.
Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Поэтому так важно привить эти чувства на дошкольном этапе, подготовить детей к школе. Воспитание гуманных чувств находятся в тесной взаимосвязи не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и. т. д.
Учитывая вышеизложенный материал можно выдвинуть гипотезу того, что в процессе деятельности в детском саду у ребёнка формируется познавательная сфера, умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности.
Существуют компоненты умственного и интеллектуального развития готовности ребёнка к обучению. Сенситивным периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.
Регистрационный бланк к тесту
«Способность к обучению в школе»
Компоненты умственного развития | № задания | Набрал баллы | Максимальные баллы |
Обучаемость как способность к обучению | |||
Уровень образования понятий | |||
Уровень развития речи | |||
Знание об окружающем мире | |||
Овладение отнош. множеств | |||
Знание форм и различий | |||
Уровень развития восприятия | |||
Способность к работе с карандашом | |||
Умение классифицировать предметы | |||
Память |
Данный текст позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Я хочу напомнить, что результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребёнка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.
Критериями оценки при выполнении заданий являлись: владение разговорной речью, правильное построение предложений, артикуляция, фантазия и воображение. При выполнении данных заданий никто из 17 детей не набрал максимального количества баллов – 20.
В основном дети говорят простыми и неполными предложениями. Фантазия и воображение отсутствуют. При составлении рассказа по трём картинкам дети смогли правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.
Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»
Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница»....
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу...
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...
Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...