Воспитание нравственных качеств у дошкольников при подготовке к школьному обучению
статья

Мальцева Алла Михайловна

На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда оно противоречиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных качеств у дошкольников при подготовке к школьному обучению

 Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, « что такое хорошо» и « что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.

  На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда оно противоречиво.

  При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической.

  Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является частой причиной конфликтов между детьми, что отрицательно влияет на успеваемость в школе.

  Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только бы описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, рассказ Н. Носова «Карасик». При формировании  у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребёнку рассказать о каком – нибудь случае несправедливости, свидетелем  которого он  был, и спросить у него, что он сделал, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошёлся с кем- либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребёнку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представления о  непредвзятом отношении как  к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других- одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

  Обращение к личному опыту детей даёт возможность педагогу выяснить, какие этические понятия им ещё не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.

  При этом следует  обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.

  Выявлению и формированию этических представлений у детей, воспитанию  их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и. т. д. Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько – нибудь серьёзного нарушения  детьми общепринятых этических норм.

  Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых  над развитием нравственного сознания детей.

  Педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребёнка и потому сам должен определять, с какой целью ребёнок совершает тот или иной поступок, какие он при этом преследует цели.

  Воспитание у детей нравственных чувств -  сложный процесс. Поэтому так важно привить эти чувства на дошкольном этапе, подготовить детей к школе. Воспитание гуманных чувств находятся в тесной взаимосвязи не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и. т. д.

  Учитывая вышеизложенный материал можно выдвинуть гипотезу того, что в процессе деятельности в детском саду у ребёнка формируется познавательная сфера, умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности.

  Существуют компоненты умственного и интеллектуального развития готовности  ребёнка к обучению. Сенситивным периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.

                                           

                                           Регистрационный бланк к тесту

                                        «Способность к обучению в школе»

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость как способность к обучению

Уровень образования понятий

Уровень развития речи

Знание об окружающем мире

Овладение отнош. множеств

Знание форм и различий

Уровень развития восприятия

Способность к работе с карандашом

Умение классифицировать предметы

Память

  Данный текст позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Я хочу напомнить, что результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребёнка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.

  Критериями оценки при выполнении заданий являлись: владение разговорной речью, правильное построение предложений, артикуляция, фантазия и воображение. При выполнении данных заданий никто из 17 детей не набрал максимального количества баллов – 20.

  В основном дети говорят простыми и неполными предложениями. Фантазия и воображение отсутствуют. При составлении рассказа по трём картинкам дети смогли правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями.

Основной задачей в решениии этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с сеемьей.Высшей целью нашего...

«Воспитание нравственных качеств у дошкольников с использованием игрушек из серии «Умница»

Аннотация: в статье говорится о роли игрушки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется серии игрушек «Умница»....

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...

Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...