развитие музыкального восприятия детей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Малиновская Надежда Александровна

выпускная квалификационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_1_chast.docx38.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте        6

1.1 Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая проблема в трудах исследователей        6

1.2 Особенности музыкального восприятия в старшем дошкольном возрасте        14

1.3 Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении        20

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста        30

2.1 Диагностика развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста        30

2.2 Педагогические условия развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста        42

2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального восприятия старших дошкольников        51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        64

Приложение А        68


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания культурных, эмоциональных и эстетических качеств человека и должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Музыкальное восприятие – это сложное и многоуровневое явление, представляющее для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, – с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. Недостаточная сформированность ассоциативного мышления, эмоциональной сферы, музыкального, речевого опыта затрудняют восприятие музыки ребёнком-дошкольником. В связи с этим, для развития музыкального восприятия дошкольнику нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Изучение закономерностей музыкального восприятия и его развития является одним из важнейших направлений в теории и практике музыкального воспитания. Прежде всего этот процесс рассматривается в музыкальной психологии на основе развития исследований свойств звука и музыкального слуха, целостности музыкального восприятия, методов его исследования и развития (Э. Курт, А. Веллек, К. Сишор, Я. Квальвассер, Б.М. Теплов, А.Л. Готсдинер, К.В. Тарасова, В.Г. Ражников, Ю.А. Цагарелли, Н.А. Ветлугина, Е.В. Назайкинский и др.). Восприятие музыки тесно связано также с положениями общей психологии восприятия (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн и др.). Однако, вопросы музыкального восприятия остаются недостаточно разработанными в теории и практике дошкольного воспитания.

В связи с этим определяется противоречие между значением музыки в воспитании детей, позволяющей развивать культурные, эмоциональные и эстетические качества, и недостаточной разработанностью практических подходов в развитии музыкального восприятия в практике дошкольного образования.

Проблема исследования состоит в необходимости определить содержание и условия развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания в дошкольном учреждении.

Цель исследования – развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – воспитательный процесс в дошкольном учреждении по развитию музыкального восприятия дошкольников.

Предмет исследования – педагогические условия развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Процесс развития музыкального восприятия старших дошкольников будет более эффективным при следующих условиях:

  1. будут организованы специальные тематические занятия по слушанию музыки с использованием разнообразных методов и приёмов;
  2. развитие музыкального восприятия будет основано на синтезе искусств – музыки и живописи;
  3. музыкальное развитие старших дошкольников будет предусматривать тесное сотрудничество с семьёй ребёнка.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть музыкальное восприятие как психолого-педагогическую проблему в трудах зарубежных и отечественных исследователей;
  2. определить особенности музыкального восприятия в старшем дошкольном возрасте;
  3. охарактеризовать процесс развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении;
  4. провести опытно-экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них музыкального восприятия;
  5. осуществить анализ эффективности опытно-экспериментальной работы.

В работе использовался следующий комплекс методов исследования:

  • теоретические: изучение научных трудов по проблеме исследования, анализ педагогической и психологической литературы, нормативной и методической документации;
  • практические: педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, обработка данных (статистические, графические, табличные), оценка результатов, метод экспертных оценок, внедрение результатов в практику работы дошкольного учреждения.

Эмпирической базой исследования является МОУ Красногуляевская СШ, дошкольные группы. Исследование проводилось с детьми старшей группы «Теремок».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, в работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте; определяются возрастные особенности старших дошкольников в восприятии музыки, содержание, принципы и условия организации развивающей работы в дошкольном учреждении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведён педагогический эксперимент, который подтвердил эффективность предлагаемых условий, способствующих развитию музыкального восприятия старших дошкольников. Данные условия можно использовать в практике дошкольного учреждения в музыкальном воспитании детей.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте

1.1 Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая проблема в трудах исследователей

Вопросы восприятия музыки в разное время были в центре внимания многих педагогов, музыкантов, психологов как в зарубежной, так и в отечественной науке. Исследования учёных представляют интерес в нескольких аспектах: в педагогическом, связанном с вопросами музыкального воспитания и обучения; в музыкально-теоретическом и эстетическом, касающихся проблем отражения в музыке действительности, в социально-психологическом, затрагивающем закономерности бытия музыки в обществе, в психологическом, интересующем учёных с точки зрения наиболее общих задач изучения психики человека, его творческих проявлений. 

Музыкальное восприятие тесно связано с теорией психических процессов, поэтому данное явление изучается прежде всего психологической наукой. Создание психологии восприятия музыки как научной дисциплины, является заслугой швейцарского музыковеда Э. Курта. В его трудах психологический подход органически связан с музыкально-теоретическими принципами. Он исследует явления, сочетающиеся с детальным анализом закономерностей музыкального восприятия, творчества и исполнения [5]. Ценным общим положением является положение о целостности музыкального восприятия. В своих исследованиях Э. Курт опирается на методы интроспективной психологии, подвергая тонкому анализу внутренние впечатления, ощущения, переживания, возникающие при восприятии музыки, и на результаты многочисленных экспериментальных исследований. Процесс музыкального восприятия Э. Курт считает проявлением идеальной энергии движения как такового, развёртывающегося в имманентном музыкальном пространстве и преодолевающего чувственную определённость звукового материала [5].

Взгляды Э. Курта разделял немецкий психолог А. Веллек, который считал музыкальную психологию центром систематического музыкознания. Экспериментально изучая механизмы восприятия тонов и целостного восприятия интонации, А. Веллек показал эффект влияния среды, этнических, возрастных особенностей, эмоционального мира субъекта на восприятие структуры целого. Развивая идеи Е. Курта, он посвятил свои труды исследованию музыкального восприятия, структуры акустических явлений, переживания «звукового тела», тембра, интервалики, созвучий, их интерференций, изучая смещение звуков, различные типы музыкального слуха [22].

Большую роль в разработке методов экспериментального изучения восприятия музыки сыграла англо-американская школа психологов, основы этого направления заложил на рубеже 20-х – 30-х годов 19 века К. Сишор. В течение многих лет Сишор вёл экспериментальные исследования в области психологии музыки. Его теория музыкальных способностей была названа «теорией особенностей». Система Сишора базируется на том, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, то есть способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и продолжительности звуков. В область научных интересов учёного входило также музыкальное звучание, К. Сишор исследовал возможности голоса, рояля и скрипки [5]. В развитие музыкальной психологии большой вклад внесли также работы Э. Маха, К. Штумпфа, М. Мейера, О. Абрахама, В. Кёлера, В. Вундта, Г. Ревеса и других зарубежных учёных.

Исследования в области психологии восприятия подготовили почву для распространения диагностических методов в музыкальной психологии, предложенные в работах К. Сишора и Я. Квальвассера, которых принято считать родоначальниками потока тестовых исследований изучения музыкальных способностей. Тестирование музыкальных способностей было продолжено Н. Вистлером, Х. Вингом, современными учёными Э. Гордоном, Л. Холмстромом, А. Бентли и др. Работы в этом направлении стали развивать экспериментальные исследования психологических механизмов музыкального восприятия, воздействия музыки на человека, типов реакций человека на музыку с применением всевозможных шкал, опросников, тестов [22].

Проблемы психологии музыкального восприятия исследуются и в отечественной литературе Б.М. Тепловым, А. Готсдинером, К. Тарасовой, В. Ражниковым, Ю. Цагарелли и др. Многое сделано в этой области классиками психологической науки, которые не занимались специально вопросами музыкального восприятия, но оставили ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы человеческого сознания и восприятия как психического процесса – это труды Л.С. Выготского, С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л. Веккера и других учёных, которые играют роль методологического базиса в исследованиях музыкального восприятия.

Одной из основополагающих работ в области музыкального восприятия является работа Б.М. Теплова. Музыкальное восприятие учёным изучается с различных позиций, в различных функциях. Автор анализирует его корректирующую функцию в исполнении и творчестве, особенности восприятия слушателя, подходящего к музыке с эстетической стороны, закономерности формирования навыков восприятия в процессе развития психики. Б.М. Теплов доказал наличие трёх основных музыкальных способностей в структуре музыкальности, влияющих на музыкальное восприятие: ладового чувства (перцептивного компонента музыкального слуха), способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение (репродуктивный компонент музыкального слуха) и музыкально-ритмического чувства [39].

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях анализирует не только эмоциональные характеристики элементарных звуковых явлений, но, обращаясь к более широкой сфере эстетического, выделяет в структуре музыкальности общие музыкально-эстетические способности, для которых характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении и творчестве [7].

С позиций музыкознания исследуется восприятие музыки в монографии Е.В. Назайкинского. Автор рассматривает закономерности психологии музыкального восприятия в их связи с особенностями строения, жанровыми чертами и содержанием музыкальных произведений. Е.В. Назайкинский анализирует роль общего жизненного опыта в развитии навыков восприятия и влияние психологических факторов на формирование музыкального языка. Затрагиваются проблемы целостности и дифференцированности восприятия музыкальных произведений [24].

Восприятие музыки как творчество слушателя рассматривает в своей работе В.Д. Остроменский. Изучая сам процесс слухового восприятия музыкальных произведений, переживания произведений, переживания слушателей, потребности людей в таком восприятии, исследователь выделяет два этапа процесса восприятия музыкальных произведений и соответственно два качественно различных содержательных представлений слушателя (исходных и концептуальных) – важнейших в осмыслении механизма содержания, осознаваемого слушателем [28].

Г.М. Цыпин изучает вопросы, связанные с природой и структурой музыкального восприятия, анализирует различные воззрения на принципы музыкального восприятия, исследует соотношение сознательного и бессознательного, интуитивного и рационально-логического в музыкальной деятельности [43].

С.И. Науменко, анализируя природу эмоционально-образного восприятия созвучия и их взаимосвязь, показала возможность совершенствования музыкально-слуховых представлений и гармонического слуха у начинающих музыкантов путём использования ассоциативно-эмоциональных резервов дослухового анализа. Она обнаружила положительную взаимосвязь между образным восприятием созвучий, функциональных зависимостей и способностью свободной гармонизации мелодии [25].

В исследовании С.Н. Беляевой-Экземплярской содержится анализ содержания слушательских оценок, попытки установления их типологии, выяснения влияния повторных прослушиваний музыкального произведения на его описание, что даёт фактический материал для выявления особенностей образно-ассоциативной деятельности слушателей [3].

В разработку области психологии музыкального восприятия внесли также большой вклад фундаментальные монографии В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.П. Прокофьева и других учёных.

Рассмотрим, что собой представляет музыкальное восприятие. Общее понятие восприятия характеризуется как сложный психофизиологический процесс формирования образа, отражающий в сознании человека целостный комплекс свойств и явлений объективного мира при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Как указывает Л.С. Рубинштейн, «восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав» [36, с. 127].

В трудах Л.С. Выготского восприятие трактуется как «сложнейшая конструктивная деятельность, осуществляемая слушателем или зрителем и заключающаяся в том, что из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создаёт эстетический объект» [8, с. 242].

В процессах восприятия формируется целостный образ, как результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность головного мозга. В последнее время большой массив исследований посвящён поиску психологических «инструментов» восприятия, поиску отделов мозга, ответственных за те или иные аспекты его деятельности. Исследование музыкального восприятия не является исключением.

Музыкальное восприятие – это процесс чрезвычайно сложный и многоаспектный. Как указывают Е.Н. Федорович и Е.В. Тихонова, музыкальное восприятие включает объединение в сознании воспринимающего огромного количества различных элементов, принадлежащих к разным уровням и системам. При изучении процессов музыкального восприятия анализируются:

  1. связь с предшествующим опытом (апперцепция), что делает результат восприятия зависящим не только от свойств объекта, но и от свойств воспринимающего субъекта. Это определяет качественные различия в музыкальном восприятии профессионалов и непрофессионалов, ребёнка и взрослого, индивидуальные отличия;
  2. временная природа музыки, определяющая необходимость воспринимать одновременно непрерывный поток и его отдельные точки, что связано как с механизмами индивидуальной психики, так и с содержанием и строением музыкальных произведений;
  3. формирование в массовом сознании предпочтений восприятия музыки разной степени сложности (серьёзной или лёгкой), что позволяет анализировать социокультурные особенности общества [42].

М.Ш. Бонфельд рассматривает музыкальное восприятие как предпосылку понимания музыки и подразделяет собственно понимание на две большие группы: наслаждение (стадия преимущественно непрофессиональная) и познание (стадия, характерная для профессионалов). В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства [4].

Е.В. Назайкинский предлагает понимать музыкальное восприятие как восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка, как искусство, как особую форму отражения действительности, как эстетический художественный феномен. При восприятии музыки человек просто пребывает рядом с музыкой. При этом возможно и немузыкальное восприятие, когда музыка слышится как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха, но структура, которого и суть оставляют слушателя равнодушным.

Е.В. Назайкинский, подходя к восприятию музыки с точки зрения не самой музыки, а музыкальной психологии, выделяет три масштабных уровня восприятия:

1) уровень мотивов, основой для слышания которых является непосредственная работа слухового анализатора, способного охватывать непродолжительные отрезки и осмысливать их как принадлежащие к настоящему времени;

2) уровень речевого опыта, ассоциации с логикой и синтаксисом речи и разнообразными типами движений. На этом уровне употребляются термины, заимствованные из лингвистики: фраза, предложение, период; термины, связанные с движением по определённой траектории (взлёт, падение, вращение), отражающие действие двигательно-моторных звеньев, входящих в системный механизм музыкального восприятия;

3) уровень произведения в целом и его относительно крупных законченных частей. Здесь ассоциативной базой в большинстве случаев оказываются аналогии с сюжетным развёртыванием событий и эмоциональными процессами; применяются термины «драматургия», «программа», «сюжет», «развитие». Переход восприятия от второго к третьему уровню связан со способностью ритмического слышания [24, с. 94-99].

Музыкальное восприятие связано с определёнными типами деятельности сознания человека, которые позволяют ему воспринимать и осмысливать музыку:

  • музыкально-языковая компетентность, предусматривающая владение разнообразными музыкальными знаниями, в соответствии с которыми высотно-ритмические отношения предстают слуху как организованные;
  • умение следить за тематическим развитием, отличая экспозиционные разделы от развивающих и заключительных; отмечая тематические сходства и различия и направленность совершающихся в музыке изменений;
  • способность сформировать в своём сознании образ прослушанной музыки в соответствии с ее стилежанровыми закономерностями. Эта деятельность сознания зависит от индивидуальных свойств и качеств слушателя, культурной специфики окружающей его среды [12].

Типология слушателей, принятая в трудах по музыкальной эстетике, выделяет два ведущих способа общения с музыкой, две стратегии сознания по отношению к ней:

  • интрамузыкальную, нацеленную на постижение музыкально-структурных закономерностей во всей их целостности, получаемые от музыки художественные впечатления связаны прежде всего с внутримузыкальными процессами;
  • экстрамузыкальную, опирающуюся на различные внемузыкальные ассоциации и неясные ощущения. Художественное впечатление связано с эмоциональными состояниями, в которые погружается слушатель под воздействием музыкального произведения [9].

Современными исследованиями особенностей музыкального восприятия доказано существование определённых закономерностей этого явления и одновременно – индивидуального и профессионального многообразия музыкального восприятия. Тенденции современных исследований характеризуются некоторой изолированностью в исследованиях музыкантов и психологов – с одной стороны, нейрофизиологов – с другой. Причём современный уровень исследований в нейрофизиологии, являющейся достаточно далёкой от музыкознания отраслью, осваивается музыкантами с некоторым опозданием. Но, как указывают Е.Н. Федорович и Е.В. Тихонова, глубокие исследования восприятия музыки с точки зрения нейрофизиологии способны предоставить материал, который может внести существенные дополнения и коррективы в музыкальную психологию [42].

Таким образом, музыкальное восприятие основано на психических процессах человека и изучается, прежде всего, психологической наукой. Вопросам музыкального восприятия посвящены труды многих зарубежных и отечественных учёных (Э. Курт, А. Веллек, К. Сишор, М.Ш. Бонфельд, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Е.В. Назайкинский, С.И. Науменко и др.). В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих у слушателя эстетические чувства. Музыкальное восприятие осуществляется на трёх основных уровнях (уровне мотивов, уровне речевого опыта и уровня произведения в целом) и связано с такими свойствами сознания человека, как: музыкально-языковая компетентность, умение следить за тематическим развитием, способность сформировать в сознании образ прослушанной музыки.

1.2 Особенности музыкального восприятия в старшем дошкольном возрасте

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщение ребёнка к музыкальному искусству, согласно высказыванию В.А. Сухомлинского, позволяет решить важную педагогическую задачу – не кем вырастет, а каким вырастет ребёнок. Музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности [37, с. 77].

Музыкальное восприятие в педагогике рассматривается как разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства [23].

Воспринимая музыку, ребёнок должен уметь чувствовать ее красоту и совершенство. Основные свойства познания музыкального произведения – целостность, эмоциональность, осознанность и образность. Целостность предусматривает восприятие музыкального произведения на основе выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра. Эмоциональность понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Осознанность связана с эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ. Наконец, образность – это создание слушателем образа музыкального произведения на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах [15].

Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, психические особенности ребёнка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход этого процесса и его результаты.

В раннем возрасте дети гораздо более чутко реагируют на разницу ситуаций, в которых им приходится слышать музыку, чем на характер самой музыки. Колыбельная матери и пение старшего брата, прыгающего рядом и поющего ту же мелодию, представляют огромную разницу. Ещё более далёкой будет эта же песня, услышанная по радио (ребёнок не узнает мелодию). Постепенно, с развитием и совершенствованием психических процессов (восприятие, мышление, память, воображение и др.) в возрасте 4-7 лет развивается и способность ребёнка к восприятию музыки в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом дошкольника [30].

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет), по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребёнка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребёнок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче [38, с. 123].

В старшем дошкольном возрасте дети способны слушать и воспринимать классическую музыку разных эпох и направлений, у них развиваются различные навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине), совершенствуется их музыкальная компетентность – к концу дошкольного детства ребёнок должен владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижёр, хор, оркестр и т.д.), называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков, различать вокальную и инструментальную музыку. При последовательном развитии музыкального восприятия у старшего дошкольника формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус [35].

Старшие дошкольники могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передаётся определённым сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, весёлый характер музыки часто создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, порывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передаётся с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т.д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приёмы обучения [33].

Большое значение в старшем дошкольном возрасте придаётся развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские умения: улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание; благодаря накопленному опыту могут передать в движении общий характер музыки, темп, динамику, ритмический рисунок; владеют основными приёмами игры на музыкальных инструментах.

В целом, к концу дошкольного детства формируется достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Однако, качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребёнка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребёнок растёт в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьёзной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию [19, с. 354].

Процесс формирования полноценного восприятия музыкального произведения ребёнком-дошкольником условно делится на три стадии, качественно отличающихся друг от друга.

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается общностью, смутностью, нерасчленённостью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, которым является дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей старшего дошкольного возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением уже возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определённые ассоциации. Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребёнок остаётся равнодушным к музыкальному произведению [35].

Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Это зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога – помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, почувствовать характер и настроение музыки. На этой стадии музыкального восприятия дети старшего дошкольного возраста достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках [34].

Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону.

На второй стадии целостное восприятие уступает место дифференцированному и осмысленному. Старший дошкольник уже может ответить на вопрос, с помощью каких средств выразительности композитор передаёт содержание произведения, отметить контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различить простейшую структуру произведения (запев песни и припев, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта и т.д.) [35].

Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащённое новыми музыкальнослуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создаёт особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, старший дошкольник по-своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т.д. [35].

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что определяется спецификой музыкального художественного образа и возрастными особенностями дошкольника. Этот процесс во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычайной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика [45]. И наоборот, детям, которые развиваются с задержкой, обладают неустойчивым вниманием, слабой памятью, трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Особенности дошкольного возраста и значение музыки в эстетическом развитии детей имеют важное значение в современной системе воспитания и образования. Детям нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Поэтому музыкальное восприятие дошкольников необходимо развивать, тренировать его.

Таким образом, музыкальное восприятие выступает важной частью эстетического развития детей в дошкольном возрасте, обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности. Основными свойствами музыкального восприятия, которые развиваются у детей в процессе прослушивания музыки – это целостность, эмоциональность, осознанность и образность музыкального произведения. Восприятие музыки доступно ребёнку уже с раннего детства, но только в старшем дошкольном возрасте с развитием и совершенствованием психических процессов, обогащением жизненного и музыкального опыта, ребёнок воспринимает музыку более осмысленно, в единстве эмоционального и интеллектуального компонентов. К концу дошкольного возраста ребёнок имеет достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие, что безусловно зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа его нервной системы, музыкальных способностей и окружающей ребёнка среды.

1.3 Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Развитие музыкального восприятия у детей невозможно без специально организованной деятельности. Н.А. Ветлугина указывает, что развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох [7].

На значимость музыкального развития современных дошкольников указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в соответствии с которым задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основными задачами данной области являются:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • развитие восприятия музыки;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей [41].

Музыкальное развитие дошкольников встроено и в другие образовательные области общеобразовательных программ дошкольного воспитания. Так, в программе «От рождения до школы» в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; в области «Познавательное развитие» осуществляется расширение музыкального кругозора детей, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства; в области «Речевое развитие» осуществляется развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристик музыкальных произведений, обогащение «образного словаря»; в области «Физическое развитие» развиваются физические качества дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности [29].

В воспитательной деятельности дошкольного учреждения построение процесса комплексного музыкального развития дошкольников чаще всего осуществляется на основе парциальных программ: например программа «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой [18]; программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой [32]; программа «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной; программа «Музыка и музыкальная деятельность» С.И. Мерзляковой и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает программу музыкальных занятий, которая ориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения.

Восприятие музыки на музыкальных занятиях осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает специальный подбор музыкального репертуара; использование соответствующих возрасту методов работы с ним; включение различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.) [1]. Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком [2].

Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор. Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей [26].

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

  • знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;
  • формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
  • развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности;
  • постепенное формирование представлений о музыке, воспитание оценочного отношения к ней и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;
  • формирование навыка слушания музыки;
  • создание фонда любимых детских произведений [44].

Непосредственно в воспитательном процессе, направленном на развитие восприятия музыки у старших дошкольников, можно выделить три этапа:

  1. ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
  2. развитие навыков культурного слушания музыки;
  3. развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы. На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности [35].

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства [27].

Восприятие музыки является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений. Начиная с младшего дошкольного возраста у детей на музыкальных занятых накапливаются музыкальные впечатления, развиваются умения слушать музыку не отвлекаясь, различать звуки по высоте, динамике, тембру, чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать о чём поётся в песне.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно может выступать и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом. В старших группах в процессе слушания педагог стремится:

  • приучать с вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;
  • воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;
  • прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра;
  • приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;
  • развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух- и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;
  • развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

Музыка для восприятия детьми должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни [44].

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слов, игрушек, наглядных средств, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства. Следует широко использовать цитаты, которые часто становятся эпиграфом к пьесе. Вопросы должны побуждать детей к сознательному, эмоциональному отношению к музыке. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный руководитель следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, оценочных суждений [31].

Музыкальные произведения после прослушивания и анализа могут использоваться в других видах деятельности – танцевальных движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, что способствует более глубокому переживанию, пониманию и запоминанию музыки. Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников.

Помимо содержания работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них музыкального восприятия важное значение имеют организационные принципы воспитательного процесса, среди которых А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская называют следующие:

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации слушания музыки дошкольниками. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьёй ребёнка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.

Принцип учёта и развития субъектных качеств и свойств ребёнка, означающий учёт в организации развивающего процесса музыкальных интересов и направленности ребёнка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в музыкальной деятельности [10].

Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе слушания музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребёнка в ходе слушания музыкальных произведений, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по музыкальному произведению, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта, не допускающий жёстких мер, ограничивающих порывы ребёнка.

Принцип систематичности и последовательности в организации слушания музыки детьми, предполагающий систематическую работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приёмов работы с детьми, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов.

Принцип продуктивности в восприятии дошкольниками музыкальных произведений, означающий, что процесс слушания музыки в дошкольном детстве имеет некий творческий продукт (например, образ, воплощённый в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.).

Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми, а также синтез различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников, позволяющих ребёнку наиболее полно и самостоятельно отображать результаты слушания музыки [10].

Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приёмы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

Таким образом, развитие музыкального восприятия является следствием целенаправленного воспитания, поэтому данная задача входит в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образования и реализуется в области «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальное развитие дошкольников осуществляется в детском саду комплексно, планируется и реализуется в соответствии с общими и парциальными образовательными программами. Восприятие музыки на музыкальных занятиях осуществляется, прежде всего, через непосредственное слушание музыкальных произведений. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Методы и приёмы, развивающие активное восприятие музыки старшими дошкольниками, складываются из выразительного исполнения произведений педагогом, использования слова (эпиграфы, стихи, объяснения, вопросы к детям и т.п.), наглядных средств, предметов прикладного искусства, все это должно побуждать детей к сознательному, эмоциональному отношению к музыке.

Выводы по главе 1

1. Музыкальное восприятие основано на психических процессах человека и изучается, прежде всего, психологической наукой. В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих у слушателя эстетические чувства.

2. Музыкальное восприятие выступает важной частью эстетического развития детей в дошкольном возрасте, обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности. Восприятие музыки доступно ребёнку уже с раннего детства, но только в старшем дошкольном возрасте с развитием и совершенствованием психических процессов, обогащением жизненного и музыкального опыта, ребёнок воспринимает музыку более осмысленно, в единстве эмоционального и интеллектуального компонентов.

3. Развитие музыкального восприятия является следствием целенаправленного воспитания, поэтому данная задача реализуется в современных программах дошкольного воспитания и входит в задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Восприятие музыки на музыкальных занятиях осуществляется через непосредственное слушание музыкальных произведений, через пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Процесс развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе принципов художественности и доступности для детей, с помощью словесных и наглядных средств, побуждающих детей к сознательному, эмоциональному отношению к музыке, и в соответствии с организационными принципами воспитательного процесса (сотрудничество педагогов и родителей, учёт возрастных особенностей детей, субъект-субъектное взаимодействие, систематичность, последовательность, продуктивность, синкретичность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влия...

"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...