Отчет по самообразованию Мальцевой Натальи Сергеевны
рабочая программа (средняя группа)

Мальцева Наталья Сергеевна

Отчет по самообразованию

Мальцевой Натальи Сергеевны

воспитателя средней группы

 

 

 

 

Тема: «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_maltseva.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Мальцевой Натальи Сергеевны

воспитателя средней группы

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №64»

Тема: «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

2018 - 2019

Тема: «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных

качеств детей среднего дошкольного возраста.(педагог)

Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных

качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и

послушания). (дети)

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме

использования русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников;

- выявить особенности духовно-нравственного воспитания в дошкольном

возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными

сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для

развития духовно-нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребенка в семье с помощью русских

народных сказок. (для воспитателя)

 - побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

 - создать необходимые условия для знакомства детей с русскими

народными сказками.

 - помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло,

послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень,

бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой

жизни. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых

поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских

народных сказок.

 - развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных

героев, учить давать оценку поведению своему и других.

-  воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования

книгами.

 - помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании

сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. (для детей и

родителей)

Срок реализации: сентябрь – май 2018-2019 г.

Предполагаемые результаты работы (Ожидаемые результаты):

1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль

сказки.

2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм

поведения в социуме.

3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» -

«некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д.

в сказке и в жизни.

4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей

дошкольного возраста.

7. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали

более активно принимать участие в жизни группы.

Презентация работы: выступление – анализ результатов работы за год на

педсовете.

Актуальность:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены

представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,

справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому

считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать

малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы заметили, что не все

дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к

враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной

ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А

именно с раннего возраста идет формирование и развитие духовно-нравственных  качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с

русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в

детский быт , и по своей сущности сказка вполне отвечает природе

ребенка; близка его мышлению, представлению.

В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей со

сказкой.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение

воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по

объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается

наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по

книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для

детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов,

включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать

выразительно, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на

материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры ― «Отгадай сказку по

картинкам», «Отгадай сказку по предметам», «Угадай сказку по героям»,

«Узнай сказку по загадке», «Откуда эти слова?», ― «Один начинает – другой

продолжает», ― «Откуда я?» (описание героев), «Что сначала, что потом» и

другие.

Литературные викторины провожу как вечерние развлечения.

В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и

целесообразными методами формирования духовно-нравственных качеств у детей являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в

деятельность, инсценировка сказки.

При работе со сказками я старалась создать условия для восприятия сказки

детьми. Для этого я применяла разнообразные приемы восприятия сказки.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети

заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций,

мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены

на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая

вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки

повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное

чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой.

Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы,

которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой

сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта

сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использовала ряд

дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: –

показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки,

движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка

сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость,

уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают

непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им

возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления

ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением

отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие

произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и

способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание

иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той

последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто

включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая

(заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей

на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах

преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации

оценок.

Этапы работы со сказкой

. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития

эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок (например,

«У медведя на бору», «Волк и козлятки» и др.)– с целью закрепления

содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как

дети поняли суть сказки. . .

.Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,

рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое

отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки

сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из

сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с

использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей

в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию

нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев

сказки, но и окружающих людей.

Формы работы со сказкой, которые я использовала в своей

работе:

- чтение,

- пересказ,

- обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций,

- театрализованное исполнение сказок, драматизации, инсценирование,

- просмотр фильмов – сказок, прослушивание аудиосказок,

- выставки рисунков, раскрашивание иллюстраций по сказкам,

-игровая деятельность: проведение конкурса знатоков сказок (викторина

«Поляна сказок», вечер загадок о сказках), дидактических игр (настольно-

печатные «Сложи картинку»,  д.и. «Любимые сказки» и

словесные), подвижных игр (хороводная игра «Репка»),

- досуги (математический досуг «В гостях у сказки»,  «Теремок»),

«Путешествие по сказке «Колобок»,

- практическая мастерская: лепка героев сказок,

- разучивание песенок из сказок («Песенка Колобка», «Песенка петушка»,

«Песенка козы» и др.),

- разучивание физкультминуток и пальчиковых игр о героях сказок («1,2,3,4,5! Будем сказки называть», «Репка», «Колобок» и др.),

- рассказывание сказок по мнемотаблицам,

- выставка книг – сказок.

Для решения задач по нравственному воспитанию с помощью сказки я

разбила свою работу на этапы:

- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы;

подбор игр (дидактических, подвижных, пальчиковых); составление

перспективного плана, определение целей и задач по теме.

– Основной этап: работа с детьми, родителями; изготовление дидактического

материала.

– Заключительный: самоанализ работы за год, подведение итогов.

Я подобрала и изучила научно-литературу на темы:

- «Использование сказок в работе с детьми» (в дидактических играх

(пальчиковых, словесных , настольно-печатных играх));

- «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;

- «Роль сказки в воспитании детей»;

- «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Работа по ознакомлению детей со сказками со сказками велась во время

НООД, в совместной деятельности, в режимных моментах.

В течении года мы знакомились со сказками: «Репка», «Колобок», «Кот,

петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». «Зимовье зверей»,

«Снегурушка и лиса», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк»,

«Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зернышко».

«Как коза избушку построила», «Теремок», «Терешечка».

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и

нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с

помощью народных сказок. Эти сказки помогают нам показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что такое зло.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним

нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»,

«Зимовье зверей» учат дружить (дружба помогает победить трудности).

Наказ слушаться родителей, старших; не унывать, а действовать, если

случилась беда- звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке

«У страха глаза велики», осуждается хитрость, обман — в сказках «Лиса и

журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных

сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»),

мудрость восхваляется («Мужик и медведь» ),забота о близком поощряется

(«Бобовое зернышко»). Непослушным и доверчивым полезно почитать

сказку «Кот, петух и лиса», жадным и эгоистичным – сказку «Морозко».

«Сказка – это зерно, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений» (В.А.Сухомлинский).

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым

воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Через сказку легче

объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные

персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и

завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы

можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, как

и вовсе нельзя в определенных ситуациях. Сказки побуждают ребенка со-

переживать, со-чувствовать, со-радоваться. Полезность сказок бесспорна. На

их примере можно «исправить» «неправильные» черты характера, объяснить

малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказки являются важным

воспитательным средством, выработанным и проверенным народом.

Для родителей были подготовлены консультации на темы:

«Что читать детям 4-5 лет», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как

беседовать с детьми после чтения», «Какова роль сказки в воспитании детей»

«Справиться с непослушанием помогут сказки», «Развитие творческих

способностей и воображения при помощи сказки».

С помощью родителей были приобретены раскраски по русским народным

Сказкам. Уголок театрализации «Сказка за сказкой» . Своми руками я изготовила настольный плоскостной театр «Заюшкина

избушка», конусный театр «Теремок», объемный настольный театр по сказке

«Гуси-лебеди», пальчиковый театр из бумаги «Волк и  козлята».

Результат :

Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом

выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось

представление о добре и зле, они научились сравнивать и анализировать

поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение

и поведение своих товарищей.

- Дети проявляют интерес к сказкам, знают содержание сказок, героев сказок;

- Дети научились понимать смысл сказок;

- Дети могут отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль при

драматизации, инсценировка сказки;

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и

родителей.

Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие

ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются

преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта

радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать,

начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность,

милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная

сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного

учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а

делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и

сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки,

которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести,

чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому,

чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не

только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над

злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды

сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Литература

1.Дошкольное воспитание №4, 2005 г.,с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное

воспитание дошкольников»;

2. Дошкольное воспитание №1, 2005г.,с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в

системе воспитания дошкольников»;

3. Панков В.И. Ваши помощники книги., М., Просвещение, 1978 г.;

4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам., Изд.2, М.,

Просвещение, 1973г.;

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду., М.,

Просвещение, 1999г.;

6. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.;

7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки., Изд-во:Сфера, 2017г,

8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе., Мозаика-

Синтез;М..2015г.

9. Логинова В.И.,Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие

для студентов пед. Институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,  Изд-во «Просвещение», М.,1983г.

 Конспект. Викторина «Сказки»

Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи:

1.Формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке;
2. Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества, взаимопомощи;
3.    Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

4.    Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
5.  Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
6.    Развивать у детей память, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому      искусству
7.    Формировать дружеские взаимоотношения.

           8.     Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Ход викторины:

Воспитатель: 

Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее. И предлагаю поиграть в викторину «Сказка»

 -Ребята, вы любите сказки?

Дети: -Да!

Воспитатель: Я рада, что вы все любите сказки, я тоже очень люблю сказки. А как вы думаете, что такое сказка?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно ребята, сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях

К нам в группу сегодня почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого оно и что там написано. Кто нам его прислал (Баба Яга)

Баба-Яга украла книгу со сказками и спрятала в группе, и чтобы ее  найти, нам нужно выполнить ее задания.  Ну, что приступим. (Да)

В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям.
– А знаете, почему сказки волшебные?

Дети: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят. Воспитатель:  Скажите, а кто сочинил русские народные сказки?
Дети: Эти сказки сочинил русский народ.

Воспитатель: Ребята, скажите, с каких слов начинаются сказки?
Дети: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.
Воспитатель: Русские народные сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих сказках можно прочитать фразу: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

1 «Загадки по сказкам».
(Дети слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. ("Царевна-лягушка")

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. ("Волк и козлята")

На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. ("Колобок")

Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? ("Гуси-лебеди")

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Покатился по деревне,
И женился на царевне. ("По щучьему велению")

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

2 “Хорошо ли вы знаете сказки”
По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, Зайкина избушка, Лиса и волк.
Молодцы! Хорошо сказки знаете.

3. “Угадай-ка»
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
5 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
6 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Игра «Собери сказку».
Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много сказок вы знаете. Скажите, что самое главное в русских народных сказках?
Дети: Добро побеждает зло.

Воспитатель: Вот и мы с вами справились с заданиями,  и Баба Яга нам вернула наши сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

«Путешествие в город дорожных знаков" Развлечение для среднего возраста Музыкальный руководитель Мальцева Наталья Владимировна

Ведущий: Ребята, сегодня у нас с вами развлечение по правилам дорожного движения. Нам предстоит необычное путешествие, мы отправляемся в «Город дорожных знаков»!...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию учителя-логопеда Мальцевой Ольги Сергеевны на 2021-2022 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя- логопеда»Актуальность.   В современных социально – экономических ус...