Поликультурное воспитание ребенка в современном ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
Здесь представлена информация по поликультурной педагогике - сравнительно молодая отрасль научного знания. Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie_rebenka_v_sovremennom_dou.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №242«Садко» г.Ульяновск
Консультация для воспитателей
«Поликультурное воспитание ребенка в современном ДОУ».
Подготовила
Воспитатель Гордеева Л.В.
Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г. : «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». В России поликультурное воспитание —демократический ответ на потребности многонационального населения. Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Поликультурное воспитание дошкольников как целеноправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:
- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;
- коммуникативно-интеграционную
- развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Содержание образования в дошкольных учреждениях должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностнопрактической преемственности поколений. С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О. В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:
- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;
- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении
Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует поликультурное воспитание дошкольника. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, наши выпускники станут достойными представителями своего народа и своей страны. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями.
Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам.
В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника в детском саду мы опираемся на базовые национальные ценности.
Базовые национальные ценности и содержание:
1.Патриотизм
Любовь к родине (России), к российскому народу, малой родине (краю, городу)
2.Семья
Любовь, доброта внутри семьи, семейные традиции, уважение к родителям, близким родственникам, забота о старших и младших в семье
3.Труд и творчество
Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
4.Наука
Ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
5.Искусство и литература
Красота, гармония, духовный мир человека (эмоции, чувства, душевное состояние).Эстетическое и этическое развитие
6.Природа
Родная земля, планета Земля, заповедная природа, забота и защита природы, экологическое сознание
7.Человечество
Мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества (изобретения)
При выстраивании работы с детьми педагогические работники опираются на основные принципы поликультурного образования:
Принцип и основополагающие положения:
1.Нравственного примера педагога
Педагог выступает в любой ситуации развития ребенка примером, образцом для подражания. В педагоге ребенок видит партнера, он реагирует на эмоциональные проявления с его стороны, перенимает способы поведения с окружающим социумом.
2.Социально-педагогического партнерства
Для решения целей и задач поликультурного образования необходимо комплексное воздействие на ребенка со стороны общественных институтов: семьи, учреждений культуры, СМИ. Необходимо устанавливать партнерские взаимоотношения с различными образовательными и культурными организациями с целью выстраивания единой линии в реализации задач поликультурного образования (сотрудничество и взаимодействие).
3.Индивидуально-личностного развития
В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника должна осуществляться педагогическая поддержка самоопределения личности, развития способностей, талантов каждого отдельного ребенка, передача знаний, умений и навыков и основных компетенций, необходимых для успешной его социализации.
4.Интегративности программ поликультурного образования
Поликультурное образование дошкольников должно осуществляться через специфические виды детской деятельности с учетом возраста, а именно через игровую, коммуникативную, творческую, экспериментальную деятельность. Поликультурное образование должно осуществляться в рамках основных образовательных областей в развитии личности ребенка дошкольника.
Содержание поликультурного образования дошкольников базируется на основе содержания в рамках образовательных областей примерных основных образовательных программ ДО «От рождения до школы», парциальных программ и технологий.
5.Социальной востребованности воспитания и образования
Поликультурное образование будет эффективным, если будет востребованным в жизни ребенка, его семьи, окружающих людей, общества.
Реализация поликультурного образования в дошкольном учреждении.
Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах таких как: "Закон об образовании", "Концепция государственной национальной политики", «Концепция развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД».
В соответствии с Концепцией развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД поликультурное воспитание рассматривается педагогическим коллективом детского сада как одно из важнейших направлений в работе. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям разнообразные знания о традициях, быте народов родного края, других стран.
Педагоги детского сада бережно хранят традиции и культуру русского народа. Свои знания фольклора, обрядов, игр они с любовью передают детям, которые обогащают ими самостоятельную деятельность.
Реализуя на практике комплексно – тематические принципы построения образовательного процесса свою работу мы построили через знакомство, изучение, и анализа русского фольклора, проводя параллель между национальными культурами нашего региона.
В свою работу мы включили:
изучение национальной культур народов проживающих на территории Ульяновской области;
знакомство с литературой писателей и поэтов (в свободное время и вовремя непосредственно образовательной деятельности);
знакомство с фольклором;
различные игры – драматизации, спортивные игры, игры соревнования, народные игры, знакомство с играми народов стран АТР;
работа в театральной студии.
В результате этой работы формируется у детей новое, толерантное мироотношение. Безусловно, проблема воспитания толерантности чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения. В данном случае национальный фактор повлиял на обновление содержания педагогического процесса.
Были сформулированы задачи:
Расширение представления детей о родном крае.
Ознакомление детей с многонациональной культурой народов Ульяновской области.
Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения жителей своего города и края.
Формирование представлений детей о Родине – России: элементарные сведения об истории нашей страны, о Москве – столице России, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства художественных промыслов.
Формирование гражданской идентичности через развитие интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.
Знакомство детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями зарубежных стран.
Духовно нравственное развитие на основе формирования представлений о культуре разных народов, воспитание стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культуры других народов для развития цивилизации.
Показателями толерантности у детей младшего дошкольного возраста являются сочувствие и доброжелательный тип поведения, такие личностные качества, как самостоятельное нахождение способов проявления сочувствия к другому ребенку; эмоциональная чувствительность, сопереживание, стремление помочь другому, интерес к художественному образу.
Показателями у детей старшего дошкольного возраста являются толерантный тип поведения, способы культурной компетенции в различных социальных средах; личностные качества: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять; готовность действовать, осторожность в конфликтной ситуации, отказ от ненужного риска.
В своей работе я использую различные методы воспитательно-образовательной работы: беседа, игровые ситуации, наблюдения, анализ различных ситуаций (некоторые ситуации обыгрываем через театрализованные игры).
В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования.
Этому служат:
-дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы ", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет национальных сказок", "Что это и откуда", "Путешествие по сказкам";
- народные хороводные и подвижные игры: русские, татарские, чувашские, мордовские, башкирские и др.
- игры-драматизации по произведениям писателей народов Поволжья позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.
- беседы: "Народные традиции и промыслы ", "Мы живем в Поволжье", "Поволжские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Поволжья", "Семейный уклад народов Поволжья";
- ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Поволжья, обрядовым праздникам, играм;
- проблемные ситуации: "Что будет, если… " (переселить одну нацию на вместо другой) и т. д., "У татар не будет своего национального языка"; - рассматривание картин художников о Волге;
- отгадывание и составление загадок по теме. - создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Поволжья", "Жилище татар (мордвы) ";
- создание ленты времени "Поволжье вчера и сегодня"
- ознакомление с историей родного края.
Решаемые задачи:
воспитание у ребенка чувства сопричастности к другим;
воспитание навыков нравственного поведения, умения слушать другого;
потребности проявлять сочувствие попавшему в определенную ситуацию (на примере художественного образа);
формирование способов коммуникаций в процессе проявления доверенности к другому ребенку;
формирование социальных способов самовыражения своего «Я»;
формирование нравственного опыта и усвоение способов демонстрации дружеских отношений и принятие самооценки другого.
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников
Поликультурное воспитание дошкольников...
Роль матери в воспитании ребенка в современном мире
Нетрадиционное родительское собрание тема:«Роль матери в воспитании ребенка в современном мире»Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выясн...
Поликультурный ребенок в современном ДОУ
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем боль...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В данной статье содержится материал для воспитателей и старших воспитателей...
Консультация на тему «Проблемы воспитания ребенка в современном мире»
Консультация на тему«Проблемы воспитания ребенка в современном мире»...
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности....