Поликультурное воспитание ребенка в современном ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Гордеева Любовь Викторовна

Здесь представлена информация по поликультурной педагогике - сравнительно молодая отрасль научного знания. Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie_rebenka_v_sovremennom_dou.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №242«Садко» г.Ульяновск

Консультация для воспитателей

«Поликультурное воспитание ребенка в современном ДОУ».

Подготовила

Воспитатель Гордеева Л.В.

                                                 

   Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г. : «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». В России поликультурное воспитание —демократический ответ на потребности многонационального населения. Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.  

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Поликультурное воспитание дошкольников как целеноправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:

- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

 - образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

 - гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;

 - коммуникативно-интеграционную

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Содержание образования в дошкольных учреждениях должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностнопрактической преемственности поколений. С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О. В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:

 - общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;

 - компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;

 - компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении

Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует  поликультурное  воспитание дошкольника. Если эти этапы  будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, наши выпускники станут достойными представителями своего народа и своей страны.             Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими  изменениями.

 Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей.   Поэтому  научить  ребенка  понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной  задачей дошкольного воспитания. 

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

     Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам.

    В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника в детском саду мы опираемся на базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности и содержание:

1.Патриотизм        

Любовь к родине (России), к российскому народу, малой родине (краю, городу)

2.Семья        

Любовь, доброта внутри семьи, семейные традиции, уважение к родителям, близким родственникам, забота о старших и младших в семье

3.Труд и творчество        

Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость

4.Наука        

Ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

5.Искусство и литература        

Красота, гармония, духовный мир человека (эмоции, чувства, душевное состояние).Эстетическое и этическое развитие

6.Природа        

Родная земля, планета Земля, заповедная природа, забота и защита природы, экологическое сознание

7.Человечество        

Мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества (изобретения)

         При выстраивании работы с детьми педагогические работники опираются на основные принципы поликультурного образования:

Принцип и основополагающие положения:

1.Нравственного примера педагога        

Педагог выступает в любой ситуации развития ребенка примером, образцом для подражания. В педагоге ребенок видит партнера, он реагирует на эмоциональные проявления с его стороны, перенимает способы поведения с окружающим социумом.

2.Социально-педагогического партнерства        

Для решения целей и задач поликультурного образования необходимо комплексное воздействие на ребенка со стороны общественных институтов: семьи, учреждений культуры, СМИ. Необходимо устанавливать партнерские взаимоотношения с различными образовательными и культурными организациями с целью выстраивания единой линии в реализации задач поликультурного образования (сотрудничество и взаимодействие).

3.Индивидуально-личностного развития        

В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника должна осуществляться педагогическая поддержка самоопределения личности, развития способностей, талантов каждого отдельного ребенка, передача знаний, умений и навыков и основных компетенций, необходимых для успешной его социализации.

4.Интегративности программ поликультурного образования        

Поликультурное образование дошкольников должно осуществляться через специфические виды детской деятельности с учетом возраста, а именно через игровую, коммуникативную, творческую, экспериментальную деятельность. Поликультурное образование должно осуществляться в рамках основных образовательных областей в развитии личности ребенка дошкольника.

Содержание поликультурного образования дошкольников базируется на основе содержания в рамках образовательных областей примерных основных образовательных программ ДО «От рождения до школы», парциальных программ и технологий.

5.Социальной востребованности воспитания и образования        

Поликультурное образование будет эффективным, если будет востребованным в жизни ребенка, его семьи, окружающих людей, общества.

Реализация поликультурного образования в дошкольном учреждении.

           

Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах таких как: "Закон об образовании", "Концепция государственной национальной политики", «Концепция развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД».

 

В соответствии  с Концепцией развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД поликультурное воспитание рассматривается педагогическим коллективом детского сада как одно из важнейших направлений в работе. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям разнообразные знания о традициях, быте народов родного края, других стран.

           

 Педагоги детского сада  бережно хранят традиции и культуру русского народа. Свои знания фольклора, обрядов, игр они с любовью передают детям, которые обогащают ими самостоятельную деятельность.

Реализуя на практике комплексно – тематические принципы построения образовательного процесса свою работу мы построили через знакомство, изучение, и анализа русского фольклора, проводя параллель между  национальными культурами нашего региона.

В  свою работу мы включили:

изучение  национальной культур народов проживающих на территории Ульяновской области;

знакомство  с литературой писателей и поэтов (в свободное время и вовремя непосредственно образовательной деятельности);

знакомство с фольклором;

различные игры – драматизации, спортивные игры, игры соревнования, народные игры, знакомство с играми народов стран АТР;

работа в театральной студии.

В результате этой работы формируется у детей новое, толерантное мироотношение. Безусловно, проблема воспитания толерантности чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения. В данном случае национальный фактор повлиял на обновление содержания педагогического процесса.

            Были сформулированы  задачи:

Расширение представления детей о  родном крае.

Ознакомление детей с многонациональной культурой народов Ульяновской области.

Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения жителей своего города и края.

Формирование представлений детей о Родине – России: элементарные сведения об истории нашей страны, о Москве – столице России, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства художественных промыслов.

Формирование гражданской идентичности через развитие интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.

Знакомство детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями зарубежных стран.

Духовно нравственное развитие на основе формирования представлений о культуре разных народов, воспитание стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культуры других народов для развития цивилизации.

Показателями толерантности у детей младшего дошкольного возраста являются сочувствие и доброжелательный тип поведения, такие личностные качества, как самостоятельное нахождение способов проявления сочувствия к другому ребенку; эмоциональная чувствительность, сопереживание, стремление помочь другому, интерес к художественному образу.

Показателями у детей старшего дошкольного возраста являются толерантный тип поведения, способы культурной компетенции в различных социальных средах; личностные качества: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять; готовность действовать, осторожность в конфликтной ситуации, отказ от ненужного риска.

В своей работе я использую различные методы  воспитательно-образовательной работы: беседа, игровые ситуации, наблюдения, анализ  различных ситуаций (некоторые ситуации обыгрываем через театрализованные игры).

В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования.

Этому служат:

-дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы ", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет национальных сказок", "Что это и откуда", "Путешествие по сказкам";

- народные хороводные и подвижные игры: русские, татарские, чувашские, мордовские, башкирские и др.

 - игры-драматизации по произведениям писателей народов Поволжья позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

- беседы: "Народные традиции и промыслы ", "Мы живем в Поволжье", "Поволжские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Поволжья", "Семейный уклад народов Поволжья";

 - ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Поволжья, обрядовым праздникам, играм;

 - проблемные ситуации: "Что будет, если… " (переселить одну нацию на вместо другой) и т. д., "У татар не будет своего национального языка"; - рассматривание картин художников о Волге;

 - отгадывание и составление загадок по теме. - создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Поволжья", "Жилище татар (мордвы) ";

 - создание ленты времени "Поволжье вчера и сегодня"

 - ознакомление с историей родного края.

Решаемые задачи:

воспитание у ребенка чувства сопричастности к другим;

воспитание навыков нравственного поведения, умения слушать другого;

 потребности проявлять сочувствие  попавшему в определенную ситуацию (на примере художественного образа);

формирование способов коммуникаций в процессе проявления доверенности к другому ребенку;

формирование социальных способов самовыражения своего «Я»;

формирование нравственного опыта и усвоение способов демонстрации дружеских отношений и принятие самооценки другого.

Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль матери в воспитании ребенка в современном мире

Нетрадиционное родительское собрание тема:«Роль матери в воспитании ребенка в современном мире»Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выясн...

Поликультурный ребенок в современном ДОУ

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем боль...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной статье содержится материал для воспитателей и старших воспитателей...

Консультация на тему «Проблемы воспитания ребенка в современном мире»

Консультация на тему«Проблемы воспитания ребенка в современном мире»...

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...

«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности....