РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка на тему
В данной статье содержится материал для воспитателей и старших воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Л.С. Савина
Аннотация: в данной статье отражены основные направления работы дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию детей, дано теоретическое обоснование выбора данного направления работы, практическое решение проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: толерантность, поликультурное воспитание, музейная педагогика, межэтнические отношения.
В условиях многонационального государства особую роль в воспитании подрастающего поколения следует отнести толерантности. Поликультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. В этой связи следует отметить и ФГОС ДО, одной из главной задач которого является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса…». В настоящее время внесены изменения и в содержание образовательных программ ДОУ. В приоритете стоит учет национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (региональный компонент). В программы дошкольных учреждений закладываются парциальные программы, направленные на воспитание детей в духе толерантности, ознакомление с культурой разных народов, приобщение к искусству и литературе.
В современном образовании произошли большие перемены: на смену типовой программе пришла вариативность программ и самостоятельный выбор вы программы самим учреждением. Это стало для нашего сада отправной точкой в выборе направления нашей работы - поликультурного воспитания. Проблема организации деятельности дошкольников в активном процессе овладения культурным богатством своего и других народов - одна из целей поликультурного воспитания. Работа по данной теме ведется в нескольких направлениях: методическая поддержка педагогов, образовательная деятельность с воспитанниками и педагогическое образование семьи. В помощь педагогам приходят статьи в печатных изданиях, методическая литература и интернет- ресурсы. Также наши педагоги являются активными участниками вебинарах, в том числе по данной теме. В план методической работы включены такие мероприятия, как: педагогический совет «Музейная педагогика», проведение образовательной деятельности, направленной на воспитание толерантности, консультации для педагогов по поликультурному воспитанию, приобретение методической литературы по данному направлению. Образовательная деятельность обогащена формами и методами, активизирующими познавательную активность детей в сфере ознакомления с культурой других народов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разного народа. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации. Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды. В группах созданы мини- музеи : «Сувенирные магниты разных стран мира», «Сказки народов мира», «Куклы народов мира». Экскурсии воспитанников дошкольных групп позволяют включить в этот процесс всех участников образовательного процесса. Родители активно участвовали в организации мини - музеев и в организации экскурсий. Музеи стали для педагогов, родителей и воспитанников механизмом сбережения и трансляции культуры различных народов. Проживающие у нас народы- русские, украинцы, армяне, татары- предстают перед детьми не только как народы- соседи, но и как герои и творцы произведений искусства. С украинцами дети знакомятся, слушая их песни, с татарами- слушая их сказки и т.д. Таким образом, расширяются возможности поликультурного воспитания, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, так как уже в этом возрасте закладывается ценностные основы мировоззрения. В укреплении культурных традиций, в привитии детям ценностей и норм поведения, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.
В рамках социального партнерства был разработан проект совместно с детской библиотекой им.А.П. Гайдара «В детство с книгой», в рамках которого запланированы мероприятия, направленные на поликультурное воспитание. Кинотеатр «Искра» в рамках сетевого взаимодействия организовывал показ мультипликационных фильмов по мотивам сказок народов России, целью которого было приобщение к ценностям русской культуры, воспитание любви и уважения к русской культуре и культуре других народов. В рамках празднования Дня России наши воспитанники были приглашены на показ короткометражных анимационных новелл «Нижний Новгород. Истории великие страницы». Мероприятие к празднованию Дня единения Беларуси и России включало в себя знакомство с особенностями белорусского фольклора, воспитание патриотизма и чувства единения с братским народом. В рамках проведения Года культуры в России был организован показ мультипликационных фильмов, которые способствовали приобщению детей к ценностям русской культуры, воспитание чувства любви и уважения к русской культуре и культуре других народов. Мультфильмы, показанные ко Дню семьи, любви и верности способствовали приобщению к ценностям традиционных культур восточных славян, воспитанию чувства любви и уважения к русской культуре и культуре других народов.
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональн...
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
В работе представлена разработка и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....
"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...
Работа с педагогическим коллективом по реализации федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается проблема - как организовать методическую работу в ДОУ по реализации ФГТ так, чтобы эта работа была наиболее эффективной...
Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....
Реализация ФГОС ДО в практике дошкольных образовательных учреждений
Консультация для педагогов...
Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.
Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...