Роль матери в воспитании ребенка в современном мире
материал ( группа) на тему
Нетрадиционное родительское собрание тема:
«Роль матери в воспитании ребенка в современном мире»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выяснить, как это отражается на воспитании детей. Помочь осознать необходимость в обращении к традиционным ценностям семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_semyadetskiy_sad_1.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
«Роль матери в воспитании ребенка в
современном мире»
Список использованных информационных источников.
1. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» М.: Сфера, 2005г.
2.Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника» М.:1994г.
3.Стихотворение Эдуард Асадов « Берегите своих детей».
4.Стихотворение Дмитрий Кедрин «Сердце матери».
Нетрадиционное родительское собрание тема:
«Роль матери в воспитании ребенка в современном мире»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме изменения роли женщины в современном мире, выяснить, как это отражается на воспитании детей. Помочь осознать необходимость в обращении к традиционным ценностям семейного воспитания.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей (Приложение № 1)
2. Подготовить фотоколлаж «Моя мама»
Оборудование: Чистые листы и ручки. Аудиозаписи спокойной красивой музыки. Песни «Мама-первое слово» из кинофильма «Мама». Песня «Мамин вальс». Песня «О Родителях» Р. Рождественского. Подборка песен о маме. Ширма для фотоколлажа.
Фотографии «Вместе с мамой!». Герои сказки (для кукольного театра). Ширма для показа сказки. Цветная бумага, линейки, клей-карандаш, ножницы, коробки из -под сока, молока. Воздушные шары в форме сердечка.
Ход мероприятия
Современный мир – это время когда меняется все, и перемены происходят настолько стремительно, что мы просто не успеваем за ними. И еще больше сегодня говорят о новаторстве, о новаторстве во всем, и воспитание детей, не стало исключением, и как-то невольно возникают мысли, а стоит ли доверяться этому новому, стоит ли экспериментировать с воспитанием.
Философская энциклопедия определяет, что эксперимент, служит проверкой гипотез и предсказаний теории. Существует и такая трактовка – эксперимент это опыт, проба. А еще в науке есть утверждение отрицательный результат, тоже результат. Но согласитесь, в воспитании ребенка отрицательный результат – вовсе не результат, и второго шанса, исправить ошибки не будет. И может, стоит задуматься о традициях воспитания, проверенных не одним поколением. И, безусловно, самым неизменным, самым мощным фактором воспитания является образ матери.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они обступали ребенка с раннего детства и сопровождали всю жизнь.
На фоне музыки звучит стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце матери».
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей,
И светлых цехинов, и звонких рублей! -
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь.
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
«Бедная мать! Вот тебе и награда за твою любовь! Того ли ожидала ты? Но в том - то и дело, что матери не ожидают наград…. их единственная награда – это ребенок, который вырастет и станет Человеком.
Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка, так каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. Ведь основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен античности фактически не изменились.
Звучит спокойная, красивая музыка, на ее фоне воспитатель обращается к присутствующим, с такими словами: Мы предлагаем вам закрыть глаза буквально на минуточку и вспомнить себя ребенком, пускай это будет самое доброе и радостное воспоминание, а теперь вспомните свою маму, нет, не такой, какой вы видите ее сейчас, а такой, какой вы помните ее в детстве.
Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских дней,
И доверчиво прижаться к доброй мамочке моей!
Рассказать свои тревоги, знаю: мама всё поймёт.
Успокоено услышать:"Не волнуйся, всё пройдёт!"
Мы предлагаем вам не простое, но очень важное для нашей сегодняшней встречи задание. Напишите письмо маме от себя ребенка, именно ребенка, настолько ребенка, насколько вы сможете вспомнить, изложите в нем все, что вам хотелось ей сказать. А главное вспомните, чего вам больше всего не хватало, чего вы ждали от нее, и пускай это будут не упреки в прошлое, а возможность исправить будущее, ваше и вашего ребенка. (В течении 3-5 минут, родители выполняют предложенное задание, все время звучит спокойная музыка).
А теперь прочитайте свое письмо, уверенна, что во всех ваших письмах имеется одно общее для всех желание – чтобы мама больше времени дарила вам, чаще была рядом, играла, читала, ласкала.
Сегодня мы все чаще слышим о том, что родители не справляются со своими детьми. «Я ничего не могу с ним сделать, он меня не слушается», говорит мама не бунтующего подростка, а четырех, пятилетнего ребенка. Почему так происходит, а причина проста – родители, и частности матери, теряют авторитет. Ведь авторитет появляется не на пустом месте. Вот какой человек является авторитетным для вас? (знающий, компетентный, тот, кому вы доверяете, кто сумел доказать вам каким либо поступком свою правоту). А как понять ребенку, что если он будет делать, так как сказала мама, то получит положительный результат, ведь он не в состоянии понять ваших глобальных замыслов, о воспитании настоящего человека. А авторитет складывается из маленьких дел, в результате, которых ребенок может убедиться сделал, так как сказала мама, получилось хорошо. Давайте разбираться.
Сегодня дискредитируется традиционный образ матери. Современная мама – это мама, которая каждый день уходит на работу, и непонятно, что там она делает (не понятно естественно ребенку). А вечером приходя с этой самой работы, мама в сумке приносит все что нужно (еду, угощения и т.п). Или мама так увлечена всесторонним развитием своего чада, что целый день водит его, то на кружок, то на тренировку, то на репетицию. А вечером мама уже устала и даже еду для семьи готовит на скорую руку и, как правило, помощник в лице маленького ребенка, от которого помощи меньше чем беспокойства, ей естественно, не нужен. И зачастую все чаще мама прибегает к «быстрой еде» - полуфабрикаты, пельмени из пакета, торты, печенья, пирожные – все тоже в красивой упаковке. Вы, наверное, можете задать вопрос, как приготовление еды может укрепить авторитет матери. Все просто, если вы печете пироги вместе с ребенком, и всякий раз терпеливо показываете и рассказываете ему как это правильно сделать, то с десятого раза у вашего малыша получится красивый и ровный пирожок - и он понимает если послушать маму, то все у него получается. Вот и выходит, что мама, если ребенок не разделяет с ней труда, постепенно в его глазах превращается в некий обслуживающий персонал, и в этом образе разве может она быть авторитетом. Если оглянутьсяв историю,не совсем даже в древнюю, лет пятьдесят назад, авторитет родителей был, несомненно, очень высок. И отчасти потому, что дети видели процесс труда своих родителей и его результат, сами принимали в нем участие.
А значит, первое правило – все, что можно делать вместе с ребенком, делайте вместе с ребенком. А еще современная мама – это мама с укладкой, маникюром, макияжем. Нет, мы не говорим, что это плохо, женщина, без сомнения должна быть красивой и ухоженной – но мы говорим о том, что на все это уходит время и не мало. А теперь честно, ответьте себе на вопрос – у кого вы воруете это время. Почему у нас нет его, когда сын или дочка просит нас поиграть - да, да в домик, или в гараж, или порисовать, или полепить. Ребенок вынужден занимать себя сам, самостоятельно находить себе занятие, или искать тех, кто разделит с ним его интересы. А когда ему исполнится тринадцать, мы с наивностью будем удивляться, почему он нас не слушает, почему мнение друзей для него важнее, чем наше, материнское мнение. Ответ прост когда, когда вы были ему нужны, вам было некогда, вы упустили свой шанс, когда ребенок был готов вас слушать, когда, играя с ним, вы могли его научить, всему, ведь мир, он маленький еще человек, познает через игру.
Конечно, каждый из вас может возразить – не хватает времени, но как сказал известный поэт Роберт Рождественский «Хотите ли Вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том
Что, прежде всего, мы – родители,
А все остальное потом!...
От того, какими будут дети
Целиком зависит мир грядущий!
Итак, правило второе – всегда находите время на игры с детьми. Играя, с ребенком вы станете для него тем, человеком с которым, он захочет разделить свои интересы.
Нам искренне хочется верить, что разговор, сегодня не был напрасным, и вы о многом задумаетесь. Помните самое главное, для маленького ребенка мама это целый мир, и то каким этот мир будет, зависит только от вас. Помните: « ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
И не забывайте дарить любовь своим матерям, учите этому своих детей.
Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит,
Совсем незнакомую - мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то, что ты есть!!!
Встречайтесь со своей мамой почаще, вместе с вашими детьми. Звоните каждый день, и пусть это слышат ваши дети.
Ну что ж, а теперь давайте пригласим сюда наших детей. В зал входят дети, под песню «Мама – первое слово» из к\ф «Мама».
1 ребенок: Как, здорово, что мамы есть.
За это им хвала и честь.
За то, что добрые они.
Заботливы, и так нежны.
2 ребенок: Они такие разные
Но всё же все прекрасные.
Душевные, простые
Немного озорные!
3 ребенок: Вы работали устали
Так давайте отдыхать
Приглашайте-ка ребята.
Мам своих потанцевать.
Танец с мамами «Мамин вальс».
Мастер-класс «Вместе с мамой».
На каждую пару(мама-ребенок), готовятся наборы цветной бумаги, клей-карандаш, линейка, коробки из под молока, сока, ножницы.
Задание нужно сделать «дома» для улицы. Для сюжетно-ролевой игры.
А сейчас дети вас ждет сюрприз от наших мам. Сказка «Как звери грибы собирали». Родители показывают сказку.
4 ребенок: Вот какие наши мамы
Мы всегда гордимся вами.
Умными и милыми.
Добрыми, красивыми.
Воспитатель: И пока в доме детский смех
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливее всех
Берегите, пожалуйста, ДЕТСТВО!
Дорогие мамы, а сейчас, ваши дети подарят вам подарки, которые они для вас приготовили. Примите сердечки от самых любимых на свете детей. (Воздушные шары в форме сердца).
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Как вы считаете, вы являетесь авторитетом для своего ребенка?
2. Часто ли ребенок вас не слушается?
3. Согласны ли вы с утверждением, что в современном мире авторитет матери слабеет? Если вы ответили «да», назовите три причины, почему, по-вашему, это происходит?
4. Как вы считаете, изменилась ли в современном мире роль матери в воспитании ребенка?
5. Есть ли у вас общие занятия с ребенком?
6. Какую помощь в быту вы доверяете ребенку?
7. Есть ли в вашей семье семейные традиции? Какие?
8. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры?
9. Часто ли вы говорите ребенку, что заняты, когда он просит вас поиграть с ним?
10. Как вы считаете, хватает ли вашему ребенку вашей любви и внимания?
Приложение №2
Я знаю одну интересную историю, которая произошла как раз в это время года. Хотите ее посмотреть? Садитесь, и внимательно смотрите сказку- «Как звери грибы собирали» (Автор: Л.Тиунова)
Автор. Выросли грибочки в небольшом лесочке.
Мимо мышка бежала и грибочки увидала.
Мышка. Вот красивые грибочки,
Отнесу-ка я их дочке!
Автор. Что ты, мышка, что ты, мышка!
Ты спроси у ребятишек.
Все ребята говорят:
Дети. Грибы мышата не едят!
Автор. Мимо лисонька бежала
И грибочки увидала.
Лиса. Вот как много здесь грибочков!
Отнесу их своим дочкам!
Автор. Ой, лисонька, не надо!
Не корми, лиса, лисят.
Все ребята говорят:
Дети. Грибы лисята не едят!
Автор. Мишка мимо проходил,
Чуть грибы не раздавил.
Медведь. Ну и много ж здесь грибов!
Съем их, пусть согреют кровь!
Автор. Ты смешной, ленивый Мишка!
Ты спроси у ребятишек.
Все ребята говорят:
Дети. Грибы медведи не едят!
Автор. Ежик с белкой пробегали и грибочки увидали.
Спросим наших мы ребят: ежики грибы едят? (Да!)
Белочки грибы едят? (Да!)
Белка. Посушу свои грибочки
Я на остреньком сучочке.
Ежик. Отнесу свои грибы
Прямо к ежикам в кусты.
Автор. Вот и сказочке конец! А кто слушал молодец!
(Герои сценки танцуют под музыку, остальные аплодируют).
Приложение №3
Консультации для родителей
«Игры, которые можно провести дома»
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть, ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.
«Давай посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.
«Кто больше?»
Перед играющими,на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.
«Камешки»
Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль матери в воспитании ребенка"
Конечно, роль матери в воспитании ребенка является одним из основ того, что бы создать хорошую семью, но увы не все матери знают и понимают это. В связи с этим сейчас многие молодые семьи расходятся е...
Буклет "Роль матери в воспитании ребенка"
Конечно роль матери в воспитании ребенка является одним из основ того что бы создать хорошую семью, но увы не все матери знают и понимают это. В связи с этим сейчас многие молодые семьи расходятс...
Роль матери в воспитании ребенка
Роль матери в воспитании ребёнка является одним из основ того,что бы создать хорошую семью, но увы не все матери знают и понимают это....
«Роль матери в воспитании ребенка»
Советы для родителей «Роль матери в воспитании ребенка»...
Роль матери в воспитании ребенка
Стендовая информация для родителей в ДОУ...
Роль матери в воспитании ребенка
Консультация для родителей...
Консультация на тему «Проблемы воспитания ребенка в современном мире»
Консультация на тему«Проблемы воспитания ребенка в современном мире»...